Автор: Нина Кирова, 24 Сентября 2010 в 23:31, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Хранение дел в государственном архиве». Данная тема была выбрана неслучайно: рассмотрение вопроса о хранении документов и дел в государственных архивах явилась основной проблемой в деятельности любого архива, значимость данного вопроса остается актуальной и на сегодняшний день, так как все документы, имеющие наиболее ценную информацию передаются из ведомственного архива, который является источником в государственный архив, где документы подлежат постоянному хранению. Благодаря деятельности государственных архивов, мы знаем историю нашего прошлого. В архиве собраны бесценные документы, отражающие научно-техническое, культурное, спортивное достижения России.
Сотни миллионов документов хранятся в архивохранилищах Российской Федерации. Советская Россия была первой страной, которая в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции национализировала архивы и открыта их для исследователей. Организация архивного дела в Российской Федерации самая лучшая в мире. Она обеспечивает наиболее полную концентрацию в государственных архивохранилищах всех имеющихся и вновь создаваемых документальных материалов. Отсутствует ограниченный срок давности, ранее истечение, которого в большинстве капиталистических стран документы вообще не выдаются исследователям. Большая часть материалов обработана и действительно доступна для исследователей.
При проведении исследования были использованы учебные и методические пособия, государственные стандарты по ведению делопроизводства и архивного дела в организациях, нормативно-законодательная база архивоведения.
Введение 2
Глава 1. Государственные архивы 4
Понятие государственного архива 4
Состав Архивного фонда Российской Федерации 4
Управление Архивом и контроль за его деятельностью 4
Глава 2. Передача документов на хранение 7
Состав документов, подлежащих передаче в архив 7
Порядок передачи документов архива на постоянное хранение 7
Прием-передача документов при смене руководителя архива 10
Порядок приема-передачи документов при реорганизации
организации 11
Глава 3. Система мер обеспечения сохранности документов 12
Организация хранения документов 12
Требования к зданиям и помещениям архива 12
Режимы хранения документов 13
Проверка наличия и состояния документов 15
Особо ценные и уникальные документы архива 17
Электронное хранение документов 18
Глава 4. Порядок выдачи дел из хранилищ 22
Общие требования к учету документов 23
Учет дел и документов, находящихся на депозитарном хранении 24
Заключение 26
Список использованных источников 27
Приложение 28
Приложение 1. Акт приема-передачи документов на государственное хранение 28
Приложение 2. Карта-заместитель дела 29
Приложение 3. Книга выдачи дел из хранилища 30
Однако
документы постоянного и
Автоматизированные технологии и здесь позволяют существенно ускорить делопроизводственные операции по подготовке дел к архивному хранению – составление описей дел, актов на выделение дел к уничтожению. Для автоматизации этих операций необходимо указание в регистрационной карточке исполненного документа номера дела, в которое помещен бумажный документ (либо копия – для исходящих документов, когда подлинник отправляется по почте).
По
окончании
Архивные правила предусматривают составление описей дел постоянного (приложение 3) и долговременного сроков хранения (приложение 4). Наличие автоматизированной системы учета позволяет составлять подокументные описи, невозможные раньше при традиционной бумажной технологии ввиду их трудоемкости. Такие описи значительно облегчают и ускоряют поиск необходимых документов в архиве, обеспечивают их учет и сохранность.
В случае передачи документов на государственное хранение по требованию архивных органов на основе подокументных описей легко могут быть сформированы обобщенные описи на дела постоянного и долговременного сроков хранения.
В целом, хранение документов в электронной форме позволяет не только кардинально ускорить поиск необходимой информации, но и в случае больших объемов документооборота значительно сократить стоимость хранения за счет сокращения занимаемых документами площадей.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить сохранность документов должны учитываться требования к зданиям и помещениям архива, соблюдаться режимы хранения документов. От этого зависит создание страхового фонда (с целью сохранения ценной документации в случае утраты) и фонда пользования (с целью использования документальных комплексов).
Глава 4. порядок выдачи дел из хранилищ
Дела выдаются из хранилищ:
Дела выдаются во временное пользование из хранилищ на срок, не превышающий:
Органам суда и прокуратуры дела выдаются до прекращения дела или вынесения судебного решения.
Продление установленных сроков выдачи документов во временное пользование, в том числе органам суда и прокуратуры, а также для экспонирования допускается в особых случаях с разрешения руководителя организации по письменному подтверждению пользователя о сохранности документов.
Выдача дел из хранилища оформляется следующими документами:
Выдача документов из хранилища регистрируется в книгах выдачи документов (приложение 1):
Исполненные заказы (требования) исследователей хранятся в личных делах исследователей, все прочие – до истечения сроков их хранения. Заказы (требования) целесообразно хранить до проведения проверки наличия и состояния дел.
В архиве должна быть заедена книга выдачи дел из хранилища, где фиксируются все лица, которые когда-либо брали архивные документы или дела на временное пользование (приложение 3).
