Понятие и система признаков почерка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Письмо как средство передачи мысли человека во времени и пространстве реализуется в рукописи с помощью системы условных графических обозначений - букв алфавита. Процесс обучения письму сопровождается постепенным отходом от правил написания элементов, букв и их соединений в сторону создания наиболее приемлемой для пишущего индивидуальной системы движений, позволяющей быстро писать. В создании такой системы движений определяющим является практика письма, которая ведет к формированию письменно-двигательного навыка человека.

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

   Темп  письма, проявляющийся в рукописном тексте, выполненном в обычных  для исполнителя условиях, именуется  привычным (или обычным). Одним из основных показателей темпа письма является степень связности движений: чем больше

связность, тем выше темп письма. Однако в экспертной практике встречаются рукописи, отличающиеся малой связностью, но выполненные  в быстром темпе.

   На  характер проявления темпа письма в рукописи существенное влияние оказывает сложность движений: чем более усложненное конструктивное строение имеют письменные знаки, тем медленнее темп письма и наоборот.

   На  темп движений при письме оказывают  влияние характер и назначение выполняемого документа, необычные условия и состояние исполнителя рукописи, его целевая установка. Изменение темпа, как правило, происходит в сторону его замедления, но иногда может наблюдаться и ускорение темпа письма. Подобного рода рукописи оцениваются экспертом как выполненные в непривычном (измененном) темпе: замедленном либо ускоренном.

   Координация движений при письме - это степень согласованности, точности движений пишущего. Она включает в себя синхронность работы руки, зрительного анализатора (глаз), мыслительных процессов, направленных на правильное выполнение и соединение письменных знаков и их элементов, т.е. в основе данного признака лежит письменно-двигательный навык. Эталоном для определения степени координации движений, проявившейся в исследуемой рукописи, служат нормы прописи, отклонения от которых и оцениваются экспертом.

   Координация движений при письме тесно связана  с темпом письма и может характеризоваться  как низкая, высокая или средняя.

   Для рукописей, выполненных лицом, имеющим низкую координацию движений, характерны (рис. 19, а, б):

  1. угловатость овалов и полуовалов;
  2. извилистость прямолинейных элементов;
  3. неустойчивость размера, разгона, наклона почерка;
  4. нерациональность (неправильность) соединения букв между собой и элементов букв;
  5. преобладание смешанной формы и направления движений;
  6. извилистая форма линии письма в строке.

   Высокой координации движений при письме присущи (рис. 20, а, б):

  1. правильное выполнение овальных, полуовальных и прямолинейных элементов;
  2. выдержанность размера, разгона, наклона почерка;
  3. устойчивость формы и направления движений;
  4. точность и рациональность в соединении букв и их элементов.

   Средняя степень координации движений при письме представляет^собой промежуточный вариант признаков, характерных для высокой и низкой координации движений (рис. 21, а, б, в):

  1. близкая к нормам прописи форма движений при выполнении знаков;
  2. устойчивость размерных характеристик почерка;
  3. устойчивость наклона;
  4. средняя степень точности в соединении знаков и их элементов.

   Координация движений может нарушаться вследствие воздействия различных

факторов: условий выполнения рукописи, состояния  исполнителя, умышленных изменений почерка. Для ряда психических заболеваний также характерно устойчивое снижение координации движений [22].

   По  координации движений при письме эксперт определяет, каким почерком выполнена исследуемая рукопись: обычным или измененным. Данный признак,

как и  темп письма, на практике не всегда точно  «вписывается» в указанные выше рамки проявления признаков (высокая, средняя, низкая), а потому промежуточное их положение может характеризоваться такими показателями, как выше средней, ниже средней.

   Последовательно определив темп письма и координацию  движений в исследуемой рукописи, эксперт по этим признакам устанавливает степень выработанности почерка. По степени выработанности различают почерки: маловыработан- ные, высоковыработанные, средневыработанные.

   Маловыработанные почерки характерны для лиц, находящихся на начальных стадиях овладения навыком письма: 1) ученики 1 - 4 классов («школьный» почерк); 2) лица, оставившие школу на этой стадии и не имевшие в дальнейшем практики письма.

   В «школьном» почерке наблюдается  правильное (в соответствии с нормами  прописи) выполнение и соединение знаков и их элементов, соблюдаются размерные характеристики почерка при письме на линованной бумаге (рис. 22, а, б, в). Ярко выраженные нарушения координации движений присущи стадии обучения элементно-буквенному письму (1-й класс). Темп движений в таких почерках, как правило, медленный.

   Почерки лиц второй категории характеризуются  низкой координацией движений, что выражается в существенной деформации письменных знаков. В таких почерках практически отсутствует стереотипность выполнения одноименных письменных знаков при выраженном замедленном темпе письма (рис. 23, а, б).

   Высоковыработанные почерки присущи лицам со сформированным письменно-двигательным навыком. Для них характерна высокая координация движений и быстрый темп письма (рис. 24, а, б, в).

   Убыстрение  темпа письма обычно сопровождается изменением степени сложности движений в сторону упрощения, что, в свою очередь, отражается на координации движений. Поэтому в высоковыработанных почерках может наблюдаться и определенное снижение координации движений (ниже высокой, выше средней).

   Для высоковыработанных почерков характерно явление вариационности признаков, как следствие приспособляемости пишущего к скоростному письму. Вариацион- ность может проявляться в отдельных признаках почерка либо в почерке в целом. В первом случае это устойчиво выражается в различном выполнении одноименных элементов письменных знаков и знаков в целом. Во втором - речь идет о различных вариантах всей системы движений пишущего: в экспертной практике имеют место случаи, когда пишущий обладает двумя привычными системами движений.

