Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
ОСНОВЫ КЕЙС-МЕТОДА
Когда возник кейс-метод и как развивался
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Кейс-метод выступает как
Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Суть кейс-метода
Важнейшими для кейса являются его пространственно-временные характеристики. При этом социальное пространство не следует путать с физическим пространством.
Социальное пространство отражает условные границы, в пределах которых развертывается жизнедеятельность территориального сообщества. Каждый человек по-разному включается в это пространство, прилагает различные усилия по его упорядочению и использованию с целью достижения желаемого результата деятельности.
Социальное пространство очень
тесно связано также с
Признаки и технологические особенности
У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.
Признаки кейс-метода.
1. Наличие модели социально-
2. Коллективная выработка
3. Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных решений.
4. Единая цель при выработке решений.
5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
6. Наличие управляемого
Технологические особенности кейс-метода:
1. Метод представляет собой
2. Он выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
3. Кейс-метод в обучении можно
рассматривать как
4. Кейс-метод интегрирует в себя
технологии развивающего
5. Кейс-метод выступает как
6. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирования их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивания познавательной активности.
7. Технология кейс-метода представляет собой
процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых студентами и преподавателем, служит благодатной средой не только обучения, но и воспитания личности. Само нахождение в развитом информационном поле, «проживание» в нем от истоков до разрешения проблемы благотворно для личности, которая «пропитывается» информацией, многообразными чувствами, рельефно ощущает методы и приемы мыслительной деятельности.
Функциональные возможности кейс-метода
Под функцией кейса понимается его
возможное эффективное
Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения является очень обостренной. Она обусловлена двумя тенденциями.
Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Вторая вытекает из развития требований к качествам личности специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличатся системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Пересечение и взаимодействие этих
тенденций неизбежно усилит роль
в образовании специалистов кейс-метода,
которые сначала будут
Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которые нуждается рыночное общество.
Рассмотрим конкретнее корреляцию между качествами личности и кейс-методом. Для упрощения анализа ограничимся десятью наиболее важными качествами специалиста.
Качества специалиста |
Их характеристика |
Воздействия кейс-метода на их формирование |
Способность принимать решения |
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий |
Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации |
Способность к обучению |
Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать свое обучение |
Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития |
Системное мышление |
Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности |
Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность |
Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения |
Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкости |
Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа |
Коммерческая и деловая ориентация |
Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата |
Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации |
Умение работать с информацией |
Способность искать инфор-мацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую |
Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информции |
Упорство и целеустремленность |
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров |
Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения |
Коммуникативные способности |
Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт. |
Постоянные высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника |
Способность к межличностным контактам |
Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию |
Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов |
Проблемность мышления |
Способность видеть проблемы |
Поиск проблемы и определение её основных характеристик |
Конструктивность |
Способность вырабатывать модели решения проблем |
Поиск путей разрешения проблемы в кейсе |
Этичность |
Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия |
Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция |
Вместе с тем следует
Стратегические принципы развития кейс-метода
Место кейс-метода в образовательной системе далеко не однозначно. Он помогает сформировать такие качества, которые должны доминировать далеко не у всех представителей всех профессий. Отсюда можно сформулировать стратегические принципы развития кейс-метода и внедрения его в обучение.
Во-первых, кейс-метод необходимо как можно быстро внедрить в обучение современным рыночным профессиям, таких как менеджер, экономист, социолог, маркетолог, имиджмейкер, брокер и др. В них доминирует ситуационное знание и ситуативная деятельность. По сути дела, кейс-метод придает носителям этих профессий некоторую динамичность, способность действовать результативно в нестандартных ситуациях.
Во-вторых, он особенно эффективен в образовании взрослых, их профессиональной переподготовке, которые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к имеющейся. Дело в том, что этот метод в наибольшей мере соответствует уровню и типу подготовки взрослого, его мотивации, стремлению быстро развить или модернизировать знания. У взрослого всегда есть не просто некоторый уровень знаний по предмету, он обладает определенной методологической парадигмой, сложившимися приемами и методами мышления. У него есть некоторая система устоявшихся ценностей, стандартов поведения и т.д. С одной стороны, учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения, поскольку это обучение не на пустом месте. Но, с другой стороны, здесь может негативно проявить себя консерватизм мышления и нежелание меняться. Поэтому первая задача, которую должен поставить перед собой преподаватель-кейсолог должна быть направлена на разрушение догматов и амбиций, выработку сначала желания, а потом и стремления к прогрессивному изменению своей личности. То, что достигается легко в молодежной аудитории, во взрослой аудитории приходит с дополнительными и нередко значительными усилиями.
В-третьих, кейс-метод должен использоваться
в органическом единстве с другими
методами обучения, в том числе
с традиционными, поскольку оно
закладывает в студентов