Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4
1.2. Место государства в политической системе общества ……...…..8
1.3. Определение государства………………………..………………………..14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ
2.1. Сущность государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18
2.2. Особенность классового подхода к сущности государства, оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23
2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26
3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
3.1. Основные признаки, характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31
3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34
ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.docx

— 71.66 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………….……………………………………….……2

 

 1. ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

1.1. Признаки государства как социального инситута………….....…4

1.2. Место  государства в политической системе общества ……...…..8

1.3. Определение государства………………………..………………………..14

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КЛАССОВЫЙ И НЕКЛАССОВЫЙ ПОДХОДЫ

2.1. Сущность  государства как выражение его социальной роли в обществе……………………………………………………………………...…..18

2.2. Особенность классового подхода к сущности государства,       оценка как теоретической позиции, отражающей прошлый опыт истории ………………………...……………………………………………….…..…..…23

2.3. Освещение внеклассового подхода к сущности государства…………..26

 

3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

3.1. Основные признаки,  характеризующие современное государство …………………………………………………..…………………………….....31

3.2. Практические проблемы становления правового демократического государства в Украине ……………….…….………………………………....34

 

ВЫВОДЫ……………………….………………..…………..……….…38

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……..……..39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в  государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо  и непосредственно затрагивают  интересы различных слоев, классов  общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация  не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач  и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное  и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства  конкретно - исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые и  настоящие научные достижения. Как  форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и  управляемость, государство выполняет  функции, обусловленные потребностями  общества, а, следовательно, служит его  интересам.

Актуальность  данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как  особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Украины).

Объектом  исследования данной работы является государство, как особая форма организации  общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель  настоящей работы - рассмотреть понятие  и признаки государства с точки  зрения современных историков и  правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть  понятие государства, как особой  формы организации, в историческом  аспекте (с точки зрения мыслителей  древности - Цицерон и ученых современности);

2) найти  отличия государства от других образований;

3) определить  признаки современного государства  (на примере Украины);

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить  полученные сведения, отразить их  в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение  и исследование выбранной темы проходило  с помощью следующих методов:

изучение  исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность»  в конкретизации его признаков;

анализ  источников и литературы, которые  отражают данную тему в современных  условиях и в динамике времени;

личные  наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной  литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение.

Правовая  основа работы - Конституция Украины

Структура данной работы - состоит из введения, 3- х глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ   ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ОРГАНИЗАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

1.1. Признаки государства как социального  инситута.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института. Характеристику признаков  государства следует проводить  по двум направлениям:

I. Отличие  государства от органов власти  общинно-родового строя

1) Наличие  особой публичной власти в  виде аппарата управления, то  есть власти, которая непосредственно  не совпадает с населением, предполагает  разделение общества на управляющих  и управляемых, стоит над обществом,  не сливаясь с ним. Публичной  она называется потому, что, не  совпадая с обществом, выступает  от его имени, от имени всего  народа. Для государства характерно  наличие группы людей, которые  занимаются только управлением  и освобождаются от производительного  труда. 

Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той  реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения  принадлежит отрядам вооруженных  людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.)

Государственная власть является разновидностью политической власти.

1. Всеобъемлющий  характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется  на всю территорию и на все  население государства, на всех  лиц, находящихся на этой территории.

2. Государственная  власть имеет возможность законно  применять принуждение.

3. Прерогатива  государственной власти. Означает, что государственная власть может  разрешить, приостановить, запретить,  признать ничтожным проявление  любой иной власти на своей  территории.

4. Структурированность  государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в  виде особого аппарата, в котором  все органы связаны между собой  иерархической соподчиненностью. Это  внешняя сторона структурированности.  Кроме этого, каждый орган имеет  определенную жесткую структуру:  состоит из органов и должностных  лиц, связанных между собой  иерархической соподчиненностью. Это  внутренняя структура органов  государства означает внутреннюю  сторону структурированности государственной  власти.

5. Государственная  власть имеет особые каналы  для передачи своих велений,  которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная  власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами,  чаще всего - это насилие, принуждение,  но может быть и подлинный  авторитет. 

7. Государственная  власть связана с правом, она  обладает монополией на правотворческую  деятельность, а право - самый  эффективный регулятор общественных  отношений.

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект  (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения  (отношения между субъектом и  объектом по поводу власти, в  которых государство проводит  в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять  обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной  власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти  качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее не достатком.

В отличие  от других видов социальной власти государственная власть является:

-аппаратной (имеет механизм осуществления),

-суверенной (не зависит от иной власти),

-легитимной (опирается на закон).

Власть  существовала и в догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась  ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность  публичной (государственной) власти состоит  в том, что она воплощается  именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых  комплектуются органы управления и  принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

2) Территориальная  организация населения - это разделение  населения по территориальному  принципу. Государство всегда связано  с определенной территорией, на  которой проживает подвластное  ему население. Выражением территориального  принципа является административно-территориальное  деление на такие административные  регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных  пределов и установление государственной границы .

В догосударственном  обществе принадлежность индивида к  тому или иному роду обусловливалась  кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался  с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -- подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В условиях государства появляется территориальное  разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту  своего жительства. Иными словами, благодаря  этому признаку государственная  власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей.

3) Наличие  аппарата принуждения, наряду  с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных  людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

4) Государственная  казна, с существованием которой  связаны такие явления как  налоги (учрежденные публичной властью  поборы с населения, взыскиваемые  принудительно в установленных  размерах и в заранее определенные  сроки), внутренние и внешние займы,  государственные кредиты, долги  государства, то есть все то, что характеризует экономическую  деятельность государства и обеспечивает  его функционирование.

 

 

 

 

1.2. Место  государства в политической  системе общества

Чем же определяется особое место государства  в политической системе общества?

Чем обусловливается в ней его  особая роль?

Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство  в любой стране и на любом этапе  развития общества выступает как  самая массовая, самая широкая  организация.

Оно объединяет или, по крайней мере, стремится  объединить вокруг себя самые различные  слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить  себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко, неприкрыто проявляется  в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции  США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного Союза, утверждения  правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения  нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию  для Соединенных Штатов Америки» Права человека: Сб. универсальных  и региональных международных документов. Сост. Шестаков Л.Н. М., 1990. С. 254. .

В Конституции  Швеции подобное стремление государства  выступать в качестве организации  всего народа выражается в закреплении  положения, согласно которому «вся государственная  власть в Швеции исходит от народа.

Правление шведского народа основывается на свободном  формировании мнений и на веобщем  и равном избирательном праве. Правление  осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

В преамбуле  к конституции Японии подобное стремление проявляется в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших  должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости  обеспечить для себя и для своих  потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение  свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить  ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую конституцию».

Информация о работе Понятие и признаки государства