Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа
После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.
Введение
1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность).
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.
2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1 Первый этап социально-экономического развития республики.
2.2 Второй этап социально- экономического развития
республики.
3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу
3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы.
3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата.
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.
Заключение
Приложения
Введение
1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость
реформ (теоретическая
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.
2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1
Первый этап социально-
2.2
Второй этап социально-
республики.
3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу
3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2
Создание устойчивой финансово-
3.3
Формирование благоприятного
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
После провозглашения в 1991 году Кыргызстан оказался в трудном экономическом положении. В конце 1991- в начале 1992 годов наша республика как и всеостальные страны СНГ приступила к проведению радикальных реформ.
После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.
Экономические реформы охватывали такие основные направления как снижение уровня инфляции и ее стабилизация, обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение дефицита бюджета, структурная перестройка крупных убыточных предприятий, демонополизация отдельных секторов экономики,
выполнение государственной программы приватизации, либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, усиление социальной защиты населения.
Первые годы реформ требовали большой воли в проведении экономических реформ, поскольку они проходили в условиях огромного спада общего уровня жизни
населения.
К радикальным переменам оказались не подготовленными как государство, так и общество. Глубина и длительность кризиса, неизбежного при подобного рода преобразованиях, в значительной мере усугубилась тем, что не удалось эффективно использовать имеющийся производственный и человеческий потенциал.
Надо отметить, что не всегда поддержка международных институтов и внешних консультантов учитывала реалии нашей республики. Цели и задачи, определенные в краткосрочных стабилизационных программах не всегда имели успех.
В первой половине 90-х годов со всей отчетливостью выяснилось, что свобода и демократизация- необходимые, но недостаточные условия для перехода к устойчивому в социально- экономическом отношении обществу. Ведь именно социальное положение населения и определяет общий уровень благосостояния и
устойчивости страны. Однако ухудшающееся положение в отраслях промышленности, непоследовательность реформ в сельском хозяйстве, трудности в других отраслях экономики на начальном этапе проводимых реформ, ставили под угрозу их успешное проведение. Но, главный успех прошедших лет - это осознание того, что для Кыргызстана нет другого пути развития, чтобы занять достойное место среди других стран и обеспечить высокий жизненный уровень населения. Анализу направления социально-экономических реформ Кыргызстана и посвящена данная работа.
В процессе перехода к рыночной экономике ключевое значение, безусловно, имеют достижение макроэкономической стабилизации и проведение комплекса внутриэкономических реформ (приватизация, демонополизация, либерализация цен, перестройка финансов и банковской системы и т.д.).
С другой стороны, важно подчеркнуть, что большинство внутриэкономических проблем, с которыми сталкиваются сегодня страны, переходящие к рыночной экономике, в том числе и Кыргызстан, - это спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных связей – самым непосредственным образом связано с действием внешнеэкономических факторов.
В связи с
малым объемом внутреннего
она предполагает скорейшее становление "заинтересованного предпринимателя".
Реформы, под знаком которых проходит переходный период, не сразу обозначили свою основную цель. Человек был определен как главная цель и высшая ценность в "Стратегии устойчивого человеческого развития" Кыргызстана, разработанной
Президентским Советом по устойчивому человеческому развитию, которая была представлена Президентом А. Акаевым и принята на форуме народа Кыргызстана 28 мая 1997 года.
Президент республики 24 марта 1998 года обратился с посланием "Модель социальной сферы в ХХI веке" к парламенту и народу, предлагая сосредоточить внимание на проблемах человеческого развития и прежде всего на борьбе с бедностью.
Наметившиеся перспективы выхода из кризиса заставляют еще раз задуматься над реальными целями проводившихся реформ и их влияния на общественную жизнь в
целом. В связи со спадом жизненного уровня населения возникает вопрос "Так ли были необходимы реформы, проводимые в нашей стране?" Этому вопросу и посвящена первая глава данной работы. В ней рассмотрены работы неолибералов: Людвиг фон Мизеса и Фридрик фон Хайека, а так же венгерского экономиста Я. Корнаи, которые теоретически доказывают не состоятельность той системы, которая просуществовала в нашей стране более 70-лет. В первой главе так же рассмотрены теоретические основы реформ проводимых непосредственно в Кыргызстане.
Во второй главе приведен анализ переходного процесса в Кыргызстане, который с точки зрения проводимых реформ можно разделить на два этапа: первый этап- 1991-1995 г.г., второй этап начиная с конца 1995 года. В двух параграфахрассматриваются основные факторы проводимых реформ (в частности:приватизация, либерализация, стабилизация, реструктуризация и создание
экономической инфраструктуры), социальный анализ по двум основным этапам. Вовтором параграфе так же рассмотрены основные социально- экономическиепрограммы и проекты принятые Правительством республики на втором этапе
проводимых реформ стабилизационной политики.
В третьей главе рассматриваются основные приоритеты экономического развития
Кыргызстана на перспективу.
1. РАДИКАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ГЛАВНАЯ
ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ
1.1 Необходимость реформ (теоретическая
обусловленность)
После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программыэкономических действий.
Как показала история, плановая экономика, направленная на равномерное распределение доходов между людьми, в корне своей идеи неспособствует росту экономики. Нет смысла сомневаться в необходимости реформ, которые были проведены с момента распада СССР. В настоящее время большинство населения
нашей страны понимает не состоятельность плановой экономики. Однако во всё возрастающем спаде экономики и социальной жизни населения в переходном периоде к рыночным отношениям, возникает вопрос: Так ли необходимы реформы
проводимые с момента распада СССР?
Прежде всего нужно понять принцип функционирования плановой экономики и в чём
заключается её несостоятельность Для этого обратимся к трудам неолибералов:
Людвиг фон Мизеса и Фридрик фон Хайека.
Прежде всего необходимо проанализировать теоретическую модель плановой
экономики. Для этого рассмотрим идеальную модель социалистической
экономики, которая присутствует в учениях К.Маркса, Ф.Энгельса и других
социалистов-утопистов. Основными её положениями являются:
1. Все права собственности принадлежат государству.
2. Управление
производством проводится
3. Меняется роль денег.
4. Отсутствуют трансакционные издержки.
В идеальной модели социалистического общества предпологается устранение
неопределённости, связанной с производством, неравномерного распределения
доходов, спадов экономики. Теоретически это осуществляется директивным
прикреплением поставщика к потребителю; каждое ниже стоящее звено передаёт
информацию о необходимости и стоимости благ выше стоящему звену, в итоге
переработанная информация передаётся из Центра вниз в виде планов. Так же
существует
понятие “общенародной
частной собственности. Труд каждого задействованного в производстве
определяется на основе трудовых затрат, который удостоверяется “трудовыми
чеками”, что позволяет уничтожить социальную несправедливость.
Л.Мизес анализируя плановую экономику делает вывод о “логической и
практической невозможности ” такой системы , потому что организация такого
хозяйства была нерациональной . Мизес критиковал в первую очередь центральное
звено социалистической экономики – планирование . Плановое регулирование
экономикой исключает возможность рыночных принципов ценообразования , без
чего невозможно измерить вклад различных факторов производства в ценность
потребительских благ. При социализме господствует система произвольных
оценок, поэтому Мизес назвал социализм “системой запланированного хаоса”
.Одной из центральных идей Л.Мизеса является невозможность хозяйственного
расчета при социализме . Как известно, при производстве благ любой
производитель сопоставляет издержки и доходы. Но, как отмечает Л . Мизес, без
хозяйственного расчёта невозможно существование экономической деятельности.
Если в идеальной модели деньги прекращают своё существование, и определяют
трудовые затраты ,являясь трудовыми чеками, то как можно рассчитывать
издержки на в их отсутствии? К Маркс и Ф. Энгельс предполагали рассчитывать
издержки на основе трудовых затрат. Но, Л. Мизес подчёркивает неоднородность
труда, т.е. он может быть простым и сложным, квалифицированным и
неквалифицированным.
Как можно всё разнообразие форм труда привести к одному значению, если не
учитывать оценки труда потребителем, Значит единый Центр решает за
потребителя что . за сколько ему купить. Отсюда следует: Центр должен
собрать огромное количество информации, переработать и спустить вниз плановые
задания производителям.
В рыночной экономике проблема выбора решается механизмом цен. Относительные
цены, их изменение и предельные нормы замещения помогают производителям
решить Что, Как и Для кого производить, а покупателям что покупать. Это
говорит о том, что каждый поступает по своему усмотрению, никто не может за
планировать его деятельность сверху. Однако, это не говорит об отсутствии
планов в рыночной экономике. Любой производитель решает что ему производить
на перспективу.
Так механизм рынка заключается в следующем: упорядочение разнообразных,
противоречивых планов различных людей, приведение их в равновесное состояние
происходит при помощи механизма цен. Так максимизируются полезность
потребителя, доходы производителей, более эффективно сочетаются факторы
производства(труд, капитал, инвестиции).
Как мы определили, каждый человек имеет своё собственное представление о
необходимости, качестве различных благ.
Раз управление производством в плановой экономике ведётся из единого Центра,
то он должен сконцентрировать огромное количество информации, в значительно
короткие сроки и переработать её, но практически это невозможно. Так как Центр
должен обладать
знанием о бесконечном
находятся в постоянном движении[1] :
Ø Изменения в природном окружении;
Ø Изменения в численном составе населения;
Ø Изменения в величине и распределении капитала;
Ø Изменения в технологическом процессе производства
Ø Изменения в общественной организации труда;
Ø Изменения спроса потребителей .
Очевидно, что план не может объективно отражать реальность, с учетом всех
этих переменных факторов , Центр получает только частичную информацию .
Так планирующий Центр определяет все потребности членов общества,
этим объясняется менее разнообразный спрос в социалистическом хозяйстве, чем
в рыночной экономике, т.к. при наличии узкого спроса легче управлять. Центр
определяет все потребности членов общества, а значит устанавливает какие
потребности нужно удовлетворять в первую очередь, а какие– в последнюю.
Однако, изменчивость многочисленных факторов не соответствует первоначально
разработанным планам.Как отмечает Мизес “регулируемая экономика социализма