Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение содержание понятия государства, а также раскрытие его признаков.
Руководствуясь мнениями различных политологов, историков, философов и правоведов, мы поставили перед собой следующие задачи на выполнение курсовой работы:
рассмотреть разнообразные подходы к понятию государства, провести их сравнительный анализ

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государства 5
1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства. 5
1.2 Многообразие определений государства 13
Глава 2. Признаки государства 19
Заключение 27
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки государства.docx

— 66.16 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие государства 5

  1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства. 5

      1.2 Многообразие определений государства 13

Глава 2. Признаки государства 19

Заключение 27

Список использованных источников 30

 

 

Введение

 

Государство – важнейший институт политической системы общества. В юридической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество.

 Тема моей курсовой работы – «Понятие и признаки государства». Тема сама по себе не нова, но является по-прежнему актуальной в кругах историков и правоведов, а также множества других ученых и исследователей. Значимость этой темы возникает уже в ее названии, ключевым словом в котором является «государство». У каждого зрелого человека возникали когда-либо вопросы, относящиеся к этому понятию. Это объясняется тем, что возникающие вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство – это сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

В данной работе рассматриваются такие  подходы к понятию государства  как формационный и цивилизационный, а также приведены в пример различные  определения и признаки государства.

Целью данной работы является изучение содержание понятия государства, а также раскрытие его признаков.

Руководствуясь мнениями различных  политологов, историков, философов  и правоведов, мы поставили перед собой следующие задачи на выполнение курсовой работы:

рассмотреть разнообразные подходы  к понятию государства, провести их сравнительный анализ;

познакомиться с  многообразием  исторических и современных определений  государства, на их основании дать свою формулировку современному государству;

изучить и дать краткую характеристику основным признакам государства;

В данной курсовой работе нами были использованы следующие методы: исторический, формально-юридический, синтез, индукция и дедукция.

В ходе написания курсовой работы нами были проанализированы  учебники по теории государства и права таких известных авторов как С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И Матузова. Изучены и сделаны выводы по статьям, которые касаются проблемных аспектов понятия государства и его признаков, а также труд Г.И. Манова «Признаки государства: новые прочтения», на основе которого была написана вторая часть курсовой работы.

 

Глава 1. Понятие государства

 

1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства

 

Выявление природы  государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении  с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства.

Важное значение в теории государства и права  имеет проблема научной классификации (типологии) существовавшей в истории  человечества и ныне существующих государств. Такая типология позволяет объединить государства в однотипные группы на основе определенных критериев.

В основу типологии  государства могут быть положены формальные признаки (структура институтов власти, способы их формирования, режимы взаимодействий властей и другие), социальные (сущность и характер государственной власти, уровень развития общества и другие). Так, французский философ 16 века Ж. Боден подразделял государства по географическому критерию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист Г.Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государства [7, c. 32]. Основными признаками такой классификации послужили организация и функции государств, а также характер взаимоотношений между личностью и государством.

В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государства:

теологический (широко используемый в мусульманских  учениях в связи с концепцией халифата);

классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);

юридический (государство – юридическая персонификация нации);

социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);

кибернетический (государство как особая система  в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) [22, c. 15].

В данной курсовой работе я более подробно остановлюсь  на таких подходах к понятию государства  как формационный и цивилизационный.

Формационный  подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре [4, c. 89]. Данный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.

С позиций  формационной теории, тип государства  определяется тем, какому классу оно  служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства  – это тесно взаимосвязанные  черты государства, соответствующие  определенной классовой структуре  общества, которая обусловлена экономическим базисом [3, c. 135].

Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Формация – определенная степень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной степени развития, определяемая способом производства и производственных отношений [4, c. 92].

 Еще в  1938 году Сталин  выделял пять  типов формации, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства. Связи с этим можно сформулировать основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства:

Рабовладельческое государство, исходя из многочисленных материалов и статей,  является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Произошел распад общества на антагонистические классы. Один класс стал собственником земли и орудия труда, а также и самого производителя – раба [18, c. 309]. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства [3, c.  145].

Государство было необходимо рабовладельцам для  удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит  к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского  и Римского – многочисленные государства  Древнего Востока: Египет, Вавилонское  государство, Индию и Китай.

Существует  также такой тип, как феодальное государство. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд [5, c. 31].

Современные представления о феодальном государстве  значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость  сеньоров и вассалов, взаимная система  прав и обязанностей, в том числе  обязанность сеньора содержать  вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров [9, c. 12].

 Капиталистическое (буржуазное) государство, третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй [18, c. 311].

Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего  класса в целом и теми или иными  его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет  метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав [4, c. 93].

Социалистическое государство согласно формационной теории – это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа [11, с. 382].

Тип государства  согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу зависит  от принадлежности государственной  власти определенному классу собственников, в руках которого находятся средства производства. Переход от одного типа государства к другому совершается  через социальную революцию, в процессе которой изменяется сущность и социальное назначение государства. Каждый последующий  тип государства должен быть более прогрессивным, чем предыдущий [28, c. 212]. По прогнозу основоположников марксизма, последним историческим типом государства должно было стать социалистическое государство, которое призвано подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть.

Проанализировав данный подход к типологии государства, можно сделать вывод, что он имеет  определенные достоинства:

в нем подчеркивается тесная связь государства с экономикой и классовой структурой общества;

в основе типологии  государства лежит принадлежность государственной власти конкретному  экономически господствующему классу;

развитие  государства представляется как  процесс последовательной смены  одного типа государства другим: рабовладельческого-феодальным, феодального-буржуазным, буржуазного-социалистическим.

Проведя исследование формационного подхода, хочется перейти к другому, по мнению многих ученых, являющимся полной противоположности формационному, это цивилизациооный подход .

В настоящее  время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой – цивилизационный подход. Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами.

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах [4, c. 92]

Понятие «цивилизация»  утвердилось в европейской науке  в эпоху просвещения и с  тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие  «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный  подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они  опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

В самом общем  виде понятие «цивилизация» можно  определить как социокультурную  систему, обеспечивающую высокую степень  дифференциации жизнедеятельности  в соответствии с потребностями  сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его  необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей [23, c. 75].

 Цивилизационный  подход к решению вопроса о  соотношении государства и социально-экономического  строя исходит из стремления  покончить с абсолютизацией материально-экономического  начала, из взгляда на государство  с предельно широких позиций  определяющего воздействия на  него духовно-нравственных и культурных  факторов общественного развития  [4, c. 94].

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения  государства и духовно-культурной жизни общества:

природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого [24, c. 367];

Государственная власть как центральное явление  мира политики может рассматриваться  в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали [24, c. 368];

Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые  типы государств, соответствующие одним  условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной  жизни особое значение придается  различиям, вытекающим из своеобразия  национальных культур и черт национального характера [24, c. 370];

Информация о работе Понятие и признаки государства