   Высоковыработанные  почерки отличаются значительной устойчивостью  к воздействию сбивающих факторов.

   Средневыработанные почерки занимают промежуточное положение между высоко- и маловыработанными, когда письменно-двигательный навык пишущего окончательно не сформировался, что соответствует стадии связно-скорописного письма. В таких почерках, как правило, темп письма и координация движений средние, конструктивное строение письменных знаков приближено к нормам прописи. Средневыработанные почерки обладают некоторой степенью устойчивости к воздействию сбивающих факторов (рис. 25, а, б, в).

   В основе степени выработанности любого почерка лежит многолетняя практика письма. По этой причине пишущий лишен возможности за короткий промежуток времени значительно повысить степень выработанности почерка. В этой связи, если в исследуемой рукописи обнаружена высокая степень выработанности почерка, а в свободных образцах подозреваемого лица - малая, то это различие является достаточным основание для дачи категорического дифференцирующего вывода без анализа частных признаков сравниваемых почерков. Однако это различие в степени выработанности почерка в исследуемой рукописи и в образцах должно быть достаточно «контрастным», ярко выраженным.

   В то же время диаметрально противоположная  картина, наблюдаемая в спорной рукописи и образцах, требует анализа частных признаков почерка, так как пишущий всегда имеет возможность умышленно снизить степень выработанности своего почерка. Намеренное снижение степени выработанности почерка является одним из способов скорописной маскировки почерка.

   Снижение  степени выработанности почерка может произойти и под воздействием факторов объективного характера: непривычных условий выполнения рукописи (непривычный пишущий прибор и необычный материал письма, недостаточное освещение и т.п.), неспокойное состояние пишущего, возрастные изменения.

   В экспертной практике степень выработанности почерка нередко характеризуется промежуточными показателями: выше средней или ниже средней. Более точная характеристика данного признака повышает его информативность.

   Строение  почерка по степени сложности движений - это характеристика почерка, связанная с определенной тенденцией, преобладающей у человека при формировании почерка: на быстрое, четкое, стройное, красивое письмо. Наиболее устойчиво признак проявляется только в высоковыработанных почерках.

   При определении данного признака в  рукописи почерк сопоставляется с нормами прописи. В зависимости от конструктивного строения выработанные почерки делятся на три группы: простого, упрощенного и усложненного строения.

   В почерках простого строения конструкция большинства письменных знаков соответствует нормам прописи либо приближена к ним (рис. 26, а, б, в). Вследствие этого почерки четкие и легкочитаемые.

   Вместе  с тем в почерке простого строения могут встречаться и буквы  с упрощенной или усложненной конструкцией. Описывается таким образом: почерк простого строения с элементами упрощения (усложнения) или с элементами усложнения и упрощения.

   Почерки простого строения широко распространены в русской скорописи, особенно часто они встречаются у учителей начальных классов средних школ, гимназий, колледжей (рис. 27, а, б).

   В почерках упрощенного строения конструкция большинства букв упрощена по сравнению с нормами прописи (рис. 28, а, б, в). Упрощения обычно выражаются в отклонениях от прописей в сторону снижения сложности движений: в выпрямлении сложных по форме движений, в сокращении протяженности и количества движений, в увеличении непрерывности движений, в увеличении протяженности движений по горизонтали при выполнении соединительных и заключительных элементов, в использовании письменных знаков печатной формы.

   Упрощенное  строение почерка, как правило, сочетается с быстрым темпом письма, в результате чего снижается координация движений, вплоть до средней степени

   Третья  группа: ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА,

    ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СТРУКТУРУ ДВИЖЕНИЙ ПО ИХ ТРАЕКТОРИИ

   Появление этой группы общих признаков связано  с отражением особеннос- -ей двигательного  навыка пишущего в виде структурных  характеристик движений. В ее состав входят следующие признаки: преобладающая форма движений; преобладающее направление движений; наклон почерка; размер почерка; разгон очерка; степень связности почерка; нажим в почерке.

   Преобладающая форма движений. В процессе выполнения рукописи пишу- лий использует различные по форме движения, но может преобладать определения форма движений в почерке.

   Зачастую  в рукописях преобладает сочетание  из двух форм движений. Так, например, нормам прописи соответствует преобладающая  форма движений - пря- молинейно-дуговая (рис. 31). Эта форма движений является наиболее распространенной в скорописных почерках.

   В экспертной практике встречаются почерки  со следующими сочетаниями форм движений:

  1. прямолинейно-угловатой (рис. 32);
  2. дугоообразно-петлевой (рис. 33).

   Крайне  редко в рукописях может иметь  место сочетание не согласующихся друг с другом форм движений, например, угловато-петлевая (рис. 34).

   Чаще  в почерке преобладает одна из следующих форм движений:

  1. петлевая (рис. 35);
  2. угловатая (рис. 36);
  3. извилистая (рис. 37);
  4. округлая (рис. 38).

   Если  выявить преобладающую форму движений затруднительно, то признак описывается так: «форма движений в почерке - смешанная».

   Хотя  преобладающая форма движений в  почерке обычно отличается устойчивостью, но и она бывает подвержена влиянию сбивающих факторов объективного и субъективного характера, нередко подвергается умышленному изменению при скорописной маскировке почерка.

   Преобладающее направление движений определяется только для криволинейных по форме элементов. Нормами прописи предусмотрено выполнение большинства криволинейных элементов знаков и соединение знаков друг с другом левоокружными движениями (против хода часовой стрелки). Такое направление движений наиболее распространено в скорописных почерках (рис. 39).

Информация о работе Понятие и система признаков почерка