Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение содержание понятия государства, а также раскрытие его признаков.
Руководствуясь мнениями различных политологов, историков, философов и правоведов, мы поставили перед собой следующие задачи на выполнение курсовой работы:
рассмотреть разнообразные подходы к понятию государства, провести их сравнительный анализ
Введение 3
Глава 1. Понятие государства 5
1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства. 5
1.2 Многообразие определений государства 13
Глава 2. Признаки государства 19
Заключение 27
Список использованных источников 30
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие государства 5
1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства. 5
1.2 Многообразие определений государства 13
Глава 2. Признаки государства 19
Заключение 27
Список использованных источников 30
Введение
Государство – важнейший институт политической системы общества. В юридической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество.
Тема моей курсовой работы – «Понятие и признаки государства». Тема сама по себе не нова, но является по-прежнему актуальной в кругах историков и правоведов, а также множества других ученых и исследователей. Значимость этой темы возникает уже в ее названии, ключевым словом в котором является «государство». У каждого зрелого человека возникали когда-либо вопросы, относящиеся к этому понятию. Это объясняется тем, что возникающие вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство – это сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
В данной работе рассматриваются такие подходы к понятию государства как формационный и цивилизационный, а также приведены в пример различные определения и признаки государства.
Целью данной работы является изучение содержание понятия государства, а также раскрытие его признаков.
Руководствуясь мнениями различных политологов, историков, философов и правоведов, мы поставили перед собой следующие задачи на выполнение курсовой работы:
рассмотреть разнообразные подходы к понятию государства, провести их сравнительный анализ;
познакомиться с многообразием исторических и современных определений государства, на их основании дать свою формулировку современному государству;
изучить и дать краткую характеристику основным признакам государства;
В данной курсовой работе нами были использованы следующие методы: исторический, формально-юридический, синтез, индукция и дедукция.
В ходе написания курсовой работы нами были проанализированы учебники по теории государства и права таких известных авторов как С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И Матузова. Изучены и сделаны выводы по статьям, которые касаются проблемных аспектов понятия государства и его признаков, а также труд Г.И. Манова «Признаки государства: новые прочтения», на основе которого была написана вторая часть курсовой работы.
Глава 1. Понятие государства
1.1 Формационный и цивилизационный подход к понятию государства
Выявление природы
государства предполагает рассмотрение
как вопроса о его соотношении
с социально-экономическим
Важное значение
в теории государства и права
имеет проблема научной классификации
(типологии) существовавшей в истории
человечества и ныне существующих государств.
Такая типология позволяет
В основу типологии государства могут быть положены формальные признаки (структура институтов власти, способы их формирования, режимы взаимодействий властей и другие), социальные (сущность и характер государственной власти, уровень развития общества и другие). Так, французский философ 16 века Ж. Боден подразделял государства по географическому критерию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист Г.Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государства [7, c. 32]. Основными признаками такой классификации послужили организация и функции государств, а также характер взаимоотношений между личностью и государством.
В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государства:
теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
классический
(государство рассматривается
юридический
(государство – юридическая
социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);
кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) [22, c. 15].
В данной курсовой работе я более подробно остановлюсь на таких подходах к понятию государства как формационный и цивилизационный.
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре [4, c. 89]. Данный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом.
С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом [3, c. 135].
Типология государств, в своем основании, имеет общественно-экономические формации. Формация – определенная степень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной степени развития, определяемая способом производства и производственных отношений [4, c. 92].
Еще в 1938 году Сталин выделял пять типов формации, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства. Связи с этим можно сформулировать основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства:
Рабовладельческое государство, исходя из многочисленных материалов и статей, является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Произошел распад общества на антагонистические классы. Один класс стал собственником земли и орудия труда, а также и самого производителя – раба [18, c. 309]. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства [3, c. 145].
Государство
было необходимо рабовладельцам для
удержания в повиновении
Существует также такой тип, как феодальное государство. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд [5, c. 31].
Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров [9, c. 12].
Капиталистическое (буржуазное) государство, третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй [18, c. 311].
Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.
В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав [4, c. 93].
Социалистическое государство согласно формационной теории – это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа [11, с. 382].
Тип государства
согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу зависит
от принадлежности государственной
власти определенному классу собственников,
в руках которого находятся средства
производства. Переход от одного типа
государства к другому
Проанализировав данный подход к типологии государства, можно сделать вывод, что он имеет определенные достоинства:
в нем подчеркивается тесная связь государства с экономикой и классовой структурой общества;
в основе типологии
государства лежит
развитие государства представляется как процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческого-феодальным, феодального-буржуазным, буржуазного-социалистическим.
Проведя исследование формационного подхода, хочется перейти к другому, по мнению многих ученых, являющимся полной противоположности формационному, это цивилизациооный подход .
В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой – цивилизационный подход. Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами.
Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах [4, c. 92]
Понятие «цивилизация»
утвердилось в европейской
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей [23, c. 75].
Цивилизационный
подход к решению вопроса о
соотношении государства и
Цивилизационный
подход выделяет три принципа соотношения
государства и духовно-
природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого [24, c. 367];
Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали [24, c. 368];
Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера [24, c. 370];