Понятие и система признаков почерка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Письмо как средство передачи мысли человека во времени и пространстве реализуется в рукописи с помощью системы условных графических обозначений - букв алфавита. Процесс обучения письму сопровождается постепенным отходом от правил написания элементов, букв и их соединений в сторону создания наиболее приемлемой для пишущего индивидуальной системы движений, позволяющей быстро писать. В создании такой системы движений определяющим является практика письма, которая ведет к формированию письменно-двигательного навыка человека.

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

   Завершив  составление таблицы-разработки по исследуемой рукописи и определив устойчивость и идентификационную значимость частных признаков, эксперт проделывает аналогичную работу со сравнительными материалами. Причем образцы почерка каждого проверяемого лица: свободные, условно-свободные и экспериментальные - рассматриваются как единый почерковый материал.

   Количество  вариантов письменных знаков, выявляемых и фиксируемых в таб- лицах-разработках  частных признаков почерка главным  образом зависит от степени выработанности почерка: чем более высокой является степень сформирован- ности письменно-двигательного навыка, тем более устойчивы варианты конструкции знаков и наоборот. Кроме этого, на проявление того или иного варианта буквы влияет степень сложности движений: например, в выработанных упрощенных почерках широко распространены конструкции письменных знаков, значительно отличающиеся от простых и усложненных почерков.

   В результате раздельного исследования объектов экспертизы эксперт получает полную информацию о почерке исполнителя спорной рукописи, а также о почерке проверяемого лица (или лиц).

   На  стадии сравнительного исследования сопоставляются два (или более) комплекса признаков, характеризующих сравниваемые почерки.

   Сравнительное исследование начинается с общих  признаков почерка, выявленных и зафиксированных в таблице-разработке. Сначала сравниваются признаки, отражающие пространственную ориентацию движений. При совпадении признаков сравниваемых почерков эксперт в графе «Результаты сравнения» таблицы-разработки проставляет знак «+». В случае выявления различий признаков проставляется «минус» (приложение 3). Наряду с совпадениями общих признаков почерка могут наблюдаться некоторые различия в размещении самостоятельных фрагментов текста, наличии и размере полей, которые зачастую объясняются разными условиями выполнения исследуемой рукописи и образцов, видом документа и т.п.

   При сравнении общих признаков почерка, характеризующих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, эксперт должен сопоставить степень выработанности почерка, проявившуюся в исследуемой рукописи и в сравнительных материалах. Резкое различие в степени выработанности сравниваемых почерков может служить основанием для формулирования категорического отрицательного вывода без анализа частных признаков почерка, но лишь в тех случаях, когда в образцах наблюдается менее развитый письменно-двигательный навык исполнителя. Выявление экспертом различий в степени сложности движений не может служить основанием для такой формы выводов, так как этот признак более подвержен влиянию посторонних сбивающих факторов.

   Признаки, характеризующие структуру движений по их траектории, также сопоставляются между собой, а результаты сравнения  фиксируются в последней графе таблицы-разработки признаков почерка. 

   Выявление и сравнение общих признаков почерка в рукописях, выполненных в обычных условиях, для эксперта, как правило, не представляет особой сложности. Гораздо труднее исследовать рукописи, выполненные измененным почерком, так как не всегда возможно проследить устойчивость признаков почерка исполнителя и дифференцировать их от признаков необычности выполнения рукописи

   После сравнения общих признаков почерка, позволяющих установить групповую принадлежность почерка, эксперт переходит к сравнению частных признаков, составляющих основу идентификационного вывода эксперта. В этом плане этап сравнительного исследования данных признаков является наиболее ответственным

   Сравнение осуществляется последовательно по каждой букве, зафиксированной в таблице-разработке. Причем эксперт выделяет для сравнения и оценки наиболее устойчивые и информативные признаки.

   Первоначально сравниваются однотипные варианты выполнения букв в исследуемой рукописи и  образцах: то есть сходные по конструкции  и степени сложности движений при их выполнении. Затем сопоставляются частные признаки, отобразившиеся в других вариантах букв, цифр.

   В графе «Результаты сравнения» таблицы-разработки эксперт при установлении совпадающего признака зарисовывает букву, в которой признак проявился, и красителем красного цвета его размечает (приложение 4). При установлении различия зарисовываются две буквы и красителем разного цвета (черного, синегс или фиолетового) делается разметка сравниваемых признаков.

   Такой способ фиксации результатов сравнения  нагляден, апробирован в экспертной практике.

   В процессе сопоставления частных  признаков почерка эксперту надлежит руководствоваться следующими правилами: во-первых, сравнение необходимо осуществлять по одной и той же группе частных признаков; во-вторых, сравниваться должны одноименные письменные знаки или их элементы.

   При наличии нескольких совпадающих  признаков в разных вариантах  одной буквы в графу «Результаты  сравнения» рекомендуется включать все устойчивые совпадающие варианты буквы с тем, чтобы на стадии заключительной оценки выбрать из них наиболее значимый.

   В идентификационном почерковедческой исследовании наиболее сложным этапов является оценка результатов сравнительного исследования, особенно начинающими экспертами, у которых отсутствует представление о частоте встречаемости и ценности частных признаков. Как показывает практика, через 3-5 лет самостоятельного производства почерковедческих экспертиз у эксперта накапливается подобного рода информация.

f В традиционной методике почерковедческой экспертизы оценочные критерии находятся в непосредственной зависимости от субъективных качеств эксперта практического опыта, квалификации, интуиции. Качественная оценка экспертом признаков почерка основывается на анализе двух моментов: 1) степени отклонения знака от норм прописи; 2) частоты встречаемости признака почерка (степени его распрс страненности) - это показатель идентификационной ценности признака. Чем реже признак встречается в почерках других лиц, тем он ценнее для процесса идентификации исполнителя рукописи.

   Получение экспертом объективной информации о частоте встречаемости и идентификационной значимости выделенных признаков почерка на качественно:/, уровне затруднено. Для решения этой проблемы были использованы положен:-: теории вероятностей и аппарат математической статистики.

   Первые  исследования, связанные с разработкой математических методов, объективизирующих оценочную деятельность эксперта, были проведены в 1953-1967 годах [3,23]. В результате совершенствования предложенных методик в 1976 г. во ВНИИСЭ был создан модифицированный метод оценки совпадающих признаков почерка с учетом его групповой принадлежности [16].

   При применении модифицированного метода эксперт имеет возможность судить о частоте встречаемости и идентификационной значимости частных признаков в выработанных почерках, которые по степени сложности почерка размещены в трех таблицах, где также приводится графическое изображение знака и описание признака в нем.

   Пользуясь табличными данными, эксперт выбирает из числа выделенных признаков наиболее ценные, суммирует коэффициенты значимости и соотносит сумму с пороговым критерием, достаточным для формирования категорического идентификационного вывода об исполнителе рукописи. Представляется необходимым структуру алфавитной таблицы-разработки дополнить графами «Номер таблицы и признака» и «Идентификационная значимость признака» (приложение 6).

   Применение  математического метода оценки совпадающих  частных признаков почерка с учетом его групповой принадлежности позволяет обучающимся значительно скорее освоить полезную информацию о частоте встречаемости и ценности частных признаков почерка и успешно использовать ее в экспертной деятельности. 
 
 
 
 

                      Приложение 3

      ТАБЛИЦА-РАЗРАБОТКА ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА

     Наименование
    Конкретное  выражение признака
Результаты  сравнения
     признака в исследуемом письме в образцах почерка
      1
2 3 4
I. Признаки, характеризующие пространственную ориентацию движений и фрагментов рукописи      
1. Размещение самостоятельных фрагментов документов обращение расположено  над рукописным текстом по середине листа бумаги, дата находится под основным текстом по центру листа, подпись размещена поддатой ближе к левому вертикальному срезу листа бумаги заголовок расположен над рукописным текстом по середине листа бумаги, дата находится под  основным текстом по центру листа, подпись размещена под датой и смещена относительно ее вправо +
2. Поля

     а) размер

     б) форма

     в) конфигурация линии поля

левое и правое средний,средний трапециевидная лево- наклонная извилистая левое и правое средний, средний трапециевидная лево- наклонная извилистая +

+ +

3. Размер красной строки пять красных  строк малых по размеру одна красная  строка средняя по размеру -
4. Размер интервалов между строками средний средний +
5. Размер интервалов между словами средний средний +
6. Размещение линии письма относительно бланковой строки      
7. Положение строк относительно среза листа горизонтальное горизонтальное +
8. Форма линий письма в строке прямая прямая +
 
 
      1
      2
      3
4
9. Размещение движений при      
выполнении  знаков препи      
нания:      
    - относительно пред
      малый
      малый
+
шествующего слова      
    - относительно  линии
    на линии  письма
    на линии  письма
+
письма      
10. Положение знака пе
      -
      -
 
реноса  слов      
       
II. Признаки, отражающие      
степень и характер сфор      
мированное™ письменно-      
двигательного навыка      
1. Степень выработанности
      высокая
      высокая
+
почерка     +
    а) темп
    выше среднего
    выше среднего
+
    б) координация
      высокая
      высокая
+
2. Степень сложности
    простая с элементами
простая с элементами  
движений
    усложнения
    усложнения
 
III. Признаки, характери      
зующие  структуру движе      
ний по их траектории      
1. Преобладающая форма
    дугообразно-петлевая
дугообразно-петлевая +
движений      
2. Преобладающее направление движений
    левоокружное
    левоокружное
+
3. Наклон
      правый
      правый
+
4. Размер (преобладающая
      средний
      средний
+
протяженность движений по вертикали)  
        *
 
5. Разгон (преобладающая
      средний
      средний
+
протяженность движений по горизонтали)      
6. Степень связности (непрерывности) движений
      средняя
      средняя
+
7. Нажим
      слабый
      слабый
+
 

Информация о работе Понятие и система признаков почерка