Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Тема «Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласных в корне» очень актуальна на данный момент, так как письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма. Для хорошего специалиста в области бизнеса важно быть не только грамотным, но и хорошо знать историю развития и создания русской письменности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГРАФИКА…………………………………………………………………..5
ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА...................................................................8
ОРФОГРАФИЯ И ЕЕ ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ...……………………15
ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ…………..………………….19
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ……………………………..21
Проверяемые безударные гласные…………………………………...21
Непроверяемые безударные гласные………………………………...22
Чередование гласных в корне………………………………………..23
ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ КОРНЕ…………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...30
ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

    ГРАФИКА…………………………………………………………………..5

    ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА...................................................................8

    ОРФОГРАФИЯ  И ЕЕ ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ...……………………15

    ПРИНЦИПЫ  РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ…………..………………….19

    ПРАВОПИСАНИЕ  ГЛАСНЫХ В КОРНЕ……………………………..21

      Проверяемые безударные гласные…………………………………...21

      Непроверяемые безударные гласные………………………………...22

      Чередование гласных в корне………………………………………..23

    ПРАВОПИСАНИЕ  СОГЛАСНЫХ КОРНЕ…………………………….27

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...30

    ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ…………………………………31

 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  «Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласных в корне» очень актуальна на данный момент, так как письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма. Для хорошего специалиста в области бизнеса важно быть не только грамотным, но и хорошо знать историю развития и создания русской письменности.

     Современная русская орфография в качестве объекта  научного познания исследуется давно и достаточно успешно. Уже первые грамматики XVIII в., созданные на русском языке, включали в свой состав одним из основных разделов правописание. За более чем трёхсотлетнюю историю изучения отечественного правописания было накоплено и теоретически обосновано немало ценных положений в этой области языкознания. Однако, представляя собой противоречивое явление, русская орфография требует поиска новых подходов для решения возникающих в ней проблем.

     Очень важно в наше время быть грамотным  человеком, не только правильно говорить, но и излагать свои мысли на бумаге. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

     Один  из сложнейших разделов русской орфографии — правописание безударной гласной  в корне. Это правило вызывает значительные трудности не только у учащихся, но и у многих взрослых людей.

     Особенно  важно знать и использовать орфографические правила при составлении и редактировании служебных документов.  

 

ГРАФИКА

     Всем  известно, что существуют две формы  языка – письменная и устная. Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию.

     ГРАФИКА1 (от греч. grapho — пишу, рисую) — один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности — на папирусе, на пергаменте). Существуют разные виды графики:

  • станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), (см.прил.1)
  • книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), (см.прил.2)
  • журнальная и газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), (см.прил.3)
  • промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра (см.прил.4).

     Графика связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.

     По  способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят на уникальную и печатную.

Уникальная  графика создает произведение в единственном экземпляре:

  • рисунок,
  • акварель,
  • гуашь,
  • монотипия,
  • коллаж,
  • аппликация,
  • фотомонтаж

     С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра, в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) — механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида "глубокой", "высокой" или "плоской" печати, делится на следующие техники:

  • ксилография,
  • линогравюра,
  • цинкография,
  • литография,
  • гравюра на картоне,
  • гравюра резцом на меди,
  • офорт,
  • меццо-тинто,
  • акватинта,
  • сухая игла и др.

     Гравюры могут быть выполнены в одной  из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.

К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.

Выделяется  современный графический дизайн.

     Самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).

     ГРАФИКА— совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает в себя не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами.

     БУКВЫ — это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим.

     Совокупность  букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом. Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки.

     РУССКИЙ АЛФАВИТ — совокупность графических знаков-букв в установленной последовательности, которыми создается письменная и печатная форма национального русского языка.

     Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков — 36, букв — 21, две буквы — ъ и ь — не обозначают звуков (см.прил.5).

 

ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА

     Происхождение глаголицы остается предметом споров. Попытки сблизить глаголицу с греческой скорописью (минускульным письмом), древнееврейским, коптским и другими системами письма не дали результатов. Глаголица (см.прил.6), подобно армянскому и грузинскому письму, — алфавит, который не основывается ни на одной из известных письменных систем. Начертания букв соотносятся с задачей перевода христианских текстов на славянский язык. Первая буква алфавита имеет форму креста, сокращенное написание имени Христа  — образует симметричную фигуру и т.д. Некоторые исследователи полагают, что в основе глаголических букв лежат крест, треугольник и круг — важнейшие символы христианской культуры.

     В основу кириллицы положено византийское уставное письмо. Для передачи звуков, которые отсутствовали в греческом языке, использовались буквы, заимствованные из иных источников

     Вопрос  о том, какая из этих азбук является древнейшей, окончательно не решен, однако большинство исследователей считают, что Кириллом была создана глаголица, в то время как кириллица имеет более позднее происхождение. Среди подтверждающих это мнение фактов можно выделить следующие:

     1. Древнейшие глаголические рукописи  происходят из тех областей, где  работали Кирилл и Мефодий  (см.прил.7) (Моравия) или их изгнанные из Моравии ученики (юго-западные области Болгарского царства). Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники (в том числе «Киевские листки» (см.прил.9), датируемые X веком) были написаны на глаголице.

 

      2. Глаголические памятники более  архаичны по языку. 

      3. В кириллических текстах встречаются  ошибки, свидетельствующие о том,  что текст переписан с глаголического оригинала. Какие-либо свидетельства о том, что глаголические рукописи могли переписываться с кириллических, отсутствуют.

В трактате «О письменах» Черноризец Храбр (начало X в.) подчеркивает различие в написании греческих букв и славянской азбуки Кирилла и Мефодия, видимо глаголицы:

  Тем же славянским письменам  более святости и  чести, что святой муж сотворил их, а греческие — эллины поганые. Если же кто скажет, что не устроил их добро, потому что доделывают их еще, в ответ скажем этим: и греческие также многажды доделывали  

     Из  приведённой цитаты можно сделать  вывод о существовании  определенного недовольства азбукой Кирилла и Мефодия, которое, возможно, и привело к переходу на кириллицу. 

     4. Пергамент – писчий материал Средневековья – был достаточно дорогим, поэтому нередко прибегали к записи нового текста в старой книге. Старый текст смывался или соскабливался, на его месте записывался новый. Такие рукописи называются палимпсестами. Известно несколько палимпсестов, где кириллический текст написан по смытой глаголице, а глаголических текстов, написанных по смытой кириллице, нет.

     Если  глаголица была создана Кириллом, то кириллица, по всей вероятности, была создана в Восточной Болгарии преславскими книжниками. Почти повсеместно кириллица вытеснила глаголицу. Только живущие на островах Адриатического моря хорваты вплоть до недавнего времени пользовались глаголическими богослужебными книгами.

     Кириллический алфавит (см.прил.8) используется теми из славянских народов, которые исповедовали православие. Письменностью, основанной на кириллическом алфавите, пользуются русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары и македонцы.

     В России кириллический алфавит претерпел  определенную эволюцию. Уже к XII в. выходят из употребления буквы , , . В начале XVIII в. Петром I была проведена орфографическая реформа, в результате которой буквы кириллического алфавита приобрели новые начертания. Был исключен ряд букв ( , , , , и др.), звуковое значение которых можно было выразить другим способом. С этого времени светские издания набирались реформированной азбукой, а церковные книги традиционной кириллицей. В середине XIII в. в гражданскую печать была добавлена буква э, а в 1797 Н.М.Карамзин ввел букву ё.

Информация о работе Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласны