Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:30, курсовая работа
Проблема повышения эффективности функционирования государственного сектора экономики широко обсуждается экономистами и политическими деятелями многих стран мира. Важнейшим ресурсом повышения результативности государственных расходов является снижение издержек предоставления государственных услуг, сокращение доли административных расходов в общей структуре издержек государственного сектора, улучшение качества предоставляемых услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 7
1.1. Понятие БОР. Отличие БОР от постатейного метода бюджетирования 7
1.2. Преимущества использования бюджетирования, ориентированного на результаты 11
2. ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОР НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 13
2.1. Подготовка проекта бюджета 13
2.1.1.Принципы построения бюджета, ориентированного на результат 13
2.1.2.Включение показателей результативности бюджетных расходов в проект бюджета 16
2.1.3. Временной горизонт планирования 26
2.1.4. Определение потребностей в ресурсах 27
2.1.5. Использование данных, полученных в ходе мониторинга результативности, при разработке бюджетных заявок 28
2.1.6. Формирование бюджетных заявок 30
2.2. Исполнение бюджета 31
2.2.1. Санкционирование расходов бюджета 31
2.2.2. Учет бюджетных расходов 34
2.2.3.Контроль за исполнением бюджета 34
2.3. Отчет об исполнении бюджета, оценка результатов 34
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕХОДОМ ОТ ЗАТРАТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ К БЮДЖЕТИРОВАНИЮ, ОРИЕНТИРОВАННОМУ НА РЕЗУЛЬТАТ: ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ ЗА ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 36
3.1. Изменения в организационной структуре министерств и ведомств 36
3.2. Методы стимулирования эффективного выполнения программ 37
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ БОР: ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ1 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Источник:
Quicker, better, cheaper?: managing performance in American government/
edited by Dall Forsythe. 2001. Rockefeller Institute Press, p.45.
Концепция БОР постоянно эволюционирует (см. приложение 1). В каждой стране БОР имеет свои особенности, нет единых методик, процедур и инструментов. Несмотря на это, можно выделить ряд элементов, которые отличают БОР от других концепций бюджетирования.
В
самом общем виде бюджетирование,
ориентированное на результат, представляет
собой систему формирования (исполнения)
бюджета, отражающую взаимосвязь между
планируемыми (осуществленными) бюджетными
расходами и ожидаемыми (достигнутыми)
результатами. Цель данной модели бюджетирования
– проконтролировать соответствие затраченных
ресурсов и полученных прямых и социальных
результатов, оценить значимость и экономическую
и социальную эффективность тех или иных
видов деятельности, финансирующихся
из бюджета.
Управление по результатам представляет собой относительно новый подход в сфере управления общественными финансами, однако его нельзя назвать принципиально новой технологией в теории и практике управления финансами, поскольку методы управления по результатам уже достаточно давно с успехом используются в сфере частного бизнеса.
Одной из последних модификаций этой концепции является так называемая система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC), разработанная Norlan Norton Institute в начале 1990-х годов на основе результатов исследования профессоров Гарвардской школы экономики Дэвида Нортона и Роберта Каплана. Причиной проведения исследования стала гипотеза о том, что управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений, поскольку все большую роль в успехе компании играют нематериальные активы: интеллектуальный капитал, репутация и др.
Основной
принцип системы
Для формирования бюджета на основе БОР расходы всех подразделений региональных и муниципальных администраций должны быть разбиты по видам деятельности, направленным на решение стоящих перед ними государственных задач. Для каждого вида деятельности разрабатывается программа. Программа должна содержать описание целей и задач, ресурсов, необходимых для их достижения, а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей. Бюджетные заявки при бюджетировании, ориентированном на результат, составляются в разрезе целей и программ.
Формат проекта бюджета, который администрация региона или муниципалитета вносит в представительный орган при БОР, существенно отличается от формата бюджета, составленного по постатейному методу. Его первая часть содержит постановку приоритетов, целей и задач, описание ожидаемых результатов, обоснование целевых значений показателей результатов, которые должны быть достигнуты в разных секторах разными министерствами и ведомствами. Во второй части бюджета приводится структура затрат, причем, в очень агрегированной форме.
В концепции БОР изменяется характер ответственности отраслевых подразделений органов управления. На них возлагается ответственность, в первую очередь, за достижение запланированных результатов. Повышение ответственности должно сопровождаться увеличением самостоятельности в расходовании финансовых средств. Распорядители бюджетных средств и бюджетополучатели получают бо́льшую свободу в использовании средств в рамках выполняемых программ для повышения эффективности программ, т.е. максимизации результатов относительно затрат, или минимизации затрат относительно результатов. При БОР распорядители бюджетных средств имеют полномочия по частичному перераспределению ресурсов между программами, а также право в рамках установленных лимитов использовