Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:27, реферат
Письмо как средство передачи мысли человека во времени и пространстве реализуется в рукописи с помощью системы условных графических обозначений - букв алфавита. Процесс обучения письму сопровождается постепенным отходом от правил написания элементов, букв и их соединений в сторону создания наиболее приемлемой для пишущего индивидуальной системы движений, позволяющей быстро писать. В создании такой системы движений определяющим является практика письма, которая ведет к формированию письменно-двигательного навыка человека.
Письмо как средство передачи мысли человека во времени и пространстве реализуется в рукописи с помощью системы условных графических обозначений - букв алфавита. Процесс обучения письму сопровождается постепенным отходом от правил написания элементов, букв и их соединений в сторону создания наиболее приемлемой для пишущего индивидуальной системы движений, позволяющей быстро писать. В создании такой системы движений определяющим является практика письма, которая ведет к формированию письменно-двигательного навыка человека.
В
биомеханике под навыком
В исследуемой рукописи эксперт изучает внешнюю сторону письма, систему итоговых движений, выполняемых рукой пишущего. Однако и ее анатомическая структура представляет собой многозвенную систему, каждый элемент которой обладает определенной степенью подвижности1. При этом движения руки могут осуществляться без контакта между звеньями. Такого вида соединения в механике именуются «неудерживающимися», их теория разработана слабо [9].
В связи с изложенным, а также учитывая субъективные и объективные факторы, которыми сопровождается процесс письма, механизм отображения в рукописи графической информации оказывается очень сложным. Эта информация представляет собой отражение различных свойств письменно-двигательного навыка пишущего.
В процессе идентификационного исследования эксперт прежде всего изучает такие свойства почерка, как индивидуальность, устойчивость, вариационность. В соответствии с этим им выделяются и оцениваются признаки, представляющие собой внешнее проявление данных свойств в рукописи. Проведение неидентификационных исследований почерка (диагностические, ситуационные) предусматривает изучение по признакам почерка иных свойств системы движений исполнителя рукописи, например, половозрастных. Определенная часть свойств письменно-двигательного навыка пишущего изучается и при установлении автора рукописи по признакам письменной речи.
По определению В.Ф. Орловой, «свойства почерка - это элементы индивидуального и динамически устойчивого зрительно-двигательного образа, реализуемого в рукописи» [14].
По данным Любомирского Л.Е. рука имеет 27 степеней свободы подвижности, из которых 20 приходится на суставы пальцев, 2 - на лучезапястный сустав, 2 - на локтевой и 3 - на плечевой сустав [12].
Основу привычной системы движений каждого пишущего составляет ее индивидуальность, то есть неповторимость данной системы движений в почерках других лиц, что делает возможным проведение идентификации исполнителя по почерку.
Индивидуальность почерка проявляется в рукописи в виде признаков, которые выступают как элементы внешнего отражения данного свойства. При изучении свойств почерка эксперт всегда имеет дело с уже свершившимся явлением, с системой движений, запечатленной в исследуемой рукописи.
В то же время признаки, отражающие индивидуальность почерка, могут быть использованы экспертом для установления исполнителя, если они устойчивы, т.е. повторяются многократно в рукописи. Причем устойчивость, в основе которой лежит явление динамического стереотипа, в свою очередь, зависит от степени сформиро- ванности письменно-двигательного навыка. Чем выше степень выработанности почерка, тем более устойчив почерк к влиянию на него различных факторов.
При
идентификации исполнителя
Отправным моментом для каждого обучаемого письму служат нормы прописи и общие правила письма. Благодаря сходству у разных лиц психофизиологических свойств личности, в почерках разных людей могут наблюдаться сходные и даже одинаковые признаки. Поэтому вывод эксперта о тождестве исполнителя должен всегда опираться на индивидуальный комплекс признаков почерка.
Признаки почерка, как и сама система движений пишущего, могут изменяться при воздействии различных сбивающих факторов: внешних условий выполнения рукописи, внутреннего состояния исполнителя либо его намерения на маскировку своего почерка. В таких случаях основная задача эксперта будет заключаться в дифференциации двух комплексов признаков почерка: изменившихся,и оставшихся неизмененными.
