Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:45, контрольная работа
Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Соответственно имеется и множество его трактовок, интерпретаций.
В настоящее время наиболее распространенным является следующее определение данного феномена.
Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.
1.Понятие и признаки права. Источники права………………………..3 стр.
2.Система правоохранительных органов в Украине…………………..10 стр.
3.Задача…………………………………………………………………...13 стр.
4.Список литературы…………………………………………………….15 стр.
Содержа
1.Понятие и признаки права. Источники права………………………..3 стр.
2.Система правоохранительных органов в Украине…………………..10 стр.
3.Задача…………………………………………………………
4.Список
литературы……………………………………………………
I.
Понятие, признаки права.
Право – сложное многогранное и многоаспектное явление. Соответственно имеется и множество его трактовок, интерпретаций.
В настоящее время наиболее распространенным является следующее определение данного феномена.
Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.
Историческое право и государство возникает одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокие, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства, условия их формирования имеют свои особенности.
Возникновение,
характер, природа права обусловлены
многими факторами –
Сущность права заключается в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых.
Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.
Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу.
Главная миссия права – быть субъективным, справедливым и эффективным регулятором общественных отношений, участники которых являются носителями соответствующих интересов и потребностей. Последние получают свое выражение, прежде всего в принадлежащих им юридических правах и обязанностях, других элементах праворегулирующего механизма. В этом – социальная ценность права.
Следует оговориться: приведенное выше положение о воплощении в праве государственной воли народа вовсе не означает, что оно выражает интересы всех без исключения представителей этого народа. Могут быть законы идущие в разрез с чаяниями отдельных членов общества или даже целых групп, слоев населения. Именно этим объясняются периодически возникающие протесты людей против несправедливых, с их точки зрения, законодательных мер, предложений. Или уже принятых актов.
Важным
аспектом права является то, что
оно выступает официальной
Само собой разумеется, что право является также мерой ответственности личности, поэтому право представляет собой сочетание дозволений и запретов, поощрений и наказаний; оно – преграда на пути своеволия и произвола.
Таким образом, можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе:
1.
Право связано с государством,
которое либо непосредственно
само устанавливает
2.
Право имеет нормативный
3. Право характеризуется общеобязательностью. Право обязательно и неприкасаемо в принципе, в нем изначально заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить с ним свое поведение.
4. Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, применение санкций за нарушение. Этим оно отличается от других социальных регуляторов, например морали. За правом всегда стоит официальная власть, ее органы, аппарат. Там где есть право, есть и принуждение. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь, которая выражается формулой: власть, не ограниченная право, опасна, право не обеспеченное властью, - бессильно.
5. Волевая природа права. Она проявляется в том, что право – это продукт сознания людей – тех, кто создает, творит право, его нормы. Право реализуется через волевую деятельность индивидов, воздействуя в свою очередь на их сознание и поведение. Наконец право служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоев, структур, групп. Право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов. Право и воля – сопрягаемые понятия.
6.
Формальная определенность. Правовые
нормы – это строго
Кроме того, отдельно взятая правовая норма имеет четкую внутреннюю структуру, а именно, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Закон формален, в этом заключается его важнейшее положительное качество.
7.
Системность. Право есть
Источники права.
Источники права — это исходящие от государства или признаваемые им
официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Источники права,
Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.).
Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
Официальный, публичный
• путем правотворчества,
когда нормативные документы
(издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
• путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Существуют три основные вида источников права, соответствующие трем формам позитивного права (условно названные: «право законодателя», «обычное право», «право суда»).
1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в Украине относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.
2. Санкционированные обычаи — вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.
3. Судебный или административный прецедент - судебное или
административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.
Среди других источников права необходимо выделить
Нормативный договор представляет собой соглашение сторон, в котором обязательно содержатся правила, нормы общего порядка, «выражающие общность тех или иных интересов, адресованные неопределенному кругу, предназначенные для многократного регулирования соответствующих общественных отношений, предусматривающие взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и имеющие определенное правовое обеспечение».
Нормативно-правовой акт – это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, входящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Источники права еще в большей мере, чем сами юридические нормы и
правоотношения, связаны с практической деятельностью юристов, касаются всех, кому приходится, так или иначе, соприкасаться на практике с юридическими вопросами. И вот тут необходимо иметь в виду то существенное положение, что законы, все другие источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами,
юридическая техника, знания сугубо практического порядка.
2. Система правоохранительных органов в Украине.
Правоохранительными органами принято называть функционирующие в обществе и государстве учреждения и организации, основной задачей деятельности которых является обеспечение законности, борьбы с преступностью и другими правонарушениями.
До недавнего времени в учебной и научной юридической литературе круг этих органов не всегда определялся единообразно. К их числу относили лишь суды, органы прокуратуры, внутренних дел и юстиции, государственного арбитража. В Законе Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. в ст. 2 дан перечень право-охранительных органов Украины. Это органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы осуществляющие правоприменительные и правоохранительные функции. И этот перечень не полный, т. к. не учтены государственные органы и общественные объединения, которые в той или иной степени также осуществляют правоохранительные функции.