Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа
После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.
Введение
1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность).
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.
2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1 Первый этап социально-экономического развития республики.
2.2 Второй этап социально- экономического развития
республики.
3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу
3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы.
3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата.
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.
Заключение
Приложения
правительство. Переходные процессы усиливают социальную напряженность, но для
их успешного завершения важно придерживаться избранного экономического курса.
Переосмысление национальной общности.
Национальные проблемы существовали и при социализме, но открыто не
обсуждались. Представляется неизбежной необходимость переосмысления того, что
мы считаем национальными общностями. Только после этого может последовать
развитие наднациональных структур или допуск в уже существующие.
Присоединение к наднациональным организациям (валютному и таможенному союзам,
схемам свободного движения труда или капитала) может носить исключительно
добровольный характер после того, как законное правительство страны убедится
в том, что в данном вопросе его поддерживает большинство граждан. Было бы
большой ошибкой навязывать той или иной стране, которая только начинает
ощущать себя независимой, любые интеграционные схемы. Вспомним хотя бы судьбу
Советского Союза и Югославии, распавшихся во многом благодаря тому, что они
были искусственными образованьями, подавлявшими стремление к независимости
меньших национальных общностей. В том же время Европейское экономическое
сообщество (ныне Европейский Союз) успешно проводит политику интеграции,
поскольку оно с самого начала развивалось стабильно, и национальные
правительства шаг за шагом, причем добровольно, отказывались от отдельных
элементов своего суверенитета.
Из сказанного следует, что тенденции к сепаратизму в Восточной Европе
сохранятся еще в течении длительного времени, а тенденция к региональной
кооперации будет все же слабой несмотря на очевидные плюсы последней. Тем не
менее в рамках общего прогноза можно выделить несколько сценариев развития.
Наиболее благоприятный – мирное расхождение национальных образований на
основе цивилизованных соглашений. Самая страшная перспектива – локальные
войны с целью перекройки границ. Даже в отсутствие войны напряженность между
государствами может усилиться из-за резких споров соседних государств и
протестов по поводу угнетения в них национальных меньшинств. Подобный ход
событий, безусловно, не будет способствовать укреплению доверия и развитию
региональной кооперации.
Неравномерный рост материального благосостояния населения.
Социалистическая система обеспечивала низкий уровень жизни населения. Люди
испытывали постоянный дефицит товаров и услуг. В то же время существовали
полная занятость и приемлемый уровень социально – экономической безопасности.
Привилегированная прослойка была относительно небольшой.
В результате трансформационных процессов средний уровень материального
благосостояния , скорее всего, возрастет, но это не произойдет немедленно.
Проблемы, присущие переходным экономикам, будут способствовать стагнации или
абсолютному снижению среднего уровня потребления населения.
В то же время уже в начале переходного периода появились социальные группы,
которые улучшили свое материальное положение. Это в первую очередь те, кто
работает в сфере частного бизнеса . В условиях рыночной экономике
благосостояние
людей гораздо в большей степен
усилий и от везения, чем при социализме. Государство меньше влияет на жизнь
своих граждан, в то время как оно ,опекая их, выполняло патерналистские
функции. Люди с различными системами жизненных ценностей по-разному
воспринимают такие перемены. Материальное неравенство в обществе в результате
радикальных преобразований возросло.
Каждое правительство и политические партии в регионе подчеркивают
необходимость создания системы социальной защиты населения. Ряд её элементов
уже действуют, но цельной системы пока нет ни в одной постсоциалистической
стране.
Среди широких
слоев населения будет
неудовлетворенности снижающимся уровнем жизни, ростом безработицы,
неустойчивым социальным положением. В сложившихся обстоятельствах нелегко
просить людей приносить новые жертвы. Вот почему обеспечение макроравновесия
в экономике займет длительное время, к тому же не надо забывать об
опасностях, которые представляет общественное недовольство для нарождающейся
демократии.
В процессе переходного периода можно выделить следующие условия, которые
предпринимают страны с переходной экономикой :
Ø Либерализация;
Ø Стабилизация;
Ø Приватизация;
Ø Создание институциональной структуры;
Ø Реструктуризация.
В настоящее время существуют две основные версии экономической трансформации
бывших обществ советского типа в рыночную экономику: “шокотерапия” и
“градуалисткая” стратегия. Обе версии выступают в качестве альтернативных
образцов при формирование экономической политики соответственно преобладают
на практике смешанные варианты. Для реформ проводимых в Кыргызстане
характерна шокотерапия, а значит:
- Либерализация;
- Стабилизация;
- Приватизация.
Центральной идеей которой является создание условий для скорейшего
становления заинтересованного производителя. Эта задача определяет программу
переходного периода
, которая с одной стороны
стабилизации и перераспределении прав собственности (приватизации), и с
другой стороны, на радикальном расширении прав экономических агентов, путём
либерализации хозяйственных отношений. При этом если не будет выполнено одно
из названных условий , произойдёт деформация экономического поведения, т.е.
формирование производителя должно произойти как можно быстрее.
Версия “шокотерапия”
имеет неоклассическое
хозяйственная деятельность осуществляется в определенной среде (прежде всего
физической и институциональной), которая задает её условия и в которой эта
деятельность находит свой предмет (т.е. ресурсы, преобразуемые в действия и
их результаты).
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА
2.1 Первый этап социально-
После провозглашения в 1991 году независимости, Кыргызстан оказался в
трудном экономическом положении. В конце 1991- в начале 1992 годов наша
республика как и все остальные страны СНГ приступила к проведению радикальных
экономических
реформ. Экономические реформы
направления как снижение уровня инфляции и ее стабилизация, обеспечение
устойчивости национальной валюты, сокращение дефицита бюджета структурная
перестройка крупных убыточных предприятий, демонополизация отдельных секторов
экономики, выполнение государственной программы приватизации, либерализацию
цен и внешнеэкономической деятельности, усиление социальной защиты населения.
Для проведения радикальных реформ правительством Кыргызстана совместно с МВФ
были разработаны
и приняты следующие
ESAF 1. В июне 1994 года между Кыргызской Республикой и МВФ было
подписано соглашение об основах экономической политики в Кыргызстане на
трехлетний период, которое стало основой Комплексной программы по обеспечению
структурных преобразований в экономике на 1994 г-1997г.
В соответствии с указанной программой в 94-95 г.г. экономические реформы
охватывали также основные направления , как снижение уровня инфляции и ее
стабилизация; обеспечение устойчивости национальной валюты; сокращение
дефицита бюджета; регулирование внешнего долга; структурная перестройка
крупных убыточных предприятий; демонополизация отдельных факторов
экономики; приватизация;
либерализация цен и
деятельности; усиление социальной защиты населения; совершенствование
правовой базы для углубления реформ.
Следующей основной программой является
ESAF 11 . 29 января 1999 года состоялось первое заседание нового
Правительства Кыргызской Республики . Основным вопросом заседания явилось
утверждение программы мер по стабилизации социально экономического положения
Кыргызской Республики на 1999-2001г.г.
28 мая 1997 года Правительством была принята "Национальная стратегия
устойчивого человеческого развития". Основной задачей которой является
выработка политики по сокращению бедности, увеличение уровня жизни населения
, эффективному и полному
обеспечению услугами
Это явилось следствием принятой
ООН “Копенгагенской
развитию”, период с 1997 г. по 2006 г. был объявлен “Десятилетием ООН по
искоренению бедности”.
Основной задачей Кыргызской Республики при реализации этой стратегии является
повышение благосостояния населения.
Более подробно основные программы рассмотрим во втором параграфе данной
главы .
Поспешная ломка административно-
привели к серьезным последствиям в экономике и социальной сфере . Картина
экономики за годы реформ представлена в следующей таблице:
Макро- экономические показатели
(в пост. ценах, в % к1990 г.)
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1997 |
1998 | |
ВВП Продукция промышленности Продукция сельского хозяйства Капитальные вложения Индекс потребительских цен* |
94,8 100,1 99,5 85,9 189,7 |
70,1 73,3 76,4 64,4 954,6 |
58,2 55,5 70,3 51,5 1358,4 |
42,9 41,9 58,4 23,2 187,2 |
40,2 36,7 57,2 38,1 151,6 |
42,5 40,5 64,7 45,1 131,4 |
46,9 59,4 71,6 29,2 125,4 |
* Дается только цепной индекс
При анализе социально-экономического развития Кыргызстана с начала проведения
реформ прослеживаются два периода, в которых существенно отличаются тенденции
в развитии: первый период - с начала 1992г. до конца 1994г. (начало
1995г.), в течение
которого экономическая ситуаци
период - с 1995г., когда спад экономики замедлился и начался ее подъем.
Остановимся на 1997г. так как показатели 1998г. свидетельствуют о том, что
ход реформ был медленным и беспорядочным, чем во все предыдущие годы.
Рассматривая этапы, хотелось бы остановиться на основных составляющих
стабилизационной политики, которые были перечислены в 1- главе :
стабилизация, приватизация, либерализация, реструктуризация, создание
инфраструктуры. Естественно, что перечисленные выше факторы имели различный
уровень на двух этапах и мы будем рассматривать их поэтапно. Для начала
рассмотрим следующую таблицу
Основные факторы реформ, проводимых в Кыргызстане:
Факторы стабилизационной политики |
Уровень влияния на первом этапе |
Уровень влияния на втором этапе |
Приватизация |
Высокий |
Средний |
Либерализация |
Высокий |
Низкий |
Стабилизация |
Высокий |
Высокий |
Реструктуризация |
Средний |
Высокий |
Создание инфраструктуры |
Низкий |
Высокий |
Первый этап: Данный этап был временем реагирования и адаптации
Кыргызстана на ситуацию, порожденную развалом СССР, что привело к разрыву
внешних и внутренних торговых отношений, сокращению спроса и, вследствие этого,
падению внутреннего производства. Этот период характеризовался ухудшением всех
экономических показателей, включая ежегодное сокращение производства (на 16
процентов - в 1993г. и 20 процентов - в 1994г.) и гиперинфляцию. При этом,
отрасли товарного производства претерпели значительное снижение выпуска и к
1994г. составляли приблизительно 60 процентов от всего ВВП, что повлияло на
уменьшение их доли в ВВП по сравнению с 1993г. на 7 процентов. Сократившийся
объем производства и внутреннего спроса сдерживали дефицит счета текущих
операций платежного баланса на низком уровне - около 85 млн. долларов в
1993-1994гг. Уровень
валовых накоплений к ВВП
процента, в 1994г - на 2,6 процента. Валовые национальные сбережения
сократились до уровня 6,7 процента к ВВП, что составило почти половину от их
уровня в 1993г., уменьшилась занятость - на 155,3 тыс. человек в 1993г. и 35,2
тыс. - в 1994г. В результате этих явлений ухудшилось социальное положение в
стране, отразившееся в отставании средней заработной платы от минимального
потребительского бюджета.
Первый период также характеризовался внедрением различных реформ и
всеохватывающих мер стабилизации, включая введение национальной валюты,
отмену ограничений
в текущих и капитальных
коммерческого законодательства, приватизацию и разгосударствление объектов