Понятие и признаки закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

понятие и признаки закона. право 2 тема, 2 вопрос.docx

— 15.08 Кб (Скачать)

Закон - это нормативный  акт, принятый в особом порядке органом  законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только  органом законодательной власти  или референдумом;

2) порядок его  подготовки и издания определяется  Конституцией России и Регламентами  палат Федерального Собрания  РФ;

3) в идеале закон  должен выражать волю и интересы  народа;

4) обладает высшей  юридической силой, и все подзаконные  акты должны соответствовать  ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее  важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе  иных нормативных актов и придают  ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов  может проводиться по различным  основаниям:

по их юридической  силе (Конституция РФ, федеральный  конституционный закон, федеральный  закон, закон субъектов Федерации);

по субъектам  законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового  регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы и временные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и  т.п.);

по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими  словами, органические - ГК РФ, УК РФ и  т.д.);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и  обыкновенные);

по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические  нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем  законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие  виды подзаконных актов, расположенные  по иерархии.

1. Указы Президента  РФ. Обязательны для исполнения  на всей территории Российской  Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного  положения) подлежат утверждению Советом  Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных  изданиях. Конституционность актов  главы государства может быть проверена Конституционным Судом  РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой  политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят  нормативного характера.

2. Постановления  Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти  акты, принимаемые на основе и  в соответствии с законами  РФ, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, регулируют общественные  отношения, находящиеся, как правило,  в пределах компетенции данной  исполнительной структуры. Однако  есть среди них и такие, которые  имеют общее значение, выходят  за рамки конкретного министерства  и ведомства, распространяются  на широкий круг субъектов.  Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел,  Центрального банка, Министерства  РФ по налогам и сборам, Государственного  таможенного комитета, Федерального  горного и промышленного надзора,  Федеральной службы безопасности  и т.п.

4. Решения и постановления  местных органов государственной  власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской  областной Думы, Астраханского областного  Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления (например, областных глав администраций,  губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты  муниципальных (негосударственных)  органов. Эти акты принимаются  в пределах компетенции названных  структур и действуют на территории  соответствующих городов, районов,  сел, поселков, микрорайонов и  т.п.

7. Локальные нормативные  акты. Это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации  и регулирующие их внутреннюю  жизнь (например, правила внутреннего  трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных  актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.


 

 


Информация о работе Понятие и признаки закона