Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:44, шпаргалка
ответы на 34 вопроса.
32. теория модернизации и мир политика.
1. Классическая модернизационная теория характеризует модернизацию как переход от традиционного общества к современному (modern society). Коренное отличие последнего от традиционного - ориентация на инновации и такие черты, как преобладание инноваций над традицией; светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; формирование демократии; выделенная персональность, преимущественная ориентация на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса, т. е. способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; индустриальный характер; массовое образование; приобретенный статус; новый тип личности (активный деятельный психологический склад); предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация); преобладание универсального над локальным и др.
2.
В теории модернизации
Первый тип - оригинальная (органическая) модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
Второй
тип - вторичная модернизация - был
характерен для стран, отставших
в своем развитии и пытавшихся
догнать передовые более
3.
Важной составляющей общего
Теория политической модернизации в политической науке стала создаваться в 50-60-х гг. 20-го века и пережила условно три этапа в своем развитии: 50-60-х годы, к.60-70-е годы и 80-90-е годы. В настоящее время вновь происходит возрождение интереса к ней.
Теория модернизации опиралась на теоретическое наследие известных исследователей 19-начала 20 веков. Среди них - М. Вебер (выдвинувший идею развития европейской цивилизации в направлении от традиционного общества к современному на основе рационализации поведения), Ф.Теннис и Э. Дюркгейм (предложивший концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на основе разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные положения структурно-функционального анализа, представления структурных функционалистов об общественном развитии.
Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г.Алмонда и Д.Пауэлла "Сравнительная политология. Подход с позиций "концепции развития""(1966), Д.Аптера "Политика модернизации"(1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л.Пая "Аспекты политического развития. Аналитическое исследование" (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта "Модернизация: протест и изменение"(1966), С.Хантингтона "Политический порядок в меняющихся обществах"(1968) и другие.
одной из основных черт теории модернизации первого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модернизации, родившиеся в этот период.
Эти особенности обусловили и специфику взглядов исследователей на содержание политической модернизации как части общего процесса «осовременивания». Политическая модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему:
демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов)
изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными)
Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершенство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработки. Эти события вызвали волну критики. Второй этап развития теории модернизации характеризовался появлением более взвешенных трактовок, основанных на широкого спектра факторов политического, социального и экономического развития (в частности, такого фактора, как политическая культура). В целом многим работам данного периода был свойственен отход от евроцентризма. Под вопрос был поставлен тезис о эффективности демократизации в странах третьего мира с точки зрения реализации целей экономического роста и социально-экономического прогресса в целом.
В целом в литературе, посвященной теориям модернизации, выделяется условно два направления, представители которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: «консервативное» и «либеральное».
Представители «консервативного» направления (С.Хантингтон, Дж.Нельсон, Х.Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а, следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации политического режима.
Сторонники «либерального» направления (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество. Главным критерием политической модернизации они считали степень вовлеченности населения в систему политического представительства: характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени вовлеченности рядовых граждан в политический процесс. Условием успешной модернизации, по их мнению, являлось обеспечение стабильности и порядка с помощью диалога между элитой и населением и мобилизации масс.
Дальнейшая
эволюция теорий модернизации на третьем
этапе выражалась во все большем распространении
идеи о несостоятельности строгого противопоставления
традиции и современности. Многие авторы,
не отрицая важность таких факторов, как
технологический прогресс, внедрение
«западных» институтов и норм, отмечают
вторичность этих факторов и их зависимость
от господствующих в том или ином обществе
социальных отношений и социокультурных
ценностей.
Во
второй половине 80-х годов получает
свое развитие концепция «модернизации
в обход модернити», то есть концепция
политического развития, основанного
на сохранении социо-культурных традиций
без навязывания чуждых (западных) образцов
(А. Абдель-Малек, А. Турен, С Хантингтон,
Ш. Эйзенштадт и др.). В рамках этой концепции
не отрицается универсальность общественного
и политического развития. Вместе с тем
принцип универсализма сочетается с партикуляризмом,
а их органичный синтез рассматривается
как залог успеха модернизационного процесса.
Модернизация рассматривается как саморазвивающийся
процесс, зависящий не только от деятельности
политических элит, но и, в первую очередь,
от влияния объективных обстоятельств
и поведения рядовых членов общества.
33. «Информационная эпоха» в жизни международного сообщества.
Информационные процессы в глобальном масштабе приводят к тому, что информационное пространство все больше наполняется политическим содержанием, а в политическом – интенсивность внешнеполитических взаимодействий усиливается благодаря проникновению информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни государства.
Внешнеполитические отношения
Вопросы формирования
Развитие информационных процессов в мире приводит к тому, что с середины 1980-х гг. в документах ООН и ЮНЕСКО все чаще появляются решения по вопросам развития коммуникаций, обмена информацией, а в 2002 г. появляется такой важный документ, регулирующий международные взаимоотношения в аспекте информационного пространства, как Окинавская хартия глобального информационного общества.
По мнению многих политологов,
к главным тенденциям
-
формирование глобального
- создание мирового или единого информационного пространства, неоднородного и даже противоречивого в аспекте международных отношений.
Формирование информационного
Вместе с тем обострились
Влияние информационных
Влияние информации отражается
и в периодической модели
Выделяются следующие периоды развития политических взаимоотношений в связи с информатизацией общества:
1. Локальные взаимосвязи, в
2. Региональные и