Понятие и признаки системы законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Категория «система законодательства» является одной из самых распространенных в современной юридической науке и юридической практике. Важное место она занимает и в теории права. Особенностью этого понятия (категории) является его использование для обозначения определенных совокупностей, не всегда одинаковых по форме и по уровню юридической силы нормативно-правовых актов, которые принимаются разными органами государства, должностными лицами.

Работа содержит 1 файл

Система законодательства2012.doc

— 121.00 Кб (Скачать)


12

 

Глава 1.Понятие и признаки системы законодательства

 

   Категория  «система законодательства» является одной из самых распространенных в современной юридической науке и юридической практике. Важное место она занимает и в теории права. Особенностью этого понятия (категории) является его использование для обозначения определенных совокупностей, не всегда одинаковых по  форме и по уровню юридической силы нормативно-правовых актов, которые принимаются разными органами государства, должностными лицами. В одних случаях имеют в виду только совокупность законов; во вторых - законы, указы Президента Украины и правительственные постановления    (именно так   истолковал   термин    «законодательство» Конституционный Суд Украины в своем решении от 9 июля 1998 года, прибавив к ним «действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины»); в третьих - и это почти стало традиционным - всю действующую в пределах страны (государства) совокупность нормативно-правовых актов. В последнем случае это понятие иногда не точно используется в качестве синонима понятия «право», потому что система законодательства - это прежде всего форма права, то есть средство существования, выражения и организации его норм в целостную, внутренне согласованную систему. Именно благодаря законодательству  становится возможным выделение правовых норм из других систем нормативного регулирования, формирование права как целостного нормативного явления и культурной ценности общества. 1

   Законодательство Украины не может функционировать, если оно не является системой, составляющие которой тесно взаимосвязаны, согласованны и взаимовлияние которых тщательным образом

____________________________________________________________

1.Загальна теорія держави і права: Підручник для студентів   юридичних   спеціальностей   вищих   навчальних   закладів. За ред .М. В. Цвіка, В. Д. Ткаченка, О. В. Петришина. - Харків: Право,2002. -  с.267

регламентируется четким иерархическим построением.1

Андрусяк Т. Г. под системой законодательства  понимает   комплекс  взаимосвязанных действующих нормативно-правовых предписаний, которые вмещены в нормативно-правовых актах, который выражается в их единстве и согласованности, а также в распределении по отраслям, институтам и другим группам законодательства. Или, проще, система законодательства - это система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правовых актов данного государства. 2

   Не противоречит ему и Сухонос В.В. ,который  дает такое определение системы законодательства: «Система законодательства – это  единый комплекс действующих нормативно-правовых актов государства, структурированных на составные элементы в зависимости от характера урегулированных нормативным актом отношений и его юридической силы».3

   Кельман М. С. и Мурашин  О. Г.  определяют систему законодательства  как  внешнюю форму права, что  выражает построение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право, как замечают Кельман М. С. и Мурашин  О. Г.,не существует без  законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.4

   В юридической науке понятие "система законодательства" рассматривается в широком и узком понимании. Так, в широком понимании, система законодательства - это одна из форм существования права, способ предоставления юридического значения нормам права, средство их

организации и сочетания в статье нормативно-правовых актов и других правовых предписаний. Кроме того, это система всех выданных и упорядоченных государственными органами, непосредственно народом или

_______________________________________________________________________________________

1.Сухонос В.В. Теорія держави і права: Навчальний посібник. - Суші: ВТД «Університетська книга», 2005. -  с.393

2.Андрусяк Т. Г. Теорія держави і права. - Львів, 2000. -  с.64

3.Сухонос В.В. Теорія держави і права: Навчальний посібник. - Суші: ВТД «Університетська книга», 2005. -  с.393

4.Кельман М. С., Мурашин О. Г.  Загальна теорія держави і права: Підручник. — К.: Кондор, 2006. — с.264

уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов (законов и подзаконных нормативно-правовых актов) . 1

   В узком понимании система законодательства - это система всех выданных парламентом или уполномоченными субъектами, в том числе и народом на референдуме - законов. Другими словами система законодательства является формой существования правовых норм, средством их организации в правовые акты.

   Для системы законодательства характерными являются такие признаки:

-это совокупность нормативно правовых актов;

-это дифференцированная система;

-она основана на принципах субординации и координирования;

ее структурных элементов.

   Итак, система законодательства - это группировка правовых норм, принятых законодателем, т. е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом - это система всех правовых норм.

   Система законодательства объединяет все источники права (законы, кодексы, указы, уставы, положения, постановления, инструкции и т. п.) в их совокупности, взаимосвязи.2

      В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

— отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы

различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского,

______________________________________________________________________________________

1.Теорія держави і права. Академічний курс: Підручник / За ред. О.В. Зайчука, Н.М. Оніщенко. – К.: Юрінком Інтер, 2006. – с.196

2.Черданцев А.Ф.  Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. -  с.245

например, экологическое законодательство;

— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

— законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

—              конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

1.Шульга А.М. Теория государства и права. Пособие для подготовки к государственному  (выпускному) экзамену. Харьков, 2000.- с.54

                        Глава 2.Структура системы законодательства

 

   Структура системы законодательства - это обусловленная системой права, интересами государства и потребностями практики правового регулирования внутренняя организация упорядоченных нормативно-правовых актов (и других письменных нормативно-правовых источников), которая выражается в их единстве и согласованности, а также в распределении по отраслям, институтам и другим группам законодательства.1

   Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего комплекса законодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. Иными словами, это система его отраслей. Отрасли законодательства - большие объединения нормативно-правовых актов по определенным сферам правового регулирования общественных отношений, которые характеризуются единством содержания, формы и имеют системные связи между собой.

