Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа

Описание работы

После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.

Содержание

Введение

1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность).
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.

2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1 Первый этап социально-экономического развития республики.
2.2 Второй этап социально- экономического развития
республики.


3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу

3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы.
3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата.
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.


Заключение
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом БАКТАЙЫМ.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

 

*Начиная с  1994 года  включая неорганизованный  импорт

В мае  1994 года  была введена единая пошлина на импорт - 10%.

     СТАБИЛИЗАЦИЯ:

В связи с  постоянно  нарастающим инфляционным давлением из-за пределов

республики, в  основном из России в мае 1993 года было принято решение о

выходе из рублевой зоны и введением  национальной  валюты Кыргызской

Республики - сома. Что позволило проводить самостоятельную  финансовую  и

денежно-кредитную  политику и осуществлять  контроль над экономической

ситуацией. В  целях обеспечения устойчивости национальной валюты

предпринимался  ряд мер. На момент введения сома вступил  в действие  Закон о

валюте, который  установил достаточно свободные  рамки  для  валютных операций.

Нацбанк стал  осуществлять еженедельные продажи  иностранной  валюты на

межбанковском рынке, а также регулярные  аукционы казначейских векселей и

кредитные аукционы. В июле 1993 г. были  унифицированы резервные требования к

банкам, а  в  августе этого же года  появился  механизм ломбардного

кредитования. В первое  время после введения  национальной  валюты очень

остро стоял  вопрос неплатежей, поскольку банковские  структуры стран СНГ были

не готовы к  осуществлению платежей в национальных валютах. Как следствие ,

широкое  распространение  получили взаиморасчеты в долларах США и бартер. Хотя

и в настоящее  время эта проблема не решена полностью. Серьезным  достижением

НБКР явилась  сравнительно  быстрая  стабилизация   обменного курса  сома и

обеспечение его  функционирования в основном  в  плавающем режиме. В марте 1995

года МВФ  объявил  кыргызский сом конвертируемой валютой (VIII Устава МВФ).

После обретения  независимости  в Кыргызстане был проведен ряд важных  реформ

и монетарной  сфере курсовой политики. В 1992 году было принято  новое

законодательство  о центральном банке и о  коммерческих банках .

Проведение  стабилизации в Кыргызской  Республике  протекало аналогично

подобным процессам в других странах, осуществляющим переход к рыночной

экономике. Изменения  в  фискальной системе характеризовались  быстрым

сокращением бюджетных  доходов, снижением расходов и наличием  высокого

бюджетного  дефицита. Разрушение прежней экономической  системы, падение

производства  и слабая налоговая  администрация  стали причиной  падения

бюджетных поступлений. Падение доходов было гораздо  более значительным ,чем

снижение расходов. В результате бюджетный  дефицит  увеличился и достиг 13,4%

ВП в 1992 году и 13,6% ВВП в 1993 г. В 1994 году дефицит консолидированного

бюджета сократился до 7,7% ВВП, однако, в 1995 году он вновь  возрос до 11,8%

ВВП.

Так же была   проведена реформа в банковской системе . Она  заключалась во

введении  двухуровневой  банковской  системы и в либерализации порядка

открытия  коммерческих  банков. За  короткое  время , возросло количество

банков. Для  оздоровления  финансовой  системы  были предприняты значительные

усилия  . Кыргызстан - единственная  страна среди  постсоветских  государств,

где решились провести ликвидацию государственного сберегательного банка.

Большое  значение в изменении    технологии  хозяйственных субъектов  сыграло

решение , принятое Правительством и Нацбанком в  начале 1994 года, о

приостановлении  финансирования из бюджетных средств убыточных предприятий. В

январе 1994 года был принят  закон о банкротстве.

Было положено начало  рынку  ценных бумаг . Были созданы в регионах в

аукционных  центрах по продаже ценных бумаг  и 10 инвестиционных фондов,

привлекающих   приватизационные  средства населения.

     СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ:

Создание инфраструктуры в Кыргызстане протекало  на первом  этапе слабо.

Возникновение большого количества коммерческих банков пока еще не давало

никаких результатов, вследствие новизны проводимых реформ.

Введенные в 1992 году нормы предусматривали контроль за качеством банковских

активов, особенно за  безопасностью кредитных портфелей, банковской

ликвидностью  и валютными  рисками.

В  1994 году были ликвидированы три коммерческих банка: ЧБ Жиргал, КБ

Урматбанк и  АКБ Сатурн. В 1995 году были ликвидированы  еще два банка: АКБ

Адил и АКБ  Кыргыздыйканбанк. Основной   причиной их ликвидации  стала

постоянная  нехватка ликвидности, что было связано  с тем фактом, что  свою

политику предоставления заемных средств они  основывали  на рефинансовых

кредитах центрального банка. Отношение этих  кредитов к совокупному объему

кредитования, осуществляющегося ликвидированными банками, составляло от 48 до

72%. Предоставленные   этими банками кредиты  были  в основном  потеряны.

Подводя  итог, отметим, что ликвидированные в 1994  в 1995 г.г.  банки имели

чрезвычайно неблагоприятные  показатели деятельности, характеризовались

отсутствием  профессионализма либо действовали  в таких направлениях, которые

не могут  быть признаны нормальными направлениями банковской деятельности.

     РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ:

Реструктуризация  на данном этапе осуществлялась на уровне предприятий , в

следствии  их приватизации и реорганизации, для  повышения эффективности .

На первых порах  для управления вновь созданными предприятиями была принята

типичная англо - саксонская модель  управления корпорацией, так как это было

проделано в  России. Однако эта модель одноярусного управления , как показал

опыт , хорошо действует  в странах , где имеются традиции профессионального

делового управления и соблюдается кодекс деловой  этики. У нас же в

Кыргызстане это  привело к концентрации всей власти в руках  председателей

Совете директоров , президента АО и ее исполнительного  директора.

Действенным механизмом реструктуризации предприятий является осуществление

процедур банкротства.

Несмотря на то , что во время  первого периода  стабилизационной политики были

проведены два  этапа приватизации, т.е. была реорганизована большая часть

предприятий, реструктуризация не была реализована.

     СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ:

В связи с  тем, что на первом этапе радикальных  реформ ухудшались все

экономические показатели , естественно ухудшилось и социально положение

населения. Ухудшение  экономической ситуации в 1991-1994гг. привело  к снижению

всех основных социальных показателей, особенно, в  динамике двух из трех

основных показателей, определяющих качество жизни: доходы населения,

ожидаемая продолжительность  жизни и уровень грамотности .

Данные проекта  “Мониторинг бедности” за 1996г. также указывают на

неравномерное распределение доходов. Ухудшение  экономической ситуации по-

разному сказывалось  на отдельных слоях населения. В 1993г. на 40 процентов

бедного населения  приходилось 10 процентов всех расходов,  в то же время на

10 процентов  населения, имевшего наибольшие доходы - 40 процентов расходов, в

1995г. ситуация  с распределением доходов изменилась  в сторону улучшения.

Итоговая величина распределения расходов (коэффициент  Джини) в 1993г.

(октябрь) составляла 0,548, а в 1996г. (март) снизилась до уровня 0,4614 .

Хотя, по имеющимся  сведениям, величина коэффициента и  снижалась, уровень

неравномерности в распределении расходов несмотря на это сохранялся высоким

(0,456 в декабре  1996г.).

Как отмечено выше, в результате гиперинфляции, в первые годы независимости

многие слои населения оказались за чертой бедности (70,7 процента по данным

1996г.). Наиболее  подвержены  бедности  большие   семьи,  62,1  процента

домохозяйств  которых находятся за чертой бедности. Из почти 544 тысяч

пенсионеров более 70 процентов также являются бедными.

Гиперинфляция в 1992-1993гг. резко ускорила процесс  снижения уровня жизни

населения и, несмотря на общий подъем экономики в 1997г., а также увеличение

численности занятых, уровень бедности оставался без  изменения. В 1993-

1994гг., в связи  с сокращением традиционных рабочих  мест, возрастала

численность населения, занятого индивидуальной трудовой деятельностью  с 26,7

тыс. человек - в 1993г. до 215,3 тыс. - в 1997г.  При этом, усилия населения

по сохранению уровня жизни, применяя механизмы рыночной экономики, и, как

следствие, расширение среднего класса, сталкивались с ухудшением социальной

безопасности, бюрократическими препонами со стороны  налоговой системы и

коррупцией.  Основным показателем, характеризующим  демографическую ситуацию и

определяющим  уровень человеческого развития, является ожидаемая

продолжительность жизни.  За 1993-1995гг. этот показатель снизился  с 67,3 до

66,0 лет, отражая  ухудшение жизненного уровня, сопровождавшее  гиперинфляцию и

экономический спад. При этом, снижение отражалось в продолжительности жизни

как мужчин (с 62,9 до 61,4 лет), так и женщин (с 71,7 до 70,4 лет).

Поддержанию уровня грамотности способствовало увеличение с 1993г. числа

общеобразовательных школ, составивших в 1997г. 1940, средних  специальных -53

и высших учебных  заведений - 431 С 1995г. наблюдался также  рост числа

негосударственных учебных заведений. Однако, из-за значительного  сокращения

государственных дотаций, число дошкольных учреждений в 1992-1995гг.

уменьшилось в  три раза. Из-за роста бедности могут повыситься коэффициенты

выбытия из школ.  В дальнейшем, вследствие сокращения реальных

государственных затрат на образование в целом  и последовавшего ухудшения

материально-технической  базы школ, возможно ухудшение  образования. За 1993-

1997гг. число  зарегистрированных преступлений  снизилось с 42495 до 37262, из

которых более 19 тысяч приходится на преступления против личной собственности

граждан.  После  значительного роста обмана покупателей  и заказчиков в 1994г.

(974 в 1993г., 1222 в 1994г.), их число с 1995г. начало сокращаться.

Как мы видим  первый этап социально- экономических  реформ характеризовался

огромным спадом в целом во всех сферах экономики, а так же и в социальной

сфере, это обусловлено  прежде всего адаптацией к новому экономическому укладу

правительства и общества.

        2.3       Второй этап социально- экономического развития        

                               Кыргызстана                              

Второй период характеризовался завершением основных реформ, замедлением

экономического спада в 1995г. и подъемом экономики в 1996-1997гг.  Однако,

процесс ухудшения  в социальной сфере продолжал  углубляться: в 1997г. средняя

заработная  плата сохранялась на уровне ниже минимального потребительского

бюджета и число  домашних хозяйств,  живущих за чертой бедности,  увеличилось.

Несмотря на рост ВВП в 1997г. на 9,9 процента, уровень  производства оставался

значительно ниже того, который наблюдался в начале 90-х гг. Тем не менее,

благодаря проведению успешной денежной политики, инфляцию удалось сократить

(с 6 процентов  в месяц в 1994г. до 1,2 в месяц,  или до 25,4 процента в

1997г.), укрепить  сом и снизить учетную процентную  ставку рефинансирования до

23,5  процента  на  конец года.  В 1997г. дефицит  государственного бюджета

сократился  до 5,2 процента к ВВП.

В 1996г. валовое  накопление достигло 25,2 процента к  ВВП,  что включает 2,6

процента изменения  запасов материальных оборотных  средств, а в 1997г.,

соответственно, 21,7 и 9,1 процента. Валовое накопление в большей степени

финансировалось за счет притока иностранного капитала,  так как валовые

национальные  сбережения сохранялись на низком уровне - 3,4 процента в 1996г.

и 14,3 процента в 1997г.  Увеличение инвестиционной активности было связано

со строительством некоторых крупных предприятий  с иностранным

финансированием. В то же время, инвестирование других секторов оставалось на

низком уровне, так как медленно активизировался  частный сектор. В результате,

дефицит счета  текущих операций в 1995г. увеличился до 234,7 млн. долларов и в

1996г. почти  удвоился - до 424,7 млн. долларов, а по завершению строительства

крупнейшего предприятия  металлургической промышленности в 1997г.-снизился до

138,4 млн. долларов.

Прежде чем  рассматривать основные составляющие реформ , остановимся на

основных программах , которые были приняты Правительством для реализации

реформ на втором этапе стабилизационной политики.

     Основные программы и проекты

     ПЕСАК - программа реорганизации и ликвидации убыточных госпредприятий (РЕSАС).

В 1994-1996 г.г. было завершено исследование 28 убыточных предприятий (из

числа  крупнейших) промышленности  по программе ПЕСАК, финансируемый

Всемирным банком, для определения их  жизнеспособности. На основе этой

программы были закрыты   производственные предприятия, от предприятий были

также отделены объекты социальной инфраструктуры, однако  была сокращена

численность занятых  работников, что естественно отразилось на  уровне

безработицы в  республике, он намного возрос, т.к. огромное количество людей

работало именно на государственных предприятиях.

Финансирование  этого проекта в Кыргызской Республике за 1996 год составило около

0,2 млн. долларов.          АПЕАК - программа по развитию

сельскохозяйственного сектора.

Программа АПЕАК  начата в 1995 году. Общая сумма полученных средств по данному

проекту составила 41,8 млн.долларов. В качестве софинансирования программы

сельского хозяйства  АПЕАК Азиатский банк развития в 1996 году выделил еще

Информация о работе Основные направления социально-экономического развития Кыргызстана в современных условиях