Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:27, реферат
Письмо как средство передачи мысли человека во времени и пространстве реализуется в рукописи с помощью системы условных графических обозначений - букв алфавита. Процесс обучения письму сопровождается постепенным отходом от правил написания элементов, букв и их соединений в сторону создания наиболее приемлемой для пишущего индивидуальной системы движений, позволяющей быстро писать. В создании такой системы движений определяющим является практика письма, которая ведет к формированию письменно-двигательного навыка человека.
Завершив составление таблицы-разработки по исследуемой рукописи и определив устойчивость и идентификационную значимость частных признаков, эксперт проделывает аналогичную работу со сравнительными материалами. Причем образцы почерка каждого проверяемого лица: свободные, условно-свободные и экспериментальные - рассматриваются как единый почерковый материал.
Количество
вариантов письменных знаков, выявляемых
и фиксируемых в таб- лицах-разработках
частных признаков почерка
В результате раздельного исследования объектов экспертизы эксперт получает полную информацию о почерке исполнителя спорной рукописи, а также о почерке проверяемого лица (или лиц).
На стадии сравнительного исследования сопоставляются два (или более) комплекса признаков, характеризующих сравниваемые почерки.
Сравнительное исследование начинается с общих признаков почерка, выявленных и зафиксированных в таблице-разработке. Сначала сравниваются признаки, отражающие пространственную ориентацию движений. При совпадении признаков сравниваемых почерков эксперт в графе «Результаты сравнения» таблицы-разработки проставляет знак «+». В случае выявления различий признаков проставляется «минус» (приложение 3). Наряду с совпадениями общих признаков почерка могут наблюдаться некоторые различия в размещении самостоятельных фрагментов текста, наличии и размере полей, которые зачастую объясняются разными условиями выполнения исследуемой рукописи и образцов, видом документа и т.п.
При
сравнении общих признаков
Признаки,
характеризующие структуру
Выявление и сравнение общих признаков почерка в рукописях, выполненных в обычных условиях, для эксперта, как правило, не представляет особой сложности. Гораздо труднее исследовать рукописи, выполненные измененным почерком, так как не всегда возможно проследить устойчивость признаков почерка исполнителя и дифференцировать их от признаков необычности выполнения рукописи
После
сравнения общих признаков
Сравнение осуществляется последовательно по каждой букве, зафиксированной в таблице-разработке. Причем эксперт выделяет для сравнения и оценки наиболее устойчивые и информативные признаки.
Первоначально сравниваются однотипные варианты выполнения букв в исследуемой рукописи и образцах: то есть сходные по конструкции и степени сложности движений при их выполнении. Затем сопоставляются частные признаки, отобразившиеся в других вариантах букв, цифр.
В графе «Результаты сравнения» таблицы-разработки эксперт при установлении совпадающего признака зарисовывает букву, в которой признак проявился, и красителем красного цвета его размечает (приложение 4). При установлении различия зарисовываются две буквы и красителем разного цвета (черного, синегс или фиолетового) делается разметка сравниваемых признаков.
Такой способ фиксации результатов сравнения нагляден, апробирован в экспертной практике.
В процессе сопоставления частных признаков почерка эксперту надлежит руководствоваться следующими правилами: во-первых, сравнение необходимо осуществлять по одной и той же группе частных признаков; во-вторых, сравниваться должны одноименные письменные знаки или их элементы.
При
наличии нескольких совпадающих
признаков в разных вариантах
одной буквы в графу «
В
идентификационном
f В традиционной методике почерковедческой экспертизы оценочные критерии находятся в непосредственной зависимости от субъективных качеств эксперта практического опыта, квалификации, интуиции. Качественная оценка экспертом признаков почерка основывается на анализе двух моментов: 1) степени отклонения знака от норм прописи; 2) частоты встречаемости признака почерка (степени его распрс страненности) - это показатель идентификационной ценности признака. Чем реже признак встречается в почерках других лиц, тем он ценнее для процесса идентификации исполнителя рукописи.
Получение
экспертом объективной
Первые исследования, связанные с разработкой математических методов, объективизирующих оценочную деятельность эксперта, были проведены в 1953-1967 годах [3,23]. В результате совершенствования предложенных методик в 1976 г. во ВНИИСЭ был создан модифицированный метод оценки совпадающих признаков почерка с учетом его групповой принадлежности [16].
При
применении модифицированного метода
эксперт имеет возможность
Пользуясь табличными данными, эксперт выбирает из числа выделенных признаков наиболее ценные, суммирует коэффициенты значимости и соотносит сумму с пороговым критерием, достаточным для формирования категорического идентификационного вывода об исполнителе рукописи. Представляется необходимым структуру алфавитной таблицы-разработки дополнить графами «Номер таблицы и признака» и «Идентификационная значимость признака» (приложение 6).
Применение
математического метода оценки совпадающих
частных признаков почерка с учетом
его групповой принадлежности позволяет
обучающимся значительно скорее освоить
полезную информацию о частоте встречаемости
и ценности частных признаков почерка
и успешно использовать ее в экспертной
деятельности.
Приложение 3
ТАБЛИЦА-РАЗРАБОТКА ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА
|
|
|
|
4 |
9. Размещение движений при | |||
выполнении знаков препи | |||
нания: | |||
|
|
|
+ |
шествующего слова | |||
|
|
|
+ |
письма | |||
10. Положение знака пе |
|
|
|
реноса слов | |||
II. Признаки, отражающие | |||
степень и характер сфор | |||
мированное™ письменно- | |||
двигательного навыка | |||
1. Степень выработанности |
|
|
+ |
почерка | + | ||
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
2. Степень сложности |
|
простая с элементами | |
движений |
|
|
|
III. Признаки, характери | |||
зующие структуру движе | |||
ний по их траектории | |||
1. Преобладающая форма |
|
дугообразно-петлевая | + |
движений | |||
2. Преобладающее направление движений |
|
|
+ |
3. Наклон |
|
|
+ |
4. Размер (преобладающая |
|
|
+ |
протяженность движений по вертикали) |
|
||
5. Разгон (преобладающая |
|
|
+ |
протяженность движений по горизонтали) | |||
6.
Степень связности ( |
|
|
+ |
7. Нажим |
|
|
+ |