Происхождение
большей части признаков
Уровневый принцип познания предопределен ныне действующей системой признаков почерка, которая строится на пространственно-временных характеристиках движений руки пишущего. Пространственные (кинематические) характеристики дают возможность определять координаты исходных начал и конечных положений при ее движении, проследить изменение направления движения, установить по промежуточным положениям траекторию и протяженность движения.
Точность
размещения движений в пространстве
характеризует координацию
Временные характеристики позволяют представить движение во времени: момент его начала и окончания, темп, ритм, продолжительность.
Система признаков почерка состоит из общих и частных признаков. В основе такого деления признаков почерка лежит степень их общности, соподчиненности, уровень их познания.
Общие признаки почерка характеризуют письменно-двигательный навык исполнителя рукописи. Они позволяют классифицировать почерки по различным основаниям на группы. Их идентификационная значимость определяется,наряду с отклонением от норм прописей, в первую очередь, отклонением от общих для всех пишущих закономерностей формирования почерка. Чем реже встречается данная группа почерков, тем значимость ее выше. Например, левонаклонный почерк менее распространен, чем правонаклонный, а потому идентификационная значимость проявления этого признака более высокая, нежели правого наклона.
Изучение
общих признаков почерка
Общие признаки почерка представлены тремя группами, которые отражают следующие свойства письменно-двигательного навыка: а) пространственное размещение движений на листе бумаги; б) степень и характер сформированности почерка; в) структурные характеристики траектории движений.
Данные признаки позволяют сузить круг подозреваемых лиц, а результаты анализа почерка могут служить основанием для выдвижения экспертных версий.
Изучение
общих признаков почерка
Частные признаки почерка характеризуют строение отдельных элементов письменных знаков и знаков в целом, соединения элементов (в буквах, цифрах), а также соединения письменных знаков друг с другом. Они детализируют общие признаки почерка применительно к выполнению или соединению конкретных знаков, их элементов.
Изучение частных признаков почерка соответствует второму уровню познания свойств почерка исполнителя, более глубокому по сравнению с первым уровнем.
Идентификационная значимость частных признаков почерка обусловливается характером и степенью отклонения знаков, их элементов от норм прописей, зависит от частоты их встречаемости в почерках разных лиц. Чем реже встречается данный признак в почерках, тем выше его идентификационная значимость.
Другими словами, редко встречаемый признак почерка несет в себе более ценную для процесса идентификации информацию, т.к. он в гораздо большей степени индивидуализирует почерк исполнителя, нежели часто- и средневстре- чаемый признак.
В идентификационный комплекс эксперту надлежит включать только те частные признаки, которые являются наиболее устойчивыми, повторяющимися неоднократно во всем тексте, и обладают наибольшей идентификационной значимостью.
Частные признаки почерка создают основание для экспертного суждения об исполнителе спорной рукописи. Их комплекс описывается в заключении эксперта и иллюстрируется на фототаблице.
Глава вторая
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА
Общими признаками почерка признано считать такие внешние проявления свойств письменно-двигательного навыка человека, которые характеризуют в целом его систему движений при письме. Данные проявления свойств - это следствие действия единых закономерностей процесса формирования письменно-двигательного навыка у каждого человека и поэтому общие признаки почерка имеют групповое значение.
По
характеру проявления свойств письменно-
Первая группа: ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ И ФРАГМЕНТОВ РУКОПИСИ
Содержание этой группы общих признаков связано с проявлением такого навыка пишущего, как привычная ориентация движений на листе бумаги при исполнении фрагментов рукописи. Особенности данных признаков, их количество в каждом конкретном случае зависят от функционирования зрительного анализатора пишущего и от объема выполняемого им рукописного текста. Признаки характеризуют навыки пишущего в размещении текста относительно срезов листа бумаги, фрагментов и частей рукописи, основного ее текста относительно линий линовки и других ориентиров. Признаки этой группы отличаются устойчивостью и, как правило, сохраняются при умышленном изменении почерка, когда концентрация внимания пишущего направлена на изменение привычной системы движений в целом или в отдельных буквах и тех элементах, которые в наибольшей степени передают особенности почерка исполнителя. При этом из-под контроля пишущего выпадают общие признаки данной группы. Детальный анализ этих признаков возможен только в рукописях, имеющих объем не менее 0,5 - 1 страницы текста.
В
приведенной классификации