Выдача дел во временное пользование в другие организации оформляется актом, который составляется в двух экземплярах, один из которых остается в архиве организации, другой выдается получателю. Акт подписывается руководителем организации, передающей дела, и руководителем организации-получателя: подписи скрепляются гербовыми печатями организаций. После возвращения дел в двух экземплярах акта делается соответствующая отметка: один экземпляр остается в организации-получателе, другой хранится в деле фонда в архиве организации, выдавшем дела.
Направление на страховое копирование, реставрацию, переплет оформляется заказом. Заказ оформляется в архиве организации по форме акта о выдаче во временное пользование другой организации.
Дела выдаются из хранилища для использования и проведения работ по страховому копированию, реставрации, переплету только в обработанном виде.
Перед
выдачей дел из хранилищ проверяется
соответствие шифра и заголовка
дела на обложке шифру и заголовку
дела в описи; перед выдачей и
при возвращении дел в
Каждое выдаваемое из хранилища дело должно иметь лист использования.
При выдаче дел из хранилища на место выданного дела подкладывается карта-заместитель (приложение 2), в которой указывается номер дела, номер описи, номер фонда, когда и кому выдано дело, дата его возврата и подпись сотрудника, выдавшего дело с указанием должности. При возвращении дела в хранилище карта-заместитель изымается.
Состояние дел, возвращаемых в архив после использования, должно быть проверено в присутствии лица, возвращающего документы.
При обнаружении недостачи дел или отдельных листов в них, а также повреждений дел и документов сотрудниками архива составляется акт в двух экземплярах, один из которых представляется исследователю читального зала или руководителю, использовавшей документы, для привлечения виновных к ответственности, второй – остается в архиве.
При перемещении документов за пределами архива должны соблюдаться меры предосторожности, надежно обеспечивающие их сохранность.
При
транспортировке документов соблюдаются
меры по охране и защите их от воздействия
вредных факторов окружающей среды путем
применения специальных видов упаковок,
обеспечивающих защиту документов от
осадков, света, механических повреждений.
Учет документов в государственном архиве – это определение их количества и состава в установленных единицах учета и фиксация (регистрация) принадлежности каждой единицы учета к определенному комплексу и общего их количества в учетных документах.
Под учетным документом понимается документ установленной формы, фиксирующий поступление, выбытие, количество, состав и состояние архивных документов в единицах учета.
Учет документов в архиве организации является одним из средств обеспечения их сохранности и контроля за их наличием.
Учету
подлежат все хранящиеся в архиве
организации документы, в том
числе неописанные и
Архив организации осуществляет учет документов Архивного фонда Российской Федерации, временно хранящихся в архиве организации, в порядке, определенном Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, и представляет учетные сведения в соответствующее архивное учреждение.
Учет производится путем присвоения архивным документам (единицам учета, единицам хранения) учетных номеров, являющихся частью архивного шифра.
Архивный шифр – обозначение, наносимое на каждую единицу хранения с целью обеспечения ее учета и идентификации. Архивный шифр состоит из номеров: архивного фонда по списку фондов архива организации и через дробь по списку фондов государственного архива, источником комплектования которого является организация, архивной коллекции, описи, единицы хранения.
Номер
архивного фонда присваивается
государственным архивом после
оформления первого поступления
документов организации на постоянное
хранение.
находящихся
на депозитарном хранении
Дела и документы Архивного фонда Российской Федерации, отнесенные к частной и иным формам собственности, находящиеся на депозитарном хранении, учитываются в основных и вспомогательных учетных документах архива организации.
В книге учета поступления и выбытия документов указываются номер и дата акта приема-передачи дел, собственник документов и срок действия соглашения, например, «до 2005 года» (при временном хранении) или «депозит» (без указания срока хранения).
В списке фондов к номеру фонда добавляется индекс «Д» («Депозит»), который сохраняется за ним во всех учетных документах и архивных шифрах дел; в графе «Примечание» списка фондов также указываются собственник документов, дата подписания и срок действия соглашения.
Если на хранение поступает часть фонда, документы которого уже хранятся в архиве и включены в состав государственной части Архивного фонда Российской Федерации, то за фондом сохраняется ранее присвоенный ему номер с добавлением индекса «ДЧ» - «депозитарий частично».
Соглашение, заключенное с собственником документов, включается в дело фонда.
При учете выбытия документов:
Количество фондов и дел, находящихся на депозитарном хранении, указывается отдельной строкой в итоговых записях книги учета поступлений документов и в списке фондов.
В листе фонда при наличии в фонде документов депозитарного хранения количество их по фонду в целом указывается через дробь, например, 200/80Д.
Таким образом, дела выдаются из хранилищ для использования работниками, гражданами в читальном зале для научных и иных исследований, во временное пользование для других организаций, для проведения архивных работ с документами и страхового копирования, специальной обработки документов с целью улучшения физического состояния документов. Для каждого из получателей устанавливается срок пользования делами (документами). Вместе с тем, проводится учет документов в государственном архиве, что является одним из средств обеспечения их сохранности и контроля за их наличием.