Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа

Описание работы

После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.

Содержание

Введение

1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность).
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.

2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1 Первый этап социально-экономического развития республики.
2.2 Второй этап социально- экономического развития
республики.


3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу

3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы.
3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата.
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.


Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом БАКТАЙЫМ.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

19,3 млн.долларов.

     ФИНСАК- Программа по реорганизации финансового сектора.

Программа ФИНСАК вступила в силу в сентябре 1996 года. Она направлена на

оказание технической  помощи по реорганизации финансового  сектора Кыргызской

Республики, финансируемая  Всемирным банком.         Основными задачами данной

программы являются:

·   Реструктуризация финансового сектора путем создания  новых  небанковских

институтов

·   Оказание консультативной помощи НБКР, коммерческим банкам, Министерству

финансов.

Программа        включает несколько разделов:

·   Реструктуризация банков.

·   Упорядочение и погашение долгов.

·   Внедрение нового плана счетов. (Международные стандарты бухгалтерского

учета).

·   Создание Центрального реестра залогов.

·   Совершенствование  платежной и клиринговой системы.

По программе ФИНСАК было получено:

·   В 1996 году- 22,6 млн.долларов США.

·   Всего должно  поступить 45 млн.

     Проекты -

Всемирный

банк -11,7 млн.долларов “Развитие овцеводства” “Финансирование села и

программа предприятия  мелких фермерских  хозяйств”, Поддержка  вспомогательных

сельскохозяйственных  услуг) 15 млн.

     Азиатский банк  "Сельские финансовые институты"12,7 млн.

     Социальные программы

Правительством  Кыргызской Республики и международными организациями уже

довольное долгое время осуществляется целый ряд  программ, связанный с

преодолением  бедности, включая следующие:

     “Манас - -комплекс мер по реформированию здравоохранения.

     “Билим” - сфера образования.                                                

“Аялзат” - тендерная программа.                                              

“Ардагер” - программа по социальной защите  представителей старшего

поколения.                                                         

“Аракет” - была принята в феврале 1998 года, интегрированная программа

преодоления бедности.                                   

“Эмгек”- национальная программа  “Рынок труда и занятость населения в

Кыргызской  Республике на 1999-2000 г.г. и на период до 2005 г.г.”

При поддержке

Всемирного  банка реализуется проект “Сеть  социальной защиты”, который направлен

на реформирование и развитие  этой сферы.

Для  реализации всех  этих программ разрабатывались следующие  индикативные

планы.

1) 94-2005 г.г.

в 95 г. уточненный

в) 1996-1998 г.г.

з) 1999-2001 г.г.

и) 2000 ( № 290 постановление  Кыргызской Республики)

     Индикативный план на период 1996-1998 г.г.

     - Был нацелен на увеличение  объема  реального ВВП. Номинальный объем

ВВП, по итогам 1996 и 1997 г.г. составил 22467,8 и 30438 млн.сом, в 1997 году

это показало 2 миллиардное  превышение  индикативного  плана.

     -Наблюдались достаточно низкие темпы  инфляции : уровень инфляции  за 10

месяцев 1997 года составил 6,9%, против 10,8% по индикативному  плану. Однако

показателем за 1998 год свидетельствует , что ход  реформ  был наиболее

медленным  и  беспорядочным, чем за все  предыдущие  годы переходного периода.                                                                     

Индикативный  план на 1999 -2001 г.г.

·     -Достижение устойчивой  макроэкономической  политики.

·      Сокращение  дефицита  бюджета  до 2,2% от ВВП в 2000 г. и дальнейшая

стабилизация   на уровне 2,0% ВВП.

·      Необходимость развития реального  сектора.

·             Стратегической целью государственной  промышленной  политики

является создание  стабильно работающего структурно сбалансированного

промышленного сектора в экономике республике с конкурентно способной

продукцией . Основные  усилия  должны быть  направлены на   реализацию

проектов  развития отраслей топливно-энергетического  комплекса,

металлургической, легкой и пищевой промышленности. Серьезное   внимание

необходимо  уделить развитию производственной инфраструктуры,

электроэнергетике, транспорту и связи. В области  с/х - создание условий  для

развития  агропромышленного  производства, достаточного  для  полного

удовлетворения  потребностей населения в основных  продуктах питания,

промышленности  в  с/х сырье.    Кыргызстан относится к странам с переходной

экономикой, а  значит   наблюдаются все  факторы  перехода к рынку. Как

отмечалось  ранее особый упор в связи с  принятыми социально экономическими

реформами в  Кыргызстане  делился на приватизацию, либерализацию,

стабилизацию, а также  в  меньшей степени  реструктуризацию и созданию

институциональной структуры.

     ПРИВАТИЗАЦИЯ.

Приватизация  на данном этапе  характеризуется  средним уровнем ее проведения и

на этом этапе  имеет место  третий этап приватизации.

     Третий этап  начался с программы подготовленной в феврале 1996 года.

Предприятия, сохраняющие  значительную государственную долю, или лишь частично

приватизированные, были подготовлены к дальнейшему  акционированию. Для наиболее

жизнеспособных  предприятий энергично привлекались иностранные и внутренние

инвестиции. Весной 1997 года началась завершающая  стадия работы купонных

аукционов: на них  были представлены наиболее   крупные, капиталоемкие

предприятия. По отраслям  эти предприятия распределены следующим образом:

     Транспорт и  связь:

· Кыргызтелеком

· Кыргызстан  Аба Жолдору

     Промышленность:

·   Учкун

·   Акыл

·   Бишкекский машиностроительный завод

     Энергетика:

·   Кыргызэнерго

·   Кыргызгазмунайзат

·   Кыргызгаз

·   Кыргызкомур

     Горнорудная промышленность и металлургия:

·   Кадамжайский сурьмяной комбинат

·   Кара-Балтинский горнорудный комбинат

Первым итогом приватизации этих  предприятий  была продажа  3-6 процентов из

балансовой  стоимости предприятий.

В 1998 году продолжалась реструктуризация убыточных предприятий с дальнейшей

подачей  из на денежные аукционы, причем в ряде случаев планируемый

контрольный пакет  акций оставили за государством. Кроме  этого, планируется

выставлять  на денежных аукционах государственные пакеты акций ранее

приватизированных предприятий. Некоторые из наиболее крупных предприятий,

например, Кыргызтелеком  и Кыргызстан Аба Жолдору получили кредиты, гарантом

которых выступает  государство. Очевидно, что  и в  дальнейшем контрольный

пакет акций этих предприятий  сохранится за государством.

             Во первых, это крупнейшие  предприятия инфраструктурных  и

“ресурсных” секторов , включая Кыргызэнерго, Кыргызтелеком  Кыргызгазмунайзат,

НАК Кыргызстан Аба Жолдору, горнодобывающая  промышленность.

     Во вторых,  значительная   часть крупных и средних предприятий

обрабатывающей  промышленности проходящих в различной  отчетности как

“приватизированные”, на самом деле только еще прошли первые стадии

приватизации- преференциальную “коллективизацию” и продажу за  приватизационные

купоны небольших  долей предприятия. Таких предприятий, находящихся в той или

иной степени  под контролем Фонда госимущества Кыргызской Республики ( по разным

критериям включения) от сорока до сотни. К ним нужно  прибавить предприятия в

структурах  Государственной акционерной корпорации “Кыргызалко” и акционерной

корпорации  “Кыргызтамекиси”.

В процессе приватизации было достигнуто реальное изменение  структуры

собственности. Требовалось приватизировать огромный комплекс предприятий и

других объектов государственной  собственности. Было необходимо  постоянно

анализировать и корректировать курс приватизации. Об этом свидетельствует

тот факт, что  процесс приватизации у нас осуществлялся  в несколько этапов.

Даже в таких  развитых странах, как Великобритания, Франция , в 80- годах

процесс приватизации нескольких предприятий требовал серьезной  проработки и

не обходился  без ошибок.

В  мае 1997 была создана специальная комиссия с  участием представителей

генеральной прокуратуры, министерств национальной безопасности, финансов,

внутренних  дел, Национальной комиссии по рынку  ценных  бумаг. Этой комиссии

было поручено проанализировать ход приватизации в целом, нормативно-правовую

базу приватизации , а также разобраться с фактами  злоумышленных нарушений в

ходе приватизации, среди которых  необоснованное  занижение стоимости

государственного  имущества. Комиссия закончила свою работу.        Несмотря

на недостатки и упущения в ходе реформирования  отношений собственности,

нельзя не оценить  реальные  сдвиги,  которые  произошли за годы  реформы в

экономике Кыргызстана. Если оценивать структуру собственности  по числу

предприятий, то к настоящему моменту в негосударственном  секторе работает

62,1% предприятий,  а в государственном -37,9%. Боле  половины основных фондов

находится в  негосударственном секторе.

В результате проведенной  работы по разгосударствлению и приватизации в

негосударственном секторе экономики Кыргызской Республики появилось около 2,5

тысячи объектов, приватизированных частными лицами, и более 2 тысяч объектов,

владельцами которых  стали трудовые коллективы.

Уровень приватизации в промышленности к настоящему  моменту составил 80,2%, в

строительстве -56,6%, на транспорте - 47,8%, в торговле и общественном

питании -97,2%, в  бытовом  обслуживании -100%. На базе 1714 объектов были

созданы 1110 акционерных  обществ и 169 обществ с ограниченной

ответственностью.

Позитивные  результаты пяти лет реализации программы  приватизации можно

просуммировать  следующим образом:

Во первых, в  стране сложилась  подлинно многоукладная экономика.

Во-вторых, совместно  с реализацией других направлений  реформ, устранены в

целом структурные  перекосы в экономике.

В третьих, институт частной собственности в нашей  стране утвердился  и стал

основой хозяйствования.                   Дальнейшей главной задачей

Правительства  в этом направлении будет состприватизированное  преобразование

предприятий Необходимо оказать всестороннее финансовое  и техническое

содействие  приватизированным предприятиям с  тем, чтобы эффективно

адаптировать  их к конкурентной рыночной среде.

Особенностью  нынешнего этапа является переход  к разгосударствлению и

приватизации  предприятий базовых  отраслей экономики (энергетика,

телекоммуникации, гражданская  авиация, топливно-энергетическая,

горнодобывающая).

     ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ.

На данном этапе  наблюдается низкий уровень либерализации  это связано с тем,

что либерализация  цен была осуществлена не первом этапе  проводимых

реформ.Однако либерализация внешней торговли еще проводится.

В 1996 году Кыргызская Республика поддерживала внешнеэкономические связи с 62

странами, которые  можно подразделить на две группы:  страны-члены СНГ и

страны, не входящие в СНГ. Среди стран СНГ основным  торговым партнером

Кыргызстана традиционно  оставались Россия (25,3% общего объема экспорта и

19,6% импорта) , Казахстан  (21,2% общего объема экспорта и  15,5% импорта) и

Узбекистан (21,1% общего объема экспорта и 22,1% импорта) В совокупности на

эти  три страны  приходилось более 90% экспорта и  импорта Кыргызстана в

страны СНГ, или 71% общего объема экспорта и 50% объема импорта . Основными

торговыми партнерами Кыргызстана из числа стран, не входящих в СНГ, были США

(3,5% общего  объема  экспорта и 4% импорта), Турция (1% общего  объема

экспорта и 5,3% импорта), Китай (7,2% общего  объема экспорта и 0,9% импорта)

и Германия (0,6% общего  объема экспорта и 3,6% импорта).  Следует отметить

резкий рост внешней торговли  в США в 1996 году           ( объем экспорта

возрос с 4,0 млн.долларов США в 1995 году до 17,6 млн.долларов США  в 1996

году , а импорт с 19,1 млн. долларов США до 35,7 млн.долларов США

соответственно) Что касается номенклатуры  экспорта и импорта, то в 1996 г. в

этом отношении  в торговле Кыргызстана не произошло  существенных изменений.

Основными экспортными  товарами Кыргызстана являются: продовольствие (35%

экспорта), машины и оборудование (15%), текстиль (14%) и  электроэнергия

(13,8%). Импорт  состоит главным образом  из  энергоресурсов (природный  газ,

дизельное топливо, мазут, бензин ) которые в совокупности  составляют около

12,3% общего объема  импорта, электрооборудования ( главным  образом для

проекта Кумтор)- около 7% общего объема импорта, продовольствия ( сахара-

сырца- около 9,3% общего объема импорта, пшеницы - около 2.5% импорта) и

черных металлов (около 25% общего объема импорта).

Кыргызстан  вошел в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана , что

позволило снять  многие существующие ограничения в  торговле между бывшими

союзными республиками, удешевить импорт и стимулировать  экспорт.

Несмотря на отрицательную структуру экспорта-импорта либерализация внешней

торговли позволила  оживить  внешнеэкономические связи  нашей республики   с

дальним   зарубежьем. Открытость экономики способствовала насыщению рынка,

избежанию дефицита. Одновременно создается  конкурентная среда для

отечественных предприятий в плане совершенствования  производства, качества

продукции, снижения ее себестоимости ,изучения рынка, т.е. скорейшего

вхождения  в  рыночные  условия . С октября 1998 года Кыргызстан стал

Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях