Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………….………………………………………
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3.
Определение государства………………………..……………………
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1.
Сущность государства как выражение
его социальной роли в обществе…………………………………………………………
2.2. Особенность классового подхода к
сущности государства,
оценка как теоретической позиции, отражающей
прошлый опыт истории ………………………...………………………………………………
2.3. Освещение внеклассового
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие
современное государство …………………………………………………..………………………
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы
о государстве, его понятии, сущности
и роли в обществе с давних пор
относятся к числу
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Украины).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть
понятие государства, как
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить
признаки современного
4) охарактеризовать эти признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение.
Правовая основа работы - Конституция Украины
Структура данной работы - состоит из введения, 3- х глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ
ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1.
Признаки государства как
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристику признаков государства следует проводить по двум направлениям:
I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя
1) Наличие
особой публичной власти в
виде аппарата управления, то
есть власти, которая непосредственно
не совпадает с населением, предполагает
разделение общества на
Олицетворенная
в государственных органах и
учреждениях, публичная власть становится
государственной властью, т.е. той
реальной силой, которая обеспечивает
государственное принуждение, насилие.
Решающая роль в реализации принуждения
принадлежит отрядам
Государственная власть является разновидностью политической власти.
1. Всеобъемлющий
характер (универсальность). Означает,
что государственная власть
2. Государственная
власть имеет возможность
3. Прерогатива
государственной власти. Означает,
что государственная власть
4. Структурированность
государственной власти. Государственная
власть проявляется вовне в
виде особого аппарата, в котором
все органы связаны между
5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
6. Государственная
власть - всегда авторитет. Авторитет
определяется различными
7. Государственная
власть связана с правом, она
обладает монополией на
Структуру государственной власти составляют:
1. Субъект
(государство в лице его
2. Объект
(подвластные, население
3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).
Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее не достатком.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:
-аппаратной
(имеет механизм осуществления)
-суверенной (не зависит от иной власти),
-легитимной (опирается на закон).
Власть
существовала и в догосударственном
обществе, но это была непосредственно
общественная власть, которая исходила
от всего рода и использовалась им
для самоуправления. Она не нуждалась
ни в чиновниках, ни в каком-либо
аппарате. Принципиальная особенность
публичной (государственной) власти состоит
в том, что она воплощается
именно в чиновниках, т.е. в профессиональном
сословии (разряде) управителей, из которых
комплектуются органы управления и
принуждения (государственный аппарат).
Без этого физического
2) Территориальная
организация населения - это разделение
населения по территориальному
принципу. Государство всегда связано
с определенной территорией,
В догосударственном
обществе принадлежность индивида к
тому или иному роду обусловливалась
кровным или предполагаемым родством.
Причем род часто не имел, строго
определенной территории, перемещался
с одного места на другое. В государственно-
В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей.
3) Наличие
аппарата принуждения, наряду
с аппаратом власти и
4) Государственная
казна, с существованием
1.2.
Место государства в
Чем же определяется особое место государства в политической системе общества?
Чем обусловливается в ней его особая роль?
Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.
Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.
В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.
Это особенно ярко, неприкрыто проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.
В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки» Права человека: Сб. универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестаков Л.Н. М., 1990. С. 254. .
В Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа.
Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на веобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».
В преамбуле
к конституции Японии подобное стремление
проявляется в декларации: «Мы, японский
народ, действуя через посредство наших
должным образом избранных