Интернет с точки зрения социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:36, реферат

Описание работы

Среди основных подходов современной социологии, в рамках которых можно достоверно и полноценно описать интернет как социальный институт несколько - это теории постиндустриального общества, информационного общества, эпохи постмодернизма, виртуализации общества.

Работа содержит 1 файл

Интернет с точки зрения социологииСреди основных подходов современной социологии.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Интернет с точки  зрения социологии

Среди основных подходов современной социологии, в рамках которых можно достоверно и полноценно описать интернет как социальный институт несколько - это теории постиндустриального  общества, информационного общества, эпохи постмодернизма, виртуализации общества.

Кроме этого существует множество других подходов к изучению современного общества, которые по-разному  определяют его: А. Турен называет формирующееся  общество «программируемым» (поскольку, по его мнению, оно является не результатом естественноисторического развития, а итогом решений, политик и программ), «посткапиталистическое» (Р. Дарендорф), «телематическое» (Дж. Мартин), «постцивилизационное» (К. Боулдинг), «постэкономическое» (Г. Кан), «супериндустриальное» (А.Тоффлер), «постпротестанское» (С. Алтром), «постбуржуазное» (Дж. Лихтхайм), «постмодернистское» (А. Этционе), «технотронное» (З. Бжезинский), «постэкономическое» (В. Иноземцев) и даже «постнефтяное» (Р. Барнет) и «всемирная деревня» (Мак-Люэн) [70]. Разнообразие подходов усложняет задачу изучения места Интернета в современном обществе, но позволяет расширить количество потенциальных путей анализа.

В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления традиционного  и современного общества в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном и американскими экономистами У. Ростоу и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального общества. Основу этой теории составляет идея эволюции общества от отсталого аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному обществу со сложной системой разделения труда с механизированным и автоматизированным производством, массовой культурой.

В основе этой теории лежит «технологический детерминизм», суть которого в том, что все развитие и все изменения в обществе обусловлены технологическими переворотами, вызванными техническими и научными нововведениями в производстве. Технологические перевороты влекут за собой изменения в экономике, политике, культуре, но эти изменения не сопровождаются социальными конфликтами и революциями, а разрешаются путем социальным реформ.

Главным мотивом  социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - информация, знания.

Концепция постиндустриализма возникла как результат эволюции идеи индустриального общества. Постиндустриальное общество стало пониматься как социальная форма, определившаяся в ходе эволюции и преобразования индустриального общества. Эта идея была высказана еще в середине 19 века в работах О.Конта, Дж. Миля, А.Сен-Симона и др. социологов и экономистов, которые выделяли отдельные периоды общественного развития на основе технологии жизнедеятельности общества. В 20-х годах нашего века в Лондоне вышла первая из работ, которая определяла будущее общества как постиндустриальную цивилизацию. В начале 70-х годов на смену концепции единого индустриального общества Р. Арона, У. Ростоу и др. приходит концепция постиндустриального общества. Этим термином начинают обозначать общество, в котором экономика в значительной степени основана на обслуживании, профессиональные и технические слои общества начинают доминировать, теоретическое знание является центральным, интеллектуальная деятельность, направленная на построение моделей, анализ систем, получает высокое развитие и способна к самоподдерживающему росту.

Социальная сеть (социология)

Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)

Наблюдать этот феномен  на практике позволяют социальные сети. В доинтернетовские времена они представляли собой обычные сети человеческих отношений. Само понятие «социальная сеть» включает некий круг знакомых человека, где есть сам человек — центр сети, его знакомые — ответвления сети и отношения между этими людьми — связи.

В 30-е годы в Америке  исследовались взаимосвязи между  людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых  отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними —  в виде линий. В частности этим занимался Я. Л. Морено.Фактически Я. Л. Морено можно считать основателем дисциплины Анализ социальных сетей. Термин был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. До того, многие мыслители об обществе выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений.

Понятие «социальная  сеть» во второй половине XX века стало популярным у западных исследователей общества; в английском языке оно стало общеупотребительным. Общепонятны в английском выражения вроде «чья-то предпринимательская сеть»: данный пример означает круг знакомых какому-то человеку людей, имеющих для него (и, в некой степени и конфигурации, друг для друга) предпринимательский интерес, а также все подобные круги знакомств тех людей, и так далее до какого-то уровня значимости. В русском языке есть близкое понятие «блат», означающее неформальные и социально значимые человеческие отношения. При отображении модели социальной сети целесообразным может быть:

Размещение узлов  сети — точек или пятнышек —  в двух измерениях соответственно их свойствам вроде места жительства.

Пространственное  упорядочение объектов в одном измерении  соответственно некоторому их количественному  свойству, такому как возраст, положение  в организационной иерархии, богатство, доход или иная мера социального статуса.

Использование общих  для всех сетевых диаграмм методов  для отображения количественных и качественных свойств социальных объектов и отношений. Примеры:

Отображение яркости  или размера объекта (точки) или  связи (линии, «нити») в зависимости от присвоенной им количественной характеристики.

Выделение дискретных и качественных свойств объектов или связей цветом.

Также существуют бизнес ориентированные социальные сети, в  которых юридические лица и индивидуальные предприниматели контактируют для создания бизнес-контактов. В таких сетях не редко знакомятся обычные пользователи используя понятные поисковые возможности.

Анализ социальных сетей

Для анализа социальных сетей используется целый ряд  количественных и качественных понятий, таких как степень централизации, степень кластеризации, связности и прочие. Один из самых известных примеров анализа был проведен в 1970-е годы американским социологом Марком Грановеттером. Он показал[3], что для многих социальных задач, таких как поиск работы, например, слабые связи оказываются намного эффективнее, чем сильные. Этот эффект он назвал «силой слабых связей». Для эффективности и устойчивости социальной сети оказываются важными ряд функциональных ролей ее участников. Таких как информационные брокеры, эксперты и другие

Интернет-сообществo

В связи с постоянно  увеличивающимся количеством социальных сетей у пользователей возникает  проблема, связанная с необходимостью нахождения пересечений в социальных связях на разных ресурсах. Собрав круг общения на одном ресурсе, пользователь бывает вынужден искать людей из этого круга и на других сайтах для полноценного пользования этими сайтами. Существуют сервисы, позволяющие соединить информацию с нескольких сайтов одновременно и получать информацию о событиях, происходящих в сетях, в которых он зарегистрирован.

Глобализация

Формирование «соцсети»  является частью такого процесса как  глобализация. При этом рассматриваются  и прогнозируются все за и против этого устойчивого процесса. На фоне формирования «соцсети» рассматриваются очень важные сопутствующие процессы, например: распространение болезней (вирусов), культурный взаимообмен, появление новых социальных групп и т. д. 

Информация о работе Интернет с точки зрения социологии