Понятие принципов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать принципы современного менеджмента и дать их характеристику.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать место принципов менеджмента в системе управления;
Изучить развитие принципов менеджмента;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.27 Кб (Скачать)

Введение

 

Слово «принцип» происходит от латинского «principium» – начало, основа. В принципах обобщаются все известные в современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт. В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.

В принципах определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

На содержание принципов  управления оказывают существенное влияние не только известные современной  науке законы управления и накопленный  опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести и  существующие на данный момент времени  способы осуществления производственной деятельности, форма собственности  на средства производства, а также  социокультурные факторы.

Цель исследования – исследовать принципы современного менеджмента и дать их характеристику.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.   Проанализировать место принципов менеджмента в системе управления;
  2.   Изучить развитие принципов менеджмента;

 

  1. Определить место и роль принципов в практическом менеджменте.

Объектом исследования являются принципы управления.

Предметом – использование принципов менеджмента в гостинничном бизнесе.

Работа состоит  из введения, пяти глав, каждая из которых  имеет разделы, заключения и списка использованных источников.

Немаловажное значение при написании  курсовой работы оказали учебники и  учебные пособия таких авторов  как: Виханский О. С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс», Семенова И.И. «История менеджмента». Брасс  А.А. «Менеджмент: основные понятия, виды, функции», Абчук В.А. «Менеджмент», Зайцева  Н.А. «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», а также словари-справочники и интернет источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Место принципов менеджмента в системе управления

 

 

«Управление — искусство, подобно медицине или инженерному  делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку  — концепции, теории, принципы и  методы».— Гарольд Кунц1, президент Международной академии управления.

Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому  образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 – 30-е годы нынешнего столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами и принципами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.

Представления о роли и  месте управления организацией, о  содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в  организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались  общественные отношения, изменялся  бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (латинское «manus») - «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

Уже в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, которые  командовали войсками, осуществляли внутреннюю политику и занимались организацией религиозной жизни, нуждались в  знаниях о методах эффективного управления. Такие грандиозные сооружения, как египетские пирамиды, свидетельствуют  не только об инженерном мастерстве своих  создателей, но и об их умении планировать  и координировать работу тысяч строителей. Уже греки отделяли чисто технические  знания от искусства управления, которое  они считали особым ремеслом. Административный гений римлян, проявившийся в создании эффективной системы управления, превратил Рим из маленького городка  в столицу огромной империи.

Однако сегодня вместо привычного «управления» часто используется английское слово «менеджмент». Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина  «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к  различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным  сферам деятельности (управление в  неживой природе, биологических  системах, в государстве), к органам  управления (подразделениям в государственных  и общественных организациях, а также  на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент»2 применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.

Менеджмент это концепции  управления в которой приоритет  отдается экономическим интересам, ведущую роль играют экономические  методы управления людьми. Наука управления имеет в своей основе систему  базовых положений, принципов, которые  присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы. Само слово «принцип» происходит от латинского principium – начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт. Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих отношений и различных форм их проявления при определении целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями являются необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов  управления — человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его  отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т.е. не зависят  от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через  сложнейшую систему субъектно-объектных  отношений, и в этом основная трудность  управления социумом и отдельной  личностью. Эти принципы нельзя считать  абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять  завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как  изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей  и решению задач.

Важно выделить два момента:

1) принципы формулируются  на основе законов и закономерностей  развития экономики и организаций  и на основе предшествующего  опыта хозяйствования;

2) принципы имеют смысл  только в том случае, если на  их основе организация может  достигать своих целей.

Механизм формирования принципов  управления3 представлен на рис 1.

 

Рисунок 1 – Механизм формирования принципов управления

 

Как видно из схемы, на содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социо-культурные факторы.

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре  и организации процесса управления.

Однако, не следует забывать, что хотя принципы менеджмента и  содержат наиболее общие положения  теории и практики управления, их нельзя считать непреложными и универсальными. В современном менеджменте отсутствует  единый и общепризнанный набор принципов  управления. Практически у каждого  исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области. Один из осново-положников научной организации труда, создатель "теории администрации» Анри Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».

Таким образом, искусство управления не может опираться, только на интуицию, талант руководителя. Это искусство  основывается на солидной теоретической  базе, накопленной за тысячи лет  человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют  мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого  труда.

 

2 Развитие взглядов на  менеджмент и его принципы

 

В результате развития науки  управления за сто с небольшим  лет возникло несколько различных  подходов, которые составляют сегодня  современную теорию менеджмента. Первоначальное формирование науки об управлении организациями  происходило в рамках четырех  школ «школ управления» научного управления4, административной, человеческих отношений и количественной. Далее последовательно возникали процессный, системный и ситуационный подходы.

 

 

    1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор

 

Создатели школы считали, что используя  наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Первой фазой  методологии данной школы были анализ содержания работы и определение  ее основных компонентов. Это направление  характерно на базе рационализации, типизации и конвейеризации.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

  1.   Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
    1. Абсолютное следование разработанным стандартам;
  1. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
  2.   Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
  3.   Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
  4.   Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления управления.

Отношение к человеческому фактору:

Для этой школы характерно систематической  использование стимулирования работников с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Предусматривалась возможность  перерывов в производстве, в том  числе и для отдыха. Важным является, по мнению теоретиков той же школы, отбор людей, которые по интеллектуальным и физическим качествам соответствовали  выполняемой работе. Они также  придавали большое значение обучению.

 

 

 

    1. Административная школа управления (классическая). - Анри Файоль (1920-1950 гг.)

Информация о работе Понятие принципов управления