   Обычно отрасль законодательства «возглавляется» кодексом, который определяет юридическую целостность отрасли. Конституция служит нормативной базой формирования всех отраслей законодательства.2

   По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм. Вертикальный разрез связан, во-первых, с устройством государства: является оно простым (унитарным) или сложным (федеративным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты). Ниже речь пойдет о горизонтальной структуре, о системе отраслей законодательства.

     Разделение законодательства на отдельные отрасли, казалось бы, не

должно вызывать серьезных трудностей. Нужно просто выделить отрасли по

_________________________________________________________________________________________

1.Рабінович П. М. Основи загальної теорії права та держави. Видання 5-те, зі змінами. Навчальний посібник.— К.: Атіка.— 2001.— с.41

2.Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник / Пер. з рос. — Харків: Консум, 2001. —  с.253

предмету регулирования, по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм. Однако в нашей правовой теории проблема эта оказалась излишне усложненной.1

     В 1938 г. в докладе об основных задачах науки советского социалистического права А. Я. Вышинский (который занимал тогда пост Генерального прокурора страны и одновременно считался главным ученым-юристом) в директивном порядке определил отрасли советского права: государственное, административное, гражданское, трудовое, земельное,

колхозное, уголовное, процессуальное и международное. Список был исчерпывающим, никаких других отраслей не предусматривалось. Отрасли, названные Вышинским, составили альфу и омегу системы советского законодательства (или системы социалистического права, как тогда говорили).

     Однако в 50-е гг., особенно после XX съезда партии, когда дышать стало свободнее и появилась первая возможность с чем-то в официозе не соглашаться, выяснилось, что этот исчерпывающий перечень отраслей явно не достаточен. Потребности развития законодательства, обусловленные усложнением общественных отношений требовали расширения круга признанных ранее отраслей. Особенно остро этот вопрос встал во время дискуссии о хозяйственном праве, проходившей в конце 50-х - начале 60-х гг. В то время велась подготовка Основ гражданского законодательства и в связи с этим возникла проблема: должно ли гражданское законодательство регулировать имущественные отношения между всеми субъектами - и гражданами, и предприятиями - или только отношения с участием граждан, а отношения между предприятиями и другими юридическими лицами (хозяйственные отношения) нужно выделить в специальную отрасль и разрабатывать для нее специальные законы. В том, что хозяйственные отношения имеют серьезные отличия от отношений с участием граждан,

_________________________________________________________

1.        Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. –  с 114.

никто не сомневался. Но достаточны ли эти отличия для формирования новой отрасли?

    Для ответа на вопрос (а речь велась не только о хозяйственном праве, но и о других молодых отраслях) была создана теоретическая конструкция, основывающаяся на отличии отрасли нрава от отрасли законодательства.1 Отрасль права, по этой конструкции, должна была обладать своим собственным предметом регулирования (по принципу один предмет - одна отрасль права) и особым методом регулирования.

      Если оба эти признака были в наличии, мы имели дело с отраслью права. Если же предмет «делился» с другой отраслью или метод оказывался несамостоятельным, то речь шла об отрасли законодательства.

По этой конструкции, отрасли права всегда выглядят образованиями первосортными, полноценными, а отрасли законодательства - подчас второсортными, не вполне полноценными. Чтобы признать отрасль законодательства отраслью права, нужно было признать за ней двойной мандат - свой предмет и свой метод. Отрасли, названные Вышинским, получили статус отраслей права, в отношении же молодых, рождающихся отраслей вопрос решался каждый раз в длительных дискуссиях, увы, не всегда плодотворных. Был выдвинут и формальный признак отличия отрасли права от отрасли законодательства: первая (отрасль права) имела в качестве первичного основания конкретную правовую норму, а вторая (отрасль законодательства) - нормативный акт.

      Так в теории права родилась дихотомия: отрасль права - отрасль законодательства. Нетрудно заметить, что такой подход был объясним нормативистским пониманием права. Если право - система норм и законодательство - также система норм, то дуализм самого понимания системы очевиден. Если отойти от нормативистской трактовки права, то проблема отпадает сама собой: система права - это идеи, нормы, отношения,

_________________________________________________________

2.        Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. –  с 115.

а система законодательства - это составляющие его отрасли. С этой точки зрения можно и нужно говорить о системе отраслей законодательства, а категория «отрасль права» утрачивает свое содержание. Но такой упрощенный прием, решение проблемы с помощью простых силлогизмов

вряд ли достаточны, дихотомию «система права - система законодательства» нужно рассматривать и по существу.

   Можно констатировать, что теоретические доводы об отличии отрасли права от отрасли законодательства оказались несостоятельными, не получили практического подтверждения. Так, оказалось, что невозможно провести различие, границу между нормой права и нормативным актом. Может быть, норма - одно правило, а нормативный акт - несколько? Вряд ли, потому что и в норме может быть несколько правил, и в нормативном акте - только одно из них. Примеров тому немало. Но главное не в этом. Если на стадии первичного элемента чисто количественный признак еще может быть относительным критерием различия, то на стадии отрасли это его значение утрачивается полностью. Ведь отрасль - это всегда совокупность, а в совокупности норм или нормативных актов значение исходного элемента теряется. Как совокупности, и отрасли права, и отрасли законодательства оказывались тождественными по содержанию.

Информация о работе Понятие и признаки системы законодательства