Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 00:32, курсовая работа
Тема «Понятие о графике. Принципы русской орфографии (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Правописание гласных и согласных в корне» очень актуальна на данный момент, так как письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма. Для хорошего специалиста в области бизнеса важно быть не только грамотным, но и хорошо знать историю развития и создания русской письменности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГРАФИКА…………………………………………………………………..5
ГЛАГОЛИЦА И КИРИЛЛИЦА...................................................................8
ОРФОГРАФИЯ И ЕЕ ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ...……………………15
ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ…………..………………….19
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ……………………………..21
Проверяемые безударные гласные…………………………………...21
Непроверяемые безударные гласные………………………………...22
Чередование гласных в корне………………………………………..23
ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ КОРНЕ…………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...30
ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ………
ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
ПРИНЦИПЫ ОРФОГРАФИИ — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП заключается в том, что значимые части слова (морфемы) сохраняют на письме единое написание. Он применяется при написании корней, приставок, суффиксов и окончаний. Например гласные звуки корня обозначаются на письме в безударном положении так же, как и под ударением — холь, холмистый, холмогорье; подставка под — в словах подпись, подписка сохраняет единое написание, хотя ее произношение разное, требовании одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной — степь, рябиновый — сосновый, подписать — подпись, к ране — к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать — роспись, бездомный — бесхозный.
ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией. Это, например, написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми или удвоенными согласными в корне: собака, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея и др.
ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙ ПРИНЦИП написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город).
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др.
Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Проверяемые безударные гласные
В безударном слоге корня пишется та же гласная буква, которая выступает в этом слоге, когда он находится под ударением. Проверка безударного гласного возможна путём изменения формы слова (вода — воды, земля — земли) или подбора однокоренного слова: столовый — стол, остановка — стать, завинтить — винт, письмо — пишет.
При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию: развевается (веять) флаг — развивается (развитие) промышленность; полоскать (полощет) бельё —поласкать (ласка) щенка; спеши (спешка) в школу — спи щи (списывать) упражнение; примерять (мерить) костюм — примирять (мир) соседей.
Примечание. Гласные о — а в безударных корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (ивать): опоздать — поздно, но опаздывать, утоптать — топчет, но утаптывать.
Непроверяемые безударные гласные
В русском языке существует много слов (заимствованных и исконно русских), гласные в корнях которых нельзя проверить ударением, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова. Такие написания называются непроверяемыми. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю, например: бечёвка, ватрушка, вестибюль, галерея, гармония, гипотеза, компот, коридор, кочан, сапог, собака, кавычки, караван, палисадник, периферия, эликсир, эстакада и др.
Необходимо также различать слова, звучащие похоже или одинаково, но имеющие разное лексическое значение и пишущиеся по-разному. Например, кампания (от фр. саmpagne — мероприятие, поход, война) и компания (от фр. compagnie — общество, группа людей); синьор (итал. signor — господин) и сеньор (исп. semor — господин), синьора (итал.) — сеньора (исп.), синьорина (итал.) — сеньорита (исп.).
|
Чередование гласных в корне
Чередование гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от:
КОРЕНЬ | ПРАВИЛО | ПРИМЕР | ИСКЛЮЧЕНИЯ |
ЧЕРЕДОВАНИЕ А - О | |||
гар /
гор- |
В корне гар-/гор- под ударение пишется а, без ударения пишется о | загар; загорел | |
зар-/
зор- |
В корне зар-/зор- без ударения пишется а, под ударением может писаться как а, так и о | зарница; зарево, зорька | |
клан-/
клон- |
В корне клан- /клон- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о | наклонить; кланяться, поклон | |
твар-/
твор- |
В корне твар-/твор- без ударения пишется о, под ударением может писаться как а, так и о | творить; тварь, творчество | утварь |
кос-/кас- | В корне кос-/кас- перед согласным пишется о, пред суффиксом –а- пишется а | коснуться, касаться | |
крап-/
кроп- |
Корень
кроп- со значением «покрывать каплями,
брызгами» пишется с буквой о
Корень крап- со значением «покрывать мелкими пятнышками, точками» пишется с буквой а |
кропить,
кропления краплёный, крапление |
|
лаг-/ лог-/ лож- |
В корне лаг- перед суффиксом –а- пишется а, в корне лож- не перед суффиксом –а- пишется о. В корне /лог-/ лож- под ударением всегда о | предлагать, предложить, залог, положит | полог |
плов-/
плыв-/ плав- |
Корень
плов- употребляется в двух словах
:пловец,
пловчиха
Корень плыв- употребляется в слове плывун и производных от глагола плыть Корень плав- употребляется в остальных случаях |
пловец,
пловчиха, плывун, плыву, подплывать, расплываться плавание, сплавной |
|
разн-/
розн- |
В сложных
словах с первой частью разно-
без ударения пишется а
В корне разн-/розн- под ударением может писаться как а, так и о |
разнородный,
разноголосица разница; розница, разрозненный |
порознь |
рос(т)-/
рас(т)-/ ращ- |
В корнях
рас(т)-/ращ- без ударения а
пишется перед ст и щ
В корне рос- без ударения о пишется перед с В корнях рос-/рост- под ударением всегда о |
растить,
выращен вырос заросль нарост рослый |
росток,
