Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:52, реферат
1. Доминантная агрессия (самоутверждение). Объекты агрессии - члены семьи.
2. Агрессия собственника (защита пищи, игрушек). Объекты агрессии - люди и/или животные.
3. Защитная агрессия (защита дома, хозяина, животных). Объекты агрессии - люди и/или животные.
4. Хищническая агрессия (подкарауливание, охота). Объекты агрессии - люди и/или животные.
5. Агрессия вызванная страхом (наказание, попытка схватить животное). Объекты агресии - люди.
6. Агрессия среди самцов. Объекты агрессии - другие самцы.
7. Агрессия среди самок. Объекты агрессии - другие самки.
8. Агрессия вызванная болью (лечение). Объекты агрессии - люди.
9. Агрессия вызванная наказанием (болезненное наказание). Объекты агрессии - люди.
10. Материнская агрессия (защита щенков, логова). Объекты агрессии - люди и/или животные
1. Доминантная агрессия (самоутверждение). Объекты агрессии - члены семьи.
2. Агрессия собственника (защита пищи, игрушек). Объекты агрессии - люди и/или животные.
3. Защитная агрессия (защита дома, хозяина, животных). Объекты агрессии - люди и/или животные.
4. Хищническая агрессия (подкарауливание, охота). Объекты агрессии - люди и/или животные.
5. Агрессия вызванная страхом (наказание, попытка схватить животное). Объекты агресии - люди.
6. Агрессия среди самцов. Объекты агрессии - другие самцы.
7. Агрессия среди самок. Объекты агрессии - другие самки.
8. Агрессия вызванная болью (лечение). Объекты агрессии - люди.
9. Агрессия вызванная наказанием (болезненное наказание). Объекты агрессии - люди.
10. Материнская агрессия (защита щенков, логова). Объекты агрессии - люди и/или животные.
11. Перенацеленная
агрессия (попытка разнять драку). Объекты
агрессии - чаще всего люди, реже подошедшие
не вовремя животные.
Все дети рождаются
на свет добрыми и дружелюбными,
так почему же люди проявляют агрессию?
Природа человеческой агрессии остается
загадкой для экспертов в области психологии.
Причиной проявления любой агрессии является
инстинкт самосохранения и самоутверждения
человека. Например, недостаток средства
к существованию способен толкнуть человека
на грабеж.
Человек всю жизнь
стремится жить безбедно и получить
максимум удовольствий от жизни, а если
он испытывает недостаток чего-либо для
удовлетворения своих потребностей,
он чувствует агрессию по отношению
к тому, кто виновен в этом или
зависть к тем, кому удалось достигнуть
этого. Агрессия проявляется в этом случае
вместе с мыслью: "А чем я хуже?" и
является стимулом к самоутверждению.
Такое вид агрессии представляет собой
проявление первобытного животного инстинкта,
когда проблема достижения материальных
благ решалась в схватке между соперниками.
Победителю доставалось лучшая пища, жилище,
самка и так далее.
Если ребенка родители
воспитывали с детства во враждебной
атмосфере и на каждые его жалобы
об обиде сверстниками, учили его
бить кулаками и давать сдачу обидчику,
то такой ребенок во взрослой жизни воспринимает
отношения между людьми недружелюбно.
Каждое обидное слово или критика вызывает
у него желание отомстить или физически
наказать обидчика. Так родители "программируют"
агрессию с детства. Кроме того, причиной
проявления агрессии может быть несовпадение
взглядов на религиозной почве, выяснение
отношений между футбольными фанатами,
между представителями разных партийных
организаций и другие.
Врачи - психиатры
не могут ответить однозначно, стоит
ли преодолеть в себе проявление негативных
эмоций, какую роль играет агрессия в жизни
человека: положительную или отрицательную.
Ведь агрессия, также как и радость, является
проявлением человеческих чувств. Разница
лишь в том, что если радость способствует
улучшению самочувствия и проявлению
положительных эмоций, то злоба наоборот
способна разрушать человека изнутри.
Как известно, чтобы не накопились отрицательные
эмоции внутри необходимо время от времени
"выпускать пар" и тем самым избавлять
себя от негатива посредством агрессии
или слез. В противном случае, постепенное
накопление негативных эмоций может привести
к стрессу и к болезням.
Вместе с тем, сегодня
проявление агрессии может быть опасно
не только для какого-то человека, а
может стать угрозой всему человечеству.
В современном обществе не представляет
особой трудности приобрести огнестрельное
оружие, а человеческую агрессию иногда
трудно укоротить и заставить "остановиться"
примирительными словами. Особую опасность
миру представляют орудия массового поражения
и ядерное оружие. Исходя из этого, можно
соглашаться с мнением некоторых психологов,
которые утверждают, что любые агрессивные
проявления эмоций необходимо подавлять.
Для того чтобы выпустить
пар на физическом уровне можно бить
грушу, подушку, накричать на неживой объект
или разбить что-нибудь ненужное. Если
вас обидел кто-то, не старайтесь, молча
стерпеть обиду. Заявите в глаза вашему
обидчику, что его слова вам не нравятся.
