Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:57, дипломная работа
После распада СССР перед Кыргызстаном возникла необходимость проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий. Отправным моментом экономических реформ стала начатая в январе 1992 года либерализация цен. Одновременно с либерализацией цен начались и институциональные преобразования. Центральной проблемой в этом плане была приватизация.
Введение
1 Глава : Радикальная экономическая реформа - главная особенность
современного развития
1.1 Необходимость реформ (теоретическая обусловленность).
1.2 Основные тенденции и сущность реформ.
2 Глава: Основные этапы социально- экономического развития Кыргызстана
2.1 Первый этап социально-экономического развития республики.
2.2 Второй этап социально- экономического развития
республики.
3 Глава: Основные приоритеты экономического развития Кыргызстана на перспективу
3.1 Развитие малого и среднего бизнеса.
3.2 Создание устойчивой финансово- кредитной системы.
3.3 Формирование благоприятного инвестиционного климата.
3.4 Развитие внешней торговли.
3.5 Развитие человеческого потенциала.
Заключение
Приложения
расходов на заработную плату) и нехватка квалифицированных работников на
других участках производства.
Ø Незапланированное изменение ассортимента выпускаемой продукции(из-
за отсутствия работников необходимой квалификации).
Можно сделать вывод: дефицит– нормальное состояние плановой экономики, т.е.
это вполне устоявшееся равновесие для социальной системы хозяйства. Дефицит
постоянно воспроизводится, что говорит о том, что субъекты хозяйства
воспринимают его как норму, он не признак кризиса, хронический дефицит-
нормальное состояние ресурсоограниченной экономики. Деньги и цены в плановой
экономике не оказывают решающего воздействия на производителя. Потребитель
купит товар низкого качества, производитель не снизит цену, поскольку
является монополистом. Но причиной дефицита является огосударствление
экономики, управление
хозяйственной деятельностью
сигналов. Предприятие в плановой системе находится не на собственном
обеспечении, у него нет свободы выбора, но ему не дадут обанкротиться. Это в
свою очередь порождает не насыщаемый спрос на инвестиции, и как результат–
хронический дефицит.
Значит, что бы ликвидировать дефицит необходима ликвидация тех условий при
которых он воспроизводится. Это означает ликвидацию монополизма
государственной собственности, создание частной собственности на большую долю
ограниченных ресурсов, что должно привести к системе жёстких бюджетных
ограничений для предприятия и формированию спросоограниченной экономики .
Кризис плановой системы в том, что она не в состоянии решить социально-
экономические проблемы в настоящее время.
1.2 Основные тенденции и сущность реформ в переходный период.
Прежде чем
перейти к определению
сформулировать общие закономерности переходного периода в странах бывшего
СССР. Подробно основные закономерности рассматривает Я. Корнаи, свой анализ
он делает на примерах стран с переходной экономикой.
Я. Корнаи различает закономерности переходного периода в виде “тенденций”
[5], в понимании основных потоков и движений в обществе и с внутренними
склонностями, стремлениями и намерениями участников переходного процесса.
Рассмотрим основные "тенденции".
Движение к рынку.
При социалистической системе интеграция экономической деятельности
происходила главным образом действиями механизма бюрократической
координации. При этом использовались не только материальные и моральные
стимулы, но и в случае необходимости принуждения. Как мы отмечали в первом
параграфе рыночный механизм существовал в социальной системе в подпольной
форме.
Сначала реформ до кардинальных политических изменений область рыночных
отношений начинает расширяться.
Движение к рынку становится необратимым и имеет ускоренный характер. Цены,
устанавливаемые государством освобождаются. Бюрократическая распределение
товаров и ресурсов заменяется свободными коммерческими
контрактами между
производителями и
конкуренция, в том числе и в результате либерализации импорта . Для измерения
степени перехода страны к рынку Я.Корнаи– выделяет из ряда показателей, один
наиболее важный- долю ВВП, реализуемая по свободным ценам. Однако крупные
государственные монополии в переходный период действуют ещё в течении
длительного времени, иностранные инвесторы тоже пытаются занять монопольное
положение.
Государство в новых демократических странах не может найти своё место в
социально- экономических процессах. Оно излишне активно, когда для этого нет
достаточных оснований, и пассивно в области, где требуется государственное
регулирование и управление.
Развитие частного сектора
Одним из важнейших факторов определяющих темпы реформ, является развитие
предприятий в частном секторе. В постсоциалистических странах отмечается
быстрое увеличение
числа малых и средних
притоком иностранного капитала. Происходит формирование среднего класса. В то
же время
сокращается государственный
тех пор пока его масштабы не достигнут тех, которые характерны для развитых
капиталистических стран. Сокращение государственного сектора протекает в
различных формах . Ряд предприятий передаётся в частные руки путём прямой
продажи, или посредством её бесплатного распределения между населением или
его отдельных групп(трудовых коллективов). Могут быть использованы различные
схемы приватизации одновременно или в определенных сочетаниях. Однако
сокращение государственного сектора происходит и помимо приватизации в прямом
смысле слова.
Некоторые предприятия
отдельные производства или продают их. На многих предприятиях отмечается
“декапитализация” по мере изнашивания основных фондов. Появляются проблемы
расхищения общественного богатства, особенно интеллектуального, использования
в личных целях несовершенного законодательства. Процесс сокращения
государственного сектора идёт медленно, сопровождаясь и человеческими
страданиями. Я.Корнаи с учётом выше сказанного предполагает возможность двух
расчётов:
Один относится к темпам приватизации в прямом смысле слова: определение доли
государственного сектора , ежегодно переходящего в частные руки, что займёт
длительное время. Но возможен и другой расчет, более важный: Определив рост
частного сектора с учетом как возникших новых частных предприятий, так и
приватизированных бывших государственных предприятий, и сопоставить его с
сокращением государственного сектора (независимо каким посредством;
приватизацией, ликвидацией и т.п.). Продолжительность периода, необходимая
для формирования частно- предпринимательской экономики, будет зависеть от
соотношения этих двух процессов.
Эффективный рынок не может существовать без преобладания частной
собственности. По определению, рынок функционирует только при условии, что
экономические агенты заключают между собой добровольные контракты. Значит те
кто принимает решения не должны выполнять указания политического руководства.
Такая независимость гарантируется только частной собственностью.
Л.Мизес обратил внимание на наличие такой связи еще за долго до того как
утвердилась плановая экономика. Несмотря на его предупреждения усилился
интерес к так называемому “рыночному социализму”, основной принцип которого
формируют следующим образом: “Соединить общественную собственность с рыночным
механизмом”, эту концепцию пытались реализовать в Венгрии при Л. Кадаре, и в
СССР при М.С. Горбачёве.
Воспроизводство макроравновесия
После смены политической власти возникают серьёзные дисбалансы на
макроуровне. Среди них можно выделить: хронический дефицит; открытую или
подавленную инфляцию; дефицит государственного бюджета; внешнюю
задолженность. Макроэкономические проблемы настолько серьёзны, что
правительство вынужденно принимать ряд стабилизационных мер, вызывающих
глубокие потрясения в обществе.
Корнаи выделяет комплекс мер по преодолению одного из самых болезненных
признаков социалистической системы- дефицита: рост частного сектора, развитие
свободного предпринимательства и либерализации импорта, что позволит
удовлетворить избыточный спрос. В то же время спрос ограничивается действием
следующих факторов: освобождением цен; проведением жёсткой денежно-кредитной
политики; ужесточением финансовой дисциплины, а так же ограничением
заработной платы.
Наименьшие надежды возлагаются на возможности снижения инфляции и бюджетного
дефицита – главного её источника. Для решения этой задачи Корнаи предлагает
принять жёсткие
меры: резко сократить
объём кредитования; заморозить номинальные доходы населения. Таким путём
можно добиться
временных результатов и
но обычно это сопровождается сильным спадом производства, что приводит к
росту безработицы.
Если же правительство вместо инфляционного финансирования бюджетного дефицита
(т.е. простого печатания большого количества денег) начнет выпускать ценные
бумаги, оно
может лишить частных инвесторов
необходимых кредитных
которые будут оттянуты на рынок государственных облигаций, и, таким образом,
затормозит выход страны из спада. Существует и другой путь– финансировать
бюджетный дефицит, прибегая к иностранным займам, но это ведёт к росту
внешней задолженности.
Следует заметить, что социалистическая система сумела обеспечить полную
занятость населения и в действительности при ней существовала постоянная
нехватка рабочих рук.
Одним из наиболее нежелательных обстоятельств, сопутствующих трансформации
экономической системы, являются изменения, происходящие на рынке труда:
избыточный спрос на рабочую силу превращается в ее избыточное предложение,
т.е. нехватка работников сменяется безработицей.
Приватизация предприятий, остающихся в государственном секторе, вынуждает их
увольнять лишних работников. Спад производства на одном предприятии ведет к
сокращению спроса, что в дальнейшем обуславливает падение производства на
другом предприятии. На основе сказанного Корнаи делает два прогноза. Во-
первых, нехватка рабочей силы уменьшится и доля структурной безработицы
стабилизуется в результате процессов экономической трансформации. Во-вторых,
следует ожидать
длительного спада
лет будет сказываться на уровне безработицы.
Общество попадает в своеобразную ловушку: какую бы из проблем оно ни
попытается решить, это может привести к обострению других. Имеется опасность
того, что правительство отойдёт от жесткой политики, которая требует жертв от
населения, в результате усиления в обществе политического напряжения, в свою
очередь обусловленного экономическими проблемами. Но, если правительство
предпочтет политику постепенных преобразований, откладывая “на потом”
решение потенциально опасных для их существования проблем, то это будет
означать , что общество еще долго будет страдать от сохраняющегося
неравновесия на макроуровне.
Формирование конституционного государства
Рыночная экономика , основанная на частной собственности, не может
функционировать
без необходимой
неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение
заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. В
этой связи можно выделить три уровня государственной активности :
-Законодательный уровень. Требуется разработать и принять десятки новых
законов взамен устаревших в условиях, когда только появляются юристы,
разбирающиеся в вопросах регулирования современной рыночной экономики , а
депутаты национальных парламентов еще слишком неопытны. Но несмотря на
указанные трудности большая часть такой работы может быть сделана в течение
нескольких лет.
-Проведение законов в жизнь . Названный вид деятельности может оказаться
еще более трудным. Судьи, прокуроры, адвокаты и юристы компании заново должны
освоить свои профессии.
-Изменение менталитета граждан. Указанная задача возможна одна из самых
трудных. Прежний режим разрушил уважения к закону; они боялись не
мотивированных репрессий. Отсутствовало также и уважение к заключенным частным
контрактам. Пройдет не мало времени, чем изменится общественная мораль, и
нарушение законов, уклонение от уплаты налогов, и честность в делах или
коррупция станут обсуждаться общественным мнением.
Создание демократических институтов.
Важнейшим условием перехода от социалистической системы хозяйства к рыночной
экономике, основанной на частной собственности, является ликвидация монополии
коммунистической партии на политической власти. Появилась возможность
развития демократических институтов, соперничества между партиями, проведения
свободных выборов, избрания парламента, обладающего подлинной властью,
формирования правительства на основе парламентского большинства и т.д.
Ø государственного сектора в экономике может быть в одних странах
выше, в других ниже, но нигде не играет в доминирующую роль. Для обеспечения
стабильности демократических институтов необходимо гарантировать
индивидуальные права и свободы, в частности, право владеть частной
собственностью и защищать частные контракты.
Ø Не все страны с рыночной экономикой основанные на частной
собственности, являются демократическими. Переход от социалистической системы
к капиталистической рыночной экономике лучше всего осуществлять при
авторитарном политическом режиме. Для этого необходимы “закон и порядок”,
которые может обеспечить только способное на решительные действия