Ростов, Ростовщик отрасль и его производные отраслевой, межотраслевой и т.п. |
скак-/
скок-/ скач-/ скоч- |
В корне
скак-/скок- буз ударения пишется
а, под ударением – о В корне скач-/скоч- пишется а в формах глагола скакать и производных от него глаголов; пишется о в приставочных глаголах на -скочить |
скакать,
скаковой; наскок, соскок скачу, поскачи; вскочить, выскочу, подскочишь |
Примечание:
различаются в написании
формы 1-го лица будущего
времени, а также повелительного
наклонения у глаголов
заскакать («начать
скакать») и заскочить
(«зайти ненадолго»):
заскачу и заскачи — заскочу и заскочи. |
мак-/
мок-/ мач-/ моч- |
Корень
мак- со значением «погружать в жидкость»
пишется с буквой а; корень
мок- со значением «пропускать жидкость»
пишется с буквой о
В корне мач-/моч- всегда пишется о |
макать,
макнуть (сухарь); вымокание,
мокнуть намочи, мочить, вымоченный |
В глаголах на –ивать пишется а: вымачивать, смачивать |
равн-/
ровн- |
Корень
равн- со значением «ровный, одинаковый»
пишется с буквой а
Корень ровн- со значением «ровный, прямой, гладкий» пишется с буквой о |
поравняться,
равнение ровнять (дорогу) не ровен час, уровень |
поровну,
ровесник равнина |
ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И | |||
бир-/
бер- |
В корне бир-/бер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е | собирать;
соберет |
|
вис-/
вес- |
В корне вис-/вес- пишется и в глаголе висеть и производных от него, а также в приставочных глаголах на –висать; пишется е в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу | висит,
отвисеться, нависать, свисать |
|
дир-/
дер- |
В корне дир-/дер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е | обдирать;
обдерёт |
|
мир-/
мер- |
В корне мир-/мер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е | замирать;
замереть |
|
пир-/
пер- |
В корне пир-/пер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е | запирать;
запереть |
|
тир-/
тер- |
В корне тир-/тер- перед суффиксом –а- пишется и; не перед суффиксом –а- пишется е | обтирать;
обтереть |
ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Для того чтобы проверить сомнительные звонкие и глухие согласные, нужно подобрать такую форму или родственное слово, чтобы эти согласные стояли в сильной позиции (перед гласным или сонорным (л, м, и, р)) звуком: сказка - сказать.
Если сомнительную согласную нельзя проверить, то её написание нужно запомнить или узнать в орфографическом словаре. ;
Двойные согласные пишутся:
Для того чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными, имеющих сочетание букв ветв, здн, ндск, нтск, стл, стн и т.п. необходимо подобрать такое однокоренное слово или так изменить форму слова, чтобы после первой или второй coгласной стояла гласная (грустный - грустить, свистнуть -свистеть); исключения: блеснуть (хотя 'блестеть'), лестница (хотя 'лесенка'), плеснуть (хотя 'плескать'), склянка (хотя 'стекло').
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не предосудительно ли славе российского народа будет, ежели его происхождение и имя положить столь поздно, а откинуть старинное, в чем другие народы себе чести и славы ищут?
М.В.Ломоносов
Благодаря просветительской деятельности Кирилла и Мефодия более 60-ти народов, использующих кириллическое письмо, имеют богатейшее культурно-историческое наследие. Каждый славянин должен гордиться своим языком и возможностью излагать свои мысли на бумаге.
Более десяти веков существует письменный язык и книжная культура. История наших предков, их свершения и мечты, прозрения и заблуждения, навеки запечатлены на страницах огромного количества книг. Записанное слово - самая надежная память человечества, оно способно веками хранить его опыт, знания и духовные ценности. И не важно, на чем это слово записано - на свитке папируса или на лазерном диске, ведь их назначение одинаково: сохранять духовный опыт человечества.
Но существует множество проблем, которые волнуют общественность: современное поколение мало читает во многом из-за того, что в жизни каждой семьи слишком важную роль стали играть телевизор, компьютер и прочие соответствующие блага, являющиеся результатом научно-технического прогресса, который для многих пользователей стал, увы, регрессом. Ребенок привыкает с первых лет своей жизни общаться преимущественно с техникой. А ведь так интересно и полезно почитать вместе с родителями книгу, обсудить ее, поговорить о проблемах, которых у вступающего в жизнь человека всегда бывает великое множество. К телевизору постепенно добавляются компьютер и Интернет, на просторах которого повзрослевший ребенок ищет единомышленников. Очень хорошо, если дети находят правильные источники информации и выбирают познавательные телевизионные программы. Но, ничто не заменит «живого» общения с книгой.
Ведь так обидно, когда люди забывают свою историю и не задают себе вопрос: ОТКУДА? Откуда все это появилось? Кто все это создал? Это так важно для развития человека, для понимания того, что ты должен ценить все, что у тебя есть. Ведь все это создавалось веками ради нашего же блага. И не удивительно, что дети плохо знают грамматику и не хотят читать книги.
В своей работе я провела небольшой экскурс по истории славянской письменности и развитии русского языка и орфографии. Еще раз убедилась в том, что русский язык является одним из самых прекрасных и богатейших языков мира. Улучшила свои знания в области орфографии и истории.
Эта
работа очень полезна для меня как для
будущего секретаря и специалиста в области
бизнеса. Ведь очень важно уметь общаться
и налаживать контакты со своими партнерами.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Современный русский язык: учебное пособие в 3-х частях под общ. ред. И. А. Киселева. – Мн., «Вышэйшая школа», 1990, 1992, 1994.
2. Проверяем свою грамотность: Орфография, пунктуация, стилистика. Тесты. М., 1997.
3. Сочихина Н.М. Тесты-диктанты по русскому языка. — Мн.: Парадокс, 2001. — 320 с. («Эрудит»).
4. Розенталь Д.Э. Русский язык. — М.:Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999. — 416 с. — (Готовимся к экзаменам).
5. Каринский H. M., Образцы глаголицы, СПБ, 1908.