Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:44, реферат
Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативный процесс неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение. Такой единицей является текст, который мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.
Предисловие
Курс дает представление
о тексте как объекте книговедческого
и лингвостилистического
Учтены следующие
задачи изучения курса: выявление форм
и закономерностей соотношения
внешних (коммуникативных) факторов, лежащих
в основе конструирования текста,
и внутренних констант текста; установление
взаимоотношений плана
При характеристике текста
реализован коммуникативно-прагматический
принцип в определении
В последние годы текст
стал объектом разноаспектного изучения.
Лингвистический аспект, в частности,
стимулируется развитием
В теории текста много еще нерешенных проблем.
При недостаточной разработанности
научных основ анализа и
В методике анализа соотношение «автор - текст - читатель» должно занять далеко не последнее место. Двунаправленность текста как результата деятельности (для автора) и как материала для деятельности (для читателя) таит в себе многие секреты организации текста и его функционирования.
В настоящем пособии
предпринята попытка дать по возможности
всестороннюю характеристику текста,
исходя из имеющихся в специальной
литературе материалов; помочь студентам-книговедам
разобраться в сложной
1.
Теория текста. Ее предмет и объект
Функциональный аспект
в изучении языка, ориентация на коммуникативный
процесс неизбежно привели к
выявлению коммуникативной
Для речевой организации
текста определяющими оказываются
внешние, коммуникативные факторы.
И потому порождение текста и его
функционирование прагматически ориентированы,
т.е. текст создается при
Коммуникативные условия, или конкретные речевые ситуации, поддаются типологизации, таким образом, и тексты, ориентированные на определенные коммуникативные условия, также должны обладать типологическими признаками. Установлением этих признаков и занимается прежде всего теория текста - научная дисциплина, получившая выход в социолингвистику, психолингвистику, информатику, функциональную стилистику, теорию перевода и другие дисциплины, связанные с изучением речевой деятельности как процесса и речевого произведения как результата этой деятельности.
Среди филологических дисциплин,
в частности книговедческого
профиля, теория текста занимает одну
из главных позиций. Это объясняется
тем, что текст как объект исследования
предстает здесь как
Теория текста сложилась как научная дисциплина во 2-ой половине XX в. на пересечении ряда наук - информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики, книговедения, социологии. Несмотря на обилие междисциплинарных пересечений, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом. Теория текста охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является текст вербальный, поэтому при характеристике и описании текста важны данные, накопленные лингвистикой.
Одно то, что теория
текста сложилась как дисциплина
промежуточного типа, на базе ряда как
фундаментальных, так и прикладных
наук, говорит о многомерности
самого объекта (текста) и многоаспектности
его изучения. Предметом данной науки
являются признаки и характеристики
(как структурные, так и функциональные)
текста как коммуникативной единицы
высшего уровня, как цельного речевого
произведения. Коммуникативность текста
понимается как степень его обращенности
к читателю. Интерес к тексту как
речевому произведению проявился у
лингвистов, начиная еще с 20-30 гг.
XX в., усилился он в 50-е годы XX в., в
связи с обращением к изучению
языка в функциональном аспекте,
когда язык стал рассматриваться
не как статическая система
В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Так рождается взаимосвязанная триада: автор (производитель текста) - текст (материальное воплощение речемыслительной деятельности) - читатель (интерпретатор). Таким образом, текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора).
Любой текст рассчитан на чье-либо восприятие: летописец пишет для потомков, специалист-ученый - для коллег, с целью передать свои наблюдения и выводы; даже такой вид текста, как дневник, тоже создается для кого-то - пусть только «для себя». Но «для себя» - это тоже определенный адрес. Отсюда и двунаправленность текста: на автора-создателя (может быть, и коллективного) и на воспринимающего читателя. Такая двунаправленность рождает множество проблем при попытке охарактеризовать текст всесторонне.
В теории текста еще много дискуссионных вопросов, нерешенных проблем, например, вопрос о минимальной протяженности текста (можно ли считать текстом, в частности, одну коммуникативную реплику?). Не установилось и употребление самого термина, названия дисциплины. Изучение текста осуществляется под разными названиями: кроме термина «теория текста», бытуют термины «лингвистика текста», «структура текста», «герменевтика», «грамматика текста».
Наличие разных терминов - это не только свидетельство неустоявшейся терминологической практики, но и отражение того, что сам феномен текста предполагает многоаспектность его изучения. «Необходимость комплексного изучения текста не есть методическое требование, оно есть выражение существа самого объекта».
Текст можно рассматривать с точки зрения заключенной в нем информации (текст - это прежде всего информационное единство); с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью (текст - это продукт речемыслительной деятельности субъекта); текст можно рассматривать с позиций прагматических (текст - это материал для восприятия, интерпретации); наконец, текст можно характеризовать со стороны его структуры, речевой организации, его стилистики (сейчас появляется все больше работ такого плана, например, стилистика текста, синтаксис текста, грамматика текста; шире - лингвистика текста).
Для издательских работников, в частности редакторов, важен прежде всего в качестве целевого прагматический аспект текста, поэтому при всесторонней характеристике текста особый акцент делается на вопросы о том, как повысить информационную ценность текста, какие приемы для этого можно рекомендовать, как улучшить литературную форму текста.
Исследователей текста (например, П. Хартманна, С. Якобсона, Г. Ейгера, В. Звегинцева, М. Гвенцадзе, О. Каменскую и др.) интересует прежде всего типология текстов, и потому в качестве первоочередной ставится задача разработки самих принципов классификации текстов.
Проблема выделения
текстовых типов оказывается
актуальной не только сама по себе, но
и потому, что выдвигает тезис
о различении языковой и коммуникативной
компетенции. Языковая компетенция
предполагает способность построения
и понимания грамматически
Придавая большое значение типологии текста (как теоретическое, так и практическое), ученые признают, что достаточно полная и единая классификация текстов, которая отвечала бы всем требованиям, еще не создана. А раз так, то, видимо, целесообразнее всего начать с уточнения самого понятия «типа текста» и тех критериев, которые должны быть положены в основу типологизации. Интересно отметить, что выделить типы текстов интуитивным путем гораздо легче, чем подвести под их классификацию теоретическую базу. Дело в том, что «образцы текстов» вполне социально осознанны: так, даже читатель-неспециалист различит текст художественный и нехудожественный; текст официального письма и дружественного послания; текст сообщения по радио и текст рекламы и т.д.
Усложняется задача разработки типологии текстов и тем, что не существует общепринятой терминологии в теории текста. Без четкой дифференциации используются термины «тип текста», «класс текстов», «вид текста», «жанр текста», «тип дискурса», «тип речи», «форма текста» и даже «сорт текста».
Разногласия наблюдаются
и в выборе критериев типологизации.
Последнее объясняется природой
самого текста, его многоаспектностью:
один и тот же текст может быть
отнесен к разным типологическим
группам при учете разных его
аспектов, когда в основание
В настоящее время наиболее последовательной и гибкой представляется система текстов (их типология), основанием которой является теория функциональных стилей при учете коммуникативно-прагматических условий текстообразования.
Важным в данном случае
оказывается тот факт, что функциональная
стилистика учитывает соотнесение
экстралингвистических и
екст и его восприятие
Если учесть, что феномен
текста заключается в его
Так, в семиотике под
текстом понимается осмысленная
последовательность любых знаков, любая
форма коммуникации, в том числе
обряд, танец, ритуал и т.п. В филологии,
в частности в языкознании, под
текстом подразумевается
Само слово "текст" (лат. textus) означает "ткань, сплетение, соединение". Поэтому важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется.
В любом случае текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.
Такая последовательность
знаков признается коммуникативной
единицей высшего уровня, поскольку
она обладает качеством смысловой
завершенности как цельное
Текст может быть письменным
и устным по форме своего воспроизведения.
Та и другая форма требует своей
«текстуальности» - внешней связности,
внутренней осмысленности, направленности
на восприятие. Важным в теории текста
оказывается и вопрос об идентичности
текста, его канонической форме, которая
особо исследуется такой
Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими единицами и средствами, но и общим фондом знаний, по-другому «коммуникативным фоном», на котором осуществляется текстообразование и его декодирование, поэтому восприятие связано с пресуппозицией (пре - лат. prae - впереди, перед; suppositio - предположение, презумпция).