В случае если обидчик является вашим
шефом и вы не можете возможности высказать
обиду, то сделайте это дома, вслух проговаривая
вашу обиду и в конце своего высказывания
мысленно простите своего обидчика.
По мнению психологов,
без агрессивного поведения человек
обречен на гибель еще в детстве.
Без полезной агрессии человек не способен
достигнуть поставленной цели и не будет
иметь твердость характера. Полезная агрессия
помогает человеку выжить в критических
жизненных ситуациях. Например, без проявления
агрессии невозможно защитится при нападении
грабителя.
Особо опасными проявлениями
агрессии являются ситуации связанные
с психическим заболеванием. Например,
слуховые галлюцинации и бредовые патологии,
в результате чего больные способны убить
человека или покалечить по причине бреда
или мании преследования.
Чтобы избежать проявления
агрессии, необходимо научиться переосмыслить
себя и свое поведение. Сбросить негативные
мысли можно, научившись позитивно смотреть
на мир и очистив сознание от злобы и зависти.
Для этого необходимо направить агрессивную
энергию в положительное русло, а это -
строить планы на будущее и добиваться
их реализации, правильно расставлять
жизненные приоритеты. Хорошо помогают
сбросить негативную энергию занятия
спортом и любимое хобби. Существует целый
комплекс упражнений по медитации для
преодоления агрессии, в том числе занятия
йогой и ушу. В случае сложных депрессий
и стрессов, прежде чем проявить агрессию,
обращайтесь за помощью к психологам.
Человек был, есть и, возможно,
еще долго будет агрессивным.
Это кажется ясным и
Все существующие ныне
теории агрессии, при всем их многообразии,
можно подразделить на четыре основные
категории, рассматривающие агрессию
как: 1) врожденное побуждение или задаток
(теории влечения); 2) потребность, активируемая
внешними стимулами (фрустрационные теории);
3) познавательные и эмоциональные процессы;
4) актуальное проявление социального.
Первая категория
теорий, несмотря на многообразие подходов,
исходит из того (и это объединяет
эти теории и составляет их центральное
звено), что агрессивность рассматривается
ее сторонниками как врожденная инстинктивная
форма поведения. Иными словами, агрессия
проявляется потому, что она генетически
запрограммирована. Следовательно, какие-либо,
даже самые положительные, изменения в
социальной среде не способны предотвратить
ее проявление. Максимум, возможно, ослабить
ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.
Вторая категория
теорий (агрессия как потребность, активируемая
внешними стимулами, агрессия как побуждение)
как раз наоборот, считает возможным
не только ослабление, но полное искоренение
агрессии, поскольку саму агрессию относит
к проявлениям влияния и воздействия внешней
среды и условий (фрустрации, возбуждающих
и аверсивных событий).
Третья группа теорий,
в отличие от предыдущих, учитывает
такие аспекты человеческого опыта, как
когнитивная и эмоциональная деятельность,
Именно этим она отличается от них. Сторонники
этих теорий утверждают возможность управления
агрессией, контроля над поведением «простым»
научением людей реально представлять
себе потенциальные опасности, адекватно
оценивать угрожающие ситуации.
Наконец, согласно четвертой
группе теорий (теории социального
научения), агрессия представляет собой
приобретенную в процессе научения
модель социального поведения. Агрессивные
реакции усваиваются и поддерживаются
путем непосредственного участия в ситуациях
проявления агрессии, а также путем пассивного
наблюдения агрессивных проявлений.
Хотя и теории влечения
и фрустрации в современной психологии
считаются устаревшими, нам представляется,
что неправильно игнорировать то «рациональное
зерно», которое они «посадили», имеет
неоспоримое значение для последующих
исследований.
Естественно, говоря о психоаналитическом подходе к агрессии и агрессивности, мы, в первую очередь, будем иметь в виду З. Фрейда. Все человеческое поведение психоаналитики выводят прямо или косвенно из Эроса – основного инстинкта жизни, энергия которой направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидинозных импульсов.
Взгляды Фрейда на истоки
и природу агрессии крайне пессимистичны.
Это поведение не только врожденное,
берущее начало из «встроенного»
в человеке инстинкта смерти, но
также и неизбежное, поскольку, если
энергия Танатоса не будет обращена вовне,
это вскоре приведет к разрушению самого
индивидуума. И все хорошо тем, что внешнее
проявление эмоций, сопровождающих агрессию,
может вызывать разрядку разрушительной
энергии и, таким образом, уменьшить вероятность
появления более опасных действий. То
есть катарсис – совершение экспрессивных
действий, не сопровождающихся разрушением,
может быть эффективным средством предотвращения
более опасных поступков. Иными словами,
с точки зрения З. Фрейда агрессия имеет
биологическую (инстинктивную) природу
и преодолеть ее невозможно, кроме как
частично регулировать социальными нормами,
придавая ей более или менее безобидные
формы.
Эволюционный подход
к развитию человеческой агрессивности
опирается, в первую очередь, на теорию
К. Лоренца, разработанную в результате
изучения поведения животных. Взгляды
К. Лоренца (1994) достаточно близки к взглядам
З. Фрейда. Согласно концепции К. Лоренца
агрессия берет свое начало из врожденного
инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт
развился в ходе эволюции и выполняет
три важные функции: 1) борьба рассеивает
представителей видов на широком географическом
пространстве, 2) агрессия помогает улучшить
генетический фонд вида за счет того, что
оставляют потомство только наиболее
сильные и энергичные, 3) сильные животные
лучше защищаются и обеспечивают выживание
своего потомства. Однако, в применении
к человеку, скорее нужно констатировать
негативную роль второго пункта. Энергия
агрессии генерируется в организме спонтанно,
непрерывно, в постоянном темпе, регулярно
накапливаясь с течением времени. Чем
больше количество агрессивной энергии
имеется в данный момент, тем меньшей силы
стимул нужен для того, чтобы агрессия
«выплеснулась» вовне. Это так называемая
«психогидравлическая модель» агрессии,
созданная на основе исследования агрессии
животных. Конечно, можно поспорить с автором
за механический перенос на человека данных,
полученных в экспериментах на животных,
а также в ходе наблюдений за ними. Но не
надо забывать, что человек – это то же
своеобразное животное и имеет эволюционные
и физиологические корни.
Теория К. Лоренца
объясняет тот факт, как у людей,
в отличие от большинства других
живых существ, широко распространено
насилие в отношении
Одним из подходов
к пониманию сущности человеческой агрессивности
является, с нашей точки зрения, антропоэкологический
подход, применяемый некоторыми исследователями
(Гильбурд О.А., 2000; Дерягина М.А., 1994; Корнетов
А.Н. и соавт., 1990). Агрессия и агрессивность,
зло и насилие, война и разрушения и т.д.
и т.п. всеми исследователями человека
бесспорно относятся к негативным, аномальным,
не желательным явлениям. Однако уже много
тысяч лет эти явления сохраняются на
всех этапах естественного отбора и, так
называемой, геннокультурной эволюции
вида Homo Sapiens (Самохвалов В. П. и соавт.,
1995). Естественно предположить, что агрессивность
и агрессивное поведение, возникшие на
определенных этапах эволюции, имеют эволюционный
смысл.
Как и любая форма
поведения, агрессивность проявляется
во взаимоотношениях со средой. Поэтому
мы считаем совершенно естественным и
правильным применение антропоэкологического
подхода в качестве методологической
основы, с позиций которого эволюцию человека
можно рассматривать как перманентный
процесс адаптации в меняющихся условиях
среды обитания. С точки зрения Foley R. (1990)
избирательная фиксация тех или иных уникальных
для Homo Sapiens особенностей в ходе этого
процесса позволили ему получить репродуктивное
преимущество над теми, кто не обладал
такими чертами. Возможно эволюция «наградила»
его (человека) высокой силой агрессии
как биологически самого неприспособленного
и слабого вида.
Известно, что эволюция
человека происходит путем генных,
морфологических, физиологических и поведенческих
мутаций, из которых мне, как психиатру,
легче всего анализировать последние.
Основной постулат этологии гласит, что
любое поведение в конкретной экологической
ситуации имеет адаптативный или защитный
характер (Tinbergen N., 1951). Возникает правомерный
вопрос, в какой же экологической ситуации
агрессивность оказалась эволюционно
полезной формой поведения, когда она
приобрела адаптативный смысл? Можно предположить,
что, во-первых, будучи физически слабым,
лишенным физиологических и биологических
механизмов защиты и нападения (сильные
ноги или руки, клыки, броня, бивни, рога
и т.д.), в экологически агрессивной по
отношению к себе среде человек «заразился»
этой агрессивностью. То есть приобрел
большую силу «витальной энергии». Во-вторых,
в ходе эволюции энергия человеческой
агрессивности изменила свой вектор от
естественной к социальной среде, агрессия
стала направляться на человека, против
человека. Биологически агрессивная среда
породила в человеке адаптативно-защитную
агрессию в отношении естественной среды,
которая, впоследствии закрепившись генно-культуральными
механизмами, стала сутью и основой всех
форм человеческой жизнедеятельности.
То есть, если правильна концепция В.П.
Самохвалова и В.И. Егорова (1995), то формирование
агрессивности представляется нами как
один из основных факторов психической
эволюции человека, возможно наравне с
формированием таких особенностей, как
прямохождение и речь (Самохвалов В.П.,
1994). «Неразумная разумность» человека
(по выражению К. Лоренца «разумная, но
нелогичная человеческая натура») породила
противоречия в естественно-биологической
среде человека, что обусловлено своего
рода дисгармонией между закономерностями
социального поведения, основанного на
разуме и культурной традиции, и закономерностями,
которые присущи «любому филогенетически
возникшему поведению». Дисгармония между
этими фундаментальными основными формами
поведения привела к тому, что агрессия
в человеческом обществе стала принимать
«гротескные и бессмысленные формы» и,
теряя свой первоначальный видосохраняющий,
защитно-адаптативный смысл, стала превращаться
в угрозу выживанию. Несмотря на некоторую
спекулятивность подобных рассуждений,
все же такой ход эволюции человека представляется
возможным.