Автор: Ольга Сахарова, 13 Ноября 2010 в 15:52, реферат
Представление об объекте, предмете и методе науки составляет ее теоретико-методологический фундамент. Метод науки не может «родится» раньше ее предмета и наоборот, поскольку «вынашиваются» они вместе. Разве что предмет науки первым «появляется на свет»......
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Психология и ее объект……………………………………………..6
3. Субъект и предмет психологии…………………………………………..6
4. Объект и предмет психологии……………………………………………7
5. Объект и метод психологии………………………………………………7
6. Субъект и метод психологии……………………………………………..8
7. Предмет и метод психологии…………………………………………….8
8. Принцип субъективности………………………………………………...10
9. Заключение………………………………………………………………..15
10. Литература………………………………………………………….17
Оглавление
Введение
Представление
об объекте, предмете и методе науки
составляет ее теоретико-методологический
фундамент. Метод науки не может
«родится» раньше ее предмета и наоборот,
поскольку «вынашиваются» они вместе.
Разве что предмет науки первым
«появляется на свет», а за ним - как
его другое «я» - ее метод. Так, например,
по мнению А.Бергсона, поскольку субстанция
психической жизни есть чистая «длительность»,
она не может быть познана понятийно,
путем рассудочного конструирования,
а постигается интуитивно. «Любой
закон науки, отражая то, что есть
в действительности, вместе с тем
указывает и на то, как нужно
мыслить о соответствующей
Н.Н.Ланге
пытался примирить обе
И все
же особый интерес в контексте
рассмотрения парадигмы «субъект-объект-
В
чем смысл такого
построения? Вероятно, прежде всего,
в том, что в результате соотнесения представлений
о психологии как субъекте познания с
представлениями об ее объекте, предмете
и методе, можно будет получить более цельную
картину основных определений данной
науки.
«Психология и ее объект».
Психология выступает субъектом познания.
Специфическим
объектом для нее служит независимо
существующая от нее психическая
реальность. Качественная особенность
психологии состоит в том, что
она как субъект познания в
принципе совпадает со своим объектом:
субъект познает самое себя путем
созерцания и созидания, через «самооткровение
возможных самопревращений». При
этом психология может утрачивать свой
субъектный статус, если, например, будет
скатываться к субъективизму, если
какая-нибудь другая наука сделает
психологию своим придатком или
если по какой-либо странной причине
объект (психика) начнет мимикрировать3,
перерождаться, превращаться в иную реальность.
«Субъект и предмет психологии».
Это смысловой
и целевой вектор психологии. Если
свой объект психология по определению
как бы находит в готовом виде,
то свой предмет она конструирует
и определяет для себя самостоятельно
в зависимости от сложившихся
теоретико-методологических установок
(онтологических и гносеологических,
аксеологических и
«Объект и предмет психологии».
Если
объект психологии репрезентирует психическую
реальность во всей ее полноте и
предполагаемой целостности как
отдельное сущее, предмет этой науки
несет в себе представление о
том, что составляет квинтэссенцию
психического, определяет его качественное
своеобразие. Полагая, что качество
субъектности наиболее адекватно репрезентирует
сущностный потенциал психического
и обнаруживает его несводимость
к иным реалиям, логично утверждать,
что именно понятие субъектности
содержательно конституирует
«Объект и метод психологии».
Метод
науки должен быть релевантным
той реальности, которую предполагается
с его помощью изучать. То
есть, если объектом науки является
психика, то метод ее должен
быть собственно
«Субъект и метод психологии».
Задача
психологии как субъекта познания не
только констатировать необходимость
соответствия метода ее объекту, но и
конституировать, открыть, произвести
и применить его в научной
практике. Потому, метод, как и предмет,
является функцией субъекта, изменяющимся
и развивающимся продуктом его творческих
усилий. При этом важно выдерживать категориальную
субординацию и не позволять методу определять
и, тем более, подменять предмет психологии.
Развитие методологии может стимулировать
развитие теории, успех в разработке метода
науки может обусловить новое видение
ею своего предмета. Но только обусловить
и не более.
«Предмет и метод психологии».
Эта пара
в своем существовании и
Итак, обращая
взор на то, что составляет ее фундамент
и делает ее самодостаточным субъектом
познания, психология вряд ли может
сегодня позволить себе нечеткость,
двусмысленность в определении
своего объекта, предмета и метода.
Как свидетельствует
Принцип субъектности
Принцип
субъектности составляет то «внутреннее
условие» в научной психологии, через
которое она «преломляет» противостоящую
ей психическую действительность как
объективно и независимо от нее существующее
сущее.
Предметное
значение категории субъектности заключается
в том, что в нее как в
точку может сворачиваться и
из нее же может разворачиваться
вся психическая вселенная. Она
вбирает в себя, «снимает в себе»
все сущностные определения психического
во всей его полноте и многообразии
проявлений.
«Восходи
- нисходя», - учил известный индийский
философ и психолог Шри Ауробиндо Гхош.
Данная формула помогает наглядно представить
связь, которая существует между объектом
и предметом психологической науки.
«Нисходя» в свой объект, психология
погружается в бездонные глубины психической
жизни, открывая там для себя все новые
феномены, устанавливая новые закономерности,
одновременно уточняя и проясняя открытое
прежде. Однако, все эти результаты проникновений
в глубины и просторы психического (что
выступает предметом конкретных научных
изысканий) она не только хранит для себя,
не только делится ими с другими науками
или дарует их общественной практике,
но отправляет, образно говоря, «наверх»,
в «Лабораторию исследования сущности
психического и предельных возможностей
его развития». Почему именно так называется
эта «Лаборатория»? Почему при определении
сущности психического, возникает вопрос
о высшем (предельно возможном) уровне
развитии психики?
Высшая сущность психического открывается психологии не сразу и не во всем. Не исключено, что до конца эта сущность никогда постигнута и не будет, ибо тайны психики имеют тенденцию не только скрываться, но и множиться по мере ее развития. Однако, в зависимости от понимания предельной сущностной характеристики психического как сущего получают определенную интерпретацию все известные психические феномены. Так, сказав себе, что сущность психического - в его способности отражать объективную реальность, мы нашу психическую жизнь можем ограничить рамками познавательной активности. Если прибавим к отражению еще и регуляцию, - то психическое предстанет пред нами как механизм, позволяющий человеку ориентироваться и приноравливаться к природной, социальной среде, достигать равновесия с самим собой. Если на новом уровне психологического познания сущностной чертой психического устанавливается сознательная преобразовательная, созидательная, творческая душевно-духовная деятельность человека, то именно эта черта выступает главным критерием оценки имеющихся знаний и главным ориентиром в последующих психологических исследованиях.
Куда же можно отнести с наибольшим правом последнюю причинность, вопрошал И.Кант, если не туда, где находится также высшая причинность, т.е. к тому существу, которое изначально содержит в себе достаточную причину для всякого возможного действия Применительно к теме нашего исследования последней и высшей причинностью в пространстве психической жизни выступает субъектность. И именно она есть высшим сущностным критерием, по которому мир психический отличается от всякого иного мира.