Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:30, курсовая работа
Проблема повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики широко обсуждается экономистами и политическими деятелями многих стран мира. Важнейшим ресурсом повышения результативности государственных расходов является снижение издержек предоставления государственных услуг, сокращение доли административных расходов в общей структуре издержек государственного сектора, улучшение качества предоставляемых услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 7
1.1. Понятие БОР. Отличие БОР от постатейного метода бюджетирования 7
1.2. Преимущества использования бюджетирования, ориентированного на результаты 11
2. ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОР НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 13
2.1. Подготовка проекта бюджета 13
2.1.1.Принципы построения бюджета, ориентированного на результат 13
2.1.2.Включение показателей результативности бюджетных расходов в проект бюджета 16
2.1.3. Временной горизонт планирования 26
2.1.4. Определение потребностей в ресурсах 27
2.1.5. Использование данных, полученных в ходе мониторинга результативности, при разработке бюджетных заявок 28
2.1.6. Формирование бюджетных заявок 30
2.2. Исполнение бюджета 31
2.2.1. Санкционирование расходов бюджета 31
2.2.2. Учет бюджетных расходов 34
2.2.3.Контроль за исполнением бюджета 34
2.3. Отчет об исполнении бюджета, оценка результатов 34
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕХОДОМ ОТ ЗАТРАТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ, ОРИЕНТИРОВАННОМУ НА РЕЗУЛЬТАТ: ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 36
3.1. Изменения в организационной структуре министерств и ведомств 36
3.2. Методы стимулирования эффективного выполнения программ 37
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ БОР: ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ1 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Формат проекта бюджета, формируемого администрацией региона или муниципалитета, учреждения при БОР, существенно отличается от формата бюджета, составленного по методу традиционного постатейного бюджетирования. В общем виде разница между двумя методами бюджетирования представлена ниже:
Таблица 3
Комитет по труду и социальной защите населения
(тыс.руб.) | ||||||||||
Номер | Наименование | Раздел | Целевая статья | Вид расхо-дов | Экономическая статья | Год | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
33.13. | Содержание детских приютов | 1801 | 4400037 | 93 078,5 | 21 035,0 | 24 293,0 | 20 850,0 | 26 900,5 | ||
33.13.1. | Оплата труда | 1801 | 4400037 | 323 | 110100 | 47 826,2 | 10 100,4 | 12 437,7 | 12 442,7 | 12 845,4 |
33.13.1.1. | Оплата труда гражданских служащих | 1801 | 4400037 | 323 | 110110 | 47 826,2 | 10 100,4 | 12 437,7 | 12 442,7 | 12 845,4 |
33.13.2. | Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 1801 | 4400037 | 323 | 110200 | 17 121,8 | 3 615,9 | 4 452,7 | 4 454,5 | 4 598,7 |
33.13.3. | Приобретение
предметов снабжения и |
1801 | 4400037 | 323 | 110300 | 16 743,0 | 4 185,8 | 4 729,1 | 2 057,2 | 5 770,9 |
33.13.3.1. | Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы | 1801 | 4400037 | 323 | 110310 | 445,1 | 111,3 | 117,1 | 63,6 | 153,1 |
33.13.3.2. | Мягкий инвентарь и обмундирование | 1801 | 4400037 | 323 | 110320 | 1 638,1 | 409,5 | 430,8 | 234,2 | 563,6 |
33.13.3.3. | Продукты питания | 1801 | 4400037 | 323 | 110330 | 12 846,3 | 3 211,6 | 3 704,3 | 1 500,0 | 4 430,4 |
33.13.3.4. | Оплата горюче-смазочных материалов | 1801 | 4400037 | 323 | 110340 | 314,2 | 78,6 | 82,6 | 45,0 | 108,0 |
33.13.3.5. | Прочие расходные материалы и предметы снабжения | 1801 | 4400037 | 323 | 110350 | 1 499,3 | 374,8 | 394,3 | 214,4 | 515,8 |
33.13.4. | Командировки и служебные разъезды | 1801 | 4400037 | 323 | 110400 | 280,6 | 70,3 | 73,7 | 40,1 | 96,5 |
33.13.5. | Транспортные услуги | 1801 | 4400037 | 323 | 110500 | 317,2 | 79,3 | 83,4 | 45,4 | 109,1 |
33.13.6. | Оплата услуг связи | 1801 | 4400037 | 323 | 110600 | 345,3 | 86,3 | 90,8 | 49,4 | 118,8 |
33.13.7. | Оплата коммунальных услуг | 1801 | 4400037 | 323 | 110700 | 4 263,9 | 1 340,2 | 1 104,5 | 516,8 | 1 302,4 |
33.13.7.1. | Оплата содержания помещений | 1801 | 4400037 | 323 | 110710 | 566,4 | 141,6 | 149,0 | 81,0 | 194,8 |
33.13.7.2. | Оплата отопления и технологических нужд | 1801 | 4400037 | 323 | 110721 | 1 830,5 | 713,9 | 476,0 | 146,4 | 494,2 |
33.13.7.3. | Оплата потребления электрической энергии | 1801 | 4400037 | 323 | 110730 | 1 100,2 | 297,1 | 275,1 | 165,0 | 363,0 |
33.13.7.4. | Оплата водоснабжения помещений | 1801 | 4400037 | 323 | 110740 | 397,6 | 95,4 | 107,3 | 71,6 | 123,3 |
33.13.7.5. | Оплата аренды помещений, земли и другого имущества | 1801 | 4400037 | 323 | 110750 | 150,6 | 37,6 | 39,6 | 21,5 | 51,9 |
33.13.7.6. | Прочие коммунальные услуги | 1801 | 4400037 | 323 | 110770 | 218,6 | 54,6 | 57,5 | 31,3 | 75,2 |
33.13.8. | Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг | 1801 | 4400037 | 323 | 111000 | 4 576,6 | 1 445,2 | 1 203,7 | 654,5 | 1 273,2 |
33.13.8.1. | Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря | 1801 | 4400037 | 323 | 111020 | 564,9 | 141,2 | 148,6 | 80,8 | 194,3 |
33.13.8.2. | Оплата текущего ремонта зданий и сооружений | 1801 | 4400037 | 323 | 111030 | 2 445,2 | 812,4 | 643,1 | 349,7 | 640,0 |
33.13.8.3. | Прочие текущие расходы | 1801 | 4400037 | 323 | 111040 | 1 566,5 | 491,6 | 412,0 | 224,0 | 438,9 |
33.13.9. | Трансферты населению | 1801 | 4400037 | 323 | 130300 | 446,4 | 111,6 | 117,4 | 89,4 | 128,0 |
33.13.9.1. | Прочие трансферты населению | 1801 | 4400037 | 323 | 130330 | 446,4 | 111,6 | 117,4 | 89,4 | 128,0 |
33.13.10. | Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования | 1801 | 4400037 | 323 | 240100 | 1 157,5 | 0,0 | 0,0 | 500,0 | 657,5 |
33.13.10.1. | Приобретение
и модернизация непроизводственного
оборудования и предметов длительного
пользования для |
1801 | 4400037 | 323 | 240120 | 1 157,5 | 0,0 | 0,0 | 500,0 | 657,5 |
Таблица 4
Комитет по труду и социальной защите населения
Программа «Дети-сироты»
Цель программы: Обеспечение социальных и правовых гарантий профилактики социального сиротства, создание благоприятных условий для успешной реализации, реабилитации, укрепления здоровья и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Тактическая задача 1.1. Внедрение в практику различных форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для создания воспитанникам условий проживания, приближенных к семейным
Единица измерения | 2003 отчет | 2004 прогноз | 2005 план | 2006 план | 2007 план | |
Объем ассигнований | тыс.руб. | |||||
в том числе | ||||||
Мероприятия в рамках программы | ||||||
Ед.изм. | ||||||
Обеспечение психологической и социальной помощи приемным семьям | … |
|||||
Организация обучения приемных родителей | … |
|||||
Поиск и ведение учета семей, потенциально способных принять приемных детей | … |
|||||
Регулярный контроль за проживанием детей-сирот в приемных семьях | … |
|||||
… | … | |||||
Показатели реализации программы (outputs) | ||||||
Ед.изм. | ||||||
Количество детей-сирот, принятых в приемные семьи | … | |||||
Количество семей, потенциально готовых усыновить детей-сирот | … |
|||||
Количество обучающих семинаров, проведенных для приемных родителей | … |
|||||
… | … | |||||
Показатели социально-экономического эффекта (outcomes) | ||||||
Ед.изм. | ||||||
Процент детей, устроенных в приемные семьи до 31.12.2003, остающихся в одной и той же приемной семье не менее 12 месяцев | % | |||||
Процент детей, переданных под опеку Комитета по труду и социальной защиты, устроенных в приемные семьи в течение 6 месяцев с момента передачи под опеку | % | |||||
Процент детей, в отношении которых принято решение об усыновлении, переданных для усыновления в приемную семью в течение 12 месяцев | % | |||||
Выявленный в ходе опроса процент приемных семей, удовлетворенных качеством работы Комитета по труду и социальной защите | % | |||||
Выявленный в ходе опроса процент детей, принятых в приемные семьи, удовлетворенных условиями проживания в семьях | % | |||||
… | … |
Бюджет, ориентированный на результат, отражает взаимосвязь между величиной ассигнований, выделенных на реализацию программ, и результатами, которые, как ожидается, будут получены в ходе выполнения этих программ. При этом правильно составленный бюджет должен не просто показывать, какие цели должны быть достигнуты при определенном уровне финансирования, а дать возможность проследить взаимосвязь между ресурсами, затрачиваемыми на выполнение программы, мероприятиями, выполняемыми в рамках программы, продуктами и услугами, производимыми в ходе выполнения программы, и конечными результатами. Иными словами, логика построения бюджета, ориентированного на результат, следующая: учреждению необходимы ресурсы, достаточные для того, чтобы осуществить мероприятия, необходимые для получения продукта, который приведет к достижению результатов.
Рисунок 1. Логика построения бюджета, ориентированного на результат
Ресурсы
Мероприятия
Прежде, чем перейти к выбору показателей результативности для проекта бюджета, дадим определение основных терминов концепции БОР (см. таблицу 6).
Таблица 5
Показатели результативности и эффективности, используемые при БОР
Понятие4 | Определение | Примеры |
Затраты (inputs) | Ресурсы, которые требуются для производства продукта (предоставления услуги), исполнения программы | Финансовые и материальные ресурсы, рабочее время |
Продукт, выпуск, непосредственный результат, прямой результат (output) | Продукт, произведенный в течение отчетного периода, или услуга, предоставленная в течение отчетного периода, представляющие собой непосредственный результат произведенных затрат5 | Количество
лиц, получивших услугу;
Количество реализованных учебных программ |
Результаты,
конечные результаты, социальные результаты (outcomes) |
Результаты, которые напрямую связаны с целями, задачами, общей миссией той или иной программы, выгода, польза предоставления услуги для ее получателя | Если количество
пациентов, выписанных из психиатрических
клиник представляет собой продукт (output),
то количество выписанных пациентов, способных
нормально самостоятельно существовать
вне клиники, является результатом (outcome).
Результаты могут являться финансовыми показателями, представленными в денежном выражении (например, величина ошибочно выплаченных социальных пособий). |
Промежуточные результаты (intermediate outcomes) | Результат, который,
как предполагается, должен привести
к определенному конечному Одна из причин
деления результатов на промежуточные
и конечные заключается в различной
степени влияния |
Например, в
целях борьбы с безработицей государство
может финансировать программу
повышения квалификации, участие
в которой является бесплатным и
добровольным для ее участников. Для
оценки эффективности реализации данной
программы государство может организовать
сдачу тестов, экзаменов для ее участников.
Количество лиц, прошедших аттестацию
будет являться промежуточным результатом
программы.
К отдельной
категории промежуточных |
Конечные результаты (end outcomes) | Результат, являющийся конечной задачей, целью, миссией программы, услуги | Сокращение
числа пожаров, преступлений, случаев
определенных заболеваний.
В ряде случаев
к конечным результатам можно
также отнести степень Конечные результаты могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Классическим примером является сфера образования. Так, реализация учебных программ может привести не только к повышению уровня образования или приобретению профессиональных навыков у студентов (краткосрочный конечный результат), но иметь и более долгосрочные последствия (трудоустройство, повышение оклада и т.д.) |
Целевые
установки
(targets) |
Определенные результаты, которых планируется достичь в ходе осуществления проекта. Они могут определяться в количественном, качественном и временном выражении | Сдача в установленные
сроки 90% отчетов, не требующих исправления
(output target);
достижение 2% профицита бюджета (outcome target) |
Эффективность,
экономическая эффективность (efficiency) |
Отношение величины затраченных ресурсов к величине полученного с помощью этих ресурсов продукта (output) или результата (outcome) | Себестоимость 1 койко-места в больнице |
Продуктивность (productivity) | Отношение величины продукта (output) или результата (outcome) к величине затраченных ресурсов | Количество лиц, прошедших обучение по программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки и после ее окончания устроившихся на работу, на единицу затрат (руб. или человеко-часов). |
Социальная
эффективность,
общественная эффективность, результативность, конечная эффективность (effectiveness) |
Достижение
определенного конечного |
Увеличение доли абсолютно здоровых детей школьного возраста с 7 до 30%, увеличение занятости на 10%. |
Как видно из таблицы, показатели мониторинга реализации программ являются вполне конкретными величинами и характеристиками, с помощью которых производится количественное измерение затрат, непосредственного результата произведенных затрат и конечных результатов от реализации программ.
Выбор количественных и качественных показателей социальной и экономической эффективности является одним из самых важных и в то же время самых сложных моментов в БОР.
Ключевое значение показателей эффективности бюджетных расходов заключается в том, что эти показатели должны стать основой для оценки степени достижения намеченных целей, результативности и эффективности реализации программы. Неправильный выбор показателей и их последующее использование может привести к неэффективным управленческим решениям.
Основные рекомендации по выбору показателей результативности бюджетных расходов сводятся к следующим:
Сложность выбора показателей результативности бюджетных расходов заключается в том, что в мировой практике не сложилось единого, четкого понимания этих терминов (особенно в отношении понятий прямых результатов (outputs) и социальных результатов (outcomes)), нет общепринятого набора показателей, рекомендуемых для применения в той или иной сфере муниципального хозяйства.
Примеры
показателей результативности и
эффективности приведены в
Таблица 6
Показатели результативности и эффективности бюджетных расходов, используемые при БОР
Программа / услуга | Показатель продукта (прямого результата) | Показатель конечного (социального) результата | Показатель экономической эффективности |
Обучение в техническом училище | Количество выпускников | Процент выпускников, устроившихся после окончания училища на работу по специальности | Отношение количества студентов к количеству преподавателей |
Детская вакцинация | Количество детей, прошедших вакцинацию | Количество случаев заболеваний у детей | Издержки на 1 вакцинацию |
Тушение пожаров | Случаи тушения пожаров | Количество
смертных случаев на пожаре на 100 тыс.
населения
Количество получивших травмы на пожаре на 100 тыс.населения Ущерб от пожаров |
Расходы на один случай тушения пожара |
Работа с малолетними преступниками | Число малолетних преступников, с которыми была проведена работа | Процент выпущенных на свободу малолетних преступников, избежавших повторного осуждения в течение года после работы службы с ними | Стоимость человеко-дней / число малолетних преступников, с которыми была проведена работа |
Исследования, проведенные в странах ОЭСР, показали, что на практике большинство государственных учреждений включают в бюджетную документацию показатели и продукта, и социально-экономического результата. Только в 9% стран-респондентов не делается различие между показателями продукта и показателями социально-экономического эффекта (см. рис. 2).
Рисунок 2. Делается ли различие между показателями продукта и показателями социально-экономического результата в государственных учреждениях?
Источник: OECD Budgeting Database – Provisional 2002 Edition. PUMA/SBO(2002)5, p.79 (более подробно по странах см. приложение 5).
В международной практике не сложилось единых, стандартных требований или ограничений относительно того, каким именно образом должны быть представлены планы работы органов исполнительной власти, их проекты бюджета, структура расходов в соответствии с концепцией бюджетирования, ориентированного на результаты. Выбор того или иного варианта представления указанной информации во многом зависит от общих задач учреждения, особенностей его организационной структуры и прочих факторов. Тем не менее, можно выделить несколько общих принципов отражения информации об ожидаемых результатах в бюджетной документации при БОР (см. рис. 3).
Рисунок 3. Отражение в бюджетной документации информации о показателях результативности (страны ОЭСР, 1999-2001гг.)
Источник: OECD Budgeting Database – Provisional 2002 Edition. PUMA/SBO(2002)5, p.25 (более подробно информацию по странам см. приложение 5).
Так, например, в США, план работы учреждений, как правило, имеет трехуровневую структуру и включает:
В годовом бюджете, как правило, содержится информация о ресурсах по: