Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа
После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.
Введение
1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность).
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.
2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1 Первый этап социально-экономического развития республики.
2.2 Второй этап социально- экономического развития
республики.
3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу
3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы.
3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата.
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.
Заключение
Приложения
торговли и сферы обслуживания, промышленных предприятий, государственных и
коллективных сельских хозяйств, финансовые реформы и т. д., которые положили
институционально-правовую и регулирующую основу устойчивого роста.
Теперь рассмотрим более подробно факторы радикальных реформ:
ПРИВАТИЗАЦИЯ :
Цель приватизации в Кыргызстане состояла в том, чтобы наделить граждан
собственностью, с самого начала стояла задача превращения приватизации в
один из главных инструментов структурной перестройки развивающееся в
рыночном направлении экономики Кыргызстана. Существует 3 основных этапа
приватизации. Первый этап стабилизационной политики включает 2- этапа
приватизации.
Первый этап 1993-1994 г.г. Процессы разгосударствления и приватизации
государственной собственности начались в 1991 г. после создания
государственного комитета по управлению имуществом. За период 1991-1993 годы
было приватизировано около 40% государственной собственности. Из-за новизны и
сложности процесса первая программа приватизации на 1991-1993 г.г.
осуществлялась при значительных недостатках законодательной и нормативно
методической базы. Это особо проявилось в ходе приватизации крупных
предприятий. Так, значительная часть собственности государственных
предприятий оставлялась на льготных условиях трудовым коллективам, что не
способствовало появлению реальных собственников, притоку инвестиций и,
следовательно обновлению производства. Относительно успешным было
преобразование объектов торговли, общественного питания, бытового
обслуживания, в рамках так называемой “малой приватизации”. В этих секторах
экономики, приватизация осуществлялась по несложным схемам , основанным на
аукционах, конкурсах и прямых продажах.
Положительным итогом “малой приватизации” стало разрушение государственной
монополии в торговле и сфере услуг, создание конкурентной среды и ликвидация
товарного дефицита, хотя она не могла решить проблему преобразования в
целом.
К концу первого этапа программы приватизации и разгосударствления
сформировались многообразные формы собственности, а значит, и
многоукладной экономики. 50% составляла государственная собственность- 7,7 %-
кооперативно-общественная , 9,2%- колхозная, 9,3%- трудового коллектива,
14,3%- совместная собственность государства и трудовых коллективов и 0,5%
собственность частных лиц.
Формы приватизации определялись спецификой отраслей например в
промышленности, строительстве и транспорте преобладало акционирование
соответственно 79%,72%,87% от общего числа приватизированных объектов. В
торговле преобразовано в акционерные общества всего 12,4%, при этом 30,1%
выкуплено в коллективную собственность ,частная собственность составила в
строительстве -1,8%, в торговле 014,8%. Первый этап приватизации
характеризовался высокими темпами. При этом не удалось избежать и некоторых
недостатков. Процесс приватизации проходил в основном в форме преобразования
государственных
предприятий в акционерные
типа). Со значительной долей трудового коллектива. Кроме того, промышленные
предприятия передавались трудовым коллективам за символическую цену в
соответствии с действовавшим в тот период законодательством. Такая
приватизация не способствовала развитию производства. Трудовые коллективы не
заботились о будущем промышленного предприятия, направляя значительную долю
средств на заработную плату и не занимаясь внедрением новых технологий,
разработкой новых видов продукции, отвечающим требованиям рынка. В 1992 году
началась реализация программы массовой приватизации. Как показала практика
мелкие частные предприниматели быстрее, чем крупные государственные
промышленные предприятия добиваются в новых условиях положительных
производственных и финансовых результатов.
Второй этап 1994-1995 г.г. Была разработана и внедрена современная
законодательная база, были упрощены методы проведения приватизации и ее порядок
. Началась купонная приватизация. Была разработана новая концепция
разгосударствления и приватизации. При ее разработке были учтены недостатки
прежне системы приватизации , а также рекомендации экспертов международных
финансовых институтов (МВФ, Мировой банк) .В политике дальнейшей приватизации
республика должна была преодолеть противоречие и недостатки первого ее этапа и
создать систему, наиболее приспособленную к рыночным отношениям.
Основными методами становятся аукционы и конкурсные продажи объектов
государственного имущества, позволяющие частному капиталу более активно
участвовать в приватизации . Небольшие промышленные предприятия с
занятостью до 100 человек приватизируются исключительно через аукционы.
Средние промышленные предприятия численностью от 100 до 1000 человек
приватизируются путем конкурсного отбора проектов приватизации,
подготовленных любым физическим и юридическим лицом Кыргызстана, а также
иностранной фирмой.
Главным критерием проекта приватизации являлась цена, которую дает
инвестор за приватизируемый объект, внедрение новых технологий, расширение
рынков сбыта, производство новых видов продукций .
Трудовым коллективам бесплатно передается 5% акций приватизируемого
промышленного предприятия. Собственность на имущество предприятий в
подавляющей части продается инвестору, в том числе иностранному , чей проект
признан лучшим на конкурсе.
В новой концепции и программе приватизации на 1994-1995 г.г. был
предусмотрено продолжение политики массовой приватизации, основанной на
использовании купонов- средств безвозмездной передачи собственности
населению.
В мае 1995 года в г. Бишкек была открыта Кыргызская фондовая биржа (КФБ),
где на 1.01.96 г. было зарегистрировано 11489 сделок с приватизационными
купонами на сумму 2,5 млн.сом. Проведение 90 купонных аукционов, где продано
25% из зарегистрированной доли, а также 536 промышленных предприятий на
сумму 48 млн.сом. в республике начал работать вторичный рынок ценных
бумаг.
За 5 месяцев 1995 года было преобразовано 295 объектов государственной
собственности с общей стоимостью основных фондов 47,1 млн.сом.
Анализ отраслевой структуры приватизации показывает, что наиболее высокие
смены приватизации за этот период в непроизводственной сфере 78 объектов,
промышленности -62, строительстве-34.
Самые низкие темпы отмечаются в приватизации сельскохозяйственных
промышленных предприятий- 2,6% и прочих отраслях, включающих объекты
коммунального хозяйства, материально технического обеспечения,
незавершенного строительства- 2,8%.
Были демонополизированы 3 холдинговые компании “Кыргызавтотранс”,
“Кыргызжал” “Кыргызавторемпром” и приватизированы 10 крупных промышленных
предприятия грузового транспорта .
За период с 1991 г. по 1995 г. в республике приватизировано 5896 подлежащих
приватизации государственных промышленных предприятий или 59% от их общего
числа.
В разрезе отраслей удельный вес приватизированного сектора составляет в
промышленности -76,7% , сельском хозяйстве -40,2%, строительстве -53,5%,
транспорте -46,4%, торговле ( включая общепит)-95,5%, бытовом обслуживании -
100%. Несмотря на завершение основного этапа приватизации , не достигнута ее
главная цель - создание реальной конкурентной сферы в экономике.
Сформировалось многообразие форм собственности . Количество АО, предприятий
частных и смешанных форм собственности предостаточно , однако это не привело
к широкой конкуренции.
Таблица 6. Соотношение форм приватизации.
1994 год |
1995 год |
1996 год | |
Все формы приватизации |
100 |
100 |
100 |
В том числе по способам приватизации: |
|||
акционирование |
40,0 |
51,8 |
22,9 |
продажа на аукционах |
5,7 |
14,2 |
24,5 |
продажа на конкурсной основе |
5,0 |
2,3 |
15,6 |
выкуп в частную собственность |
19,0 | ||
выкуп в коллективную собственность |
10,1 |
8,9 | |
преобразования в общества с ограниченной ответственностью |
94 |
2,7 | |
аренда с последующим выкупом |
- |
1,0 |
6,4 |
безвозмездная передача |
- |
0,1 |
- |
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ:
В 1991 году цены на товары были отпущены, они стали реально отражать
издержки на их производство, цены резко возросли. О росте цен можно судить по
индексу потребительских цен.
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 | |
ИПЦ |
279,0 |
1358,7 |
1466,0 |
187,2 |
131,9 |
Либерализация цен при ранее существовавшем огромном разрыве между
структурой внутренних и мировых цен, крайне низких ценах на сырье и особенно
энергоносители привела и взлету общего уровня цен, сопровождаемого резким
спадом производства ухудшением уровня жизни населения.
Было упущено из виду ,что внутренняя структура цен в СНГ сформировалась на
малоэффективном производственном аппарате и высоко затратных технологиях.
Для того, чтобы перейти к структуре мировых цен, недостаточно их
либерализировать внутри страны и открыть экономику для мирового рынка. У
нас произошел
паралич инвестиционного
производственного аппарата требуются и огромные средства и длительное время.
Очевидно, что
активизация инвестиционного
нереальны без мощного регулирующего влияния государства.
Для противодействия росту внутренних цен крайне важно было обеспечить
синхронность мер по либерализации экономики, ее модернизации и созданию
конкурентной сферы.
Либерализация внутреннего рынка в Кыргызской Республике началась еще в
период существования советского государства и к середине 1994 года была
почти завершена. В этот период была проведена либерализация основной массы
цен и ликвидированы субсидии на производство хлеба. Было ограничено число
предприятий- монополистов (предприятий , доля которых в снабжении
внутреннего рынка превышала 35%).
Стремление реализовать модель открытой экономики к свободному перетоку
товаров, услуг и капитала, несомненно, оказали влияние на политические решения
в проведении широкой либерализации внешней торговли. Современную политику в
области регулирования внешней торговли Кыргызской Республики можно считать
наиболее либеральной среди стран бывшего Советского Союза
[6] . Не удивительно поэтому, что объем внешней торговли Кыргызстана
постоянно возрастал. Более того , после периода стагнации в 1994 г. связанной
с экономическим спадом в странах СНГ ( в 1994 г. объем внешней торговли
составил 744,4 млн. долларов США), в последующие годы внешняя торговля
быстро развивалась (967,8 млн. долларов США в 1995 г. и 1397,3 млн. долларов
США в 1996 г.). В 1995 году объем экспорта возрос примерно на 20% ( до 408,9
млн. долларов США), а в 1996 году примерно на 23,5% ( до 505,4 млн. долларов
США). В то же время импорт в 1995 году увеличился примерно на 38% ( до 558,9
млн. долларов США), а в 1996 году его объем возрос на 59%% ( до 891,9 млн.
долларов США). В результате внешнеторговый дефицит в 1995-1996 г.г. ежегодно
увеличивался более чем вдвое (150 млн. долларов США в 1995 г. )
Основные показатели развития внешней торговли в Кыргызстане за 1992-1995
г.г. ( в млн.долл. США)[7].
1992 год |
1993 год |
1994 год |
1995 год |
||
Внешнеторговый оборот |
737,7 |
808,0 |
744,4 |
967,8 |
|
Экспорт |
317,0 |
360,2 |
340,1 |
408,9 |
|
Импорт * |
420,7 |
447,8 |
404,3 |
558,9 |
|
Дефицит внешней торговли |
103,7 |
87,6 |
64,2 |
150,0 |
* Начиная с 1994 года , включая неорганизованный импорт.
Начавшееся
в 1991 году изменение географии
преимущественной ориентации на бывшие республики Союза ( страны СНГ) в
направлении развития торговых отношений с другими странами, по -видимому,
несколько замедлилось . Доля стран СНГ во внешней торговле Кыргызской
Республики сократилась с более чем 80% в 1992 г. до примерно 65% в 1995-1996
г.г. Доля стран СНГ в экспорте Кыргызстана сократилась с более чем 95% в
1989-1993 г.г. до 66% в 1995 г. и до 77% в 1996 году. Доля импорта
Кыргызстана из этой группы стран также сократилась с примерно 80% в 1989-
1993 г.г. до 54% в 1995 г. В результате дефицит в торговле с этой группой
стран возрос с 84,4 млн. долларов США в 1995 г. до 93,5 млн. долларов США в
1996 г. Как уже упоминалось, значительный рост импорта из стран, являющихся
членами СНГ, в основном связан с импортом для реализации проекта по
разработке золота (Кумтор).
Основные показатели торговли со странами СНГ в 1992-1995 г.г. ( в
млн.долл.США)[8]
1992 год |
1993 год |
1994 год |
1995 год | |
Внешнеторговый оборот |
590,7 |
583,9 |
432,5 |
622,8 |
Экспорт |
240,5 |
248,1 |
223,0 |
269,2 |
Импорт* |
350,2 |
335,8 |
20-9,5 |
353,6 |
Дефицит внешней торговли |
109,7 |
87,7 |
-13,5 |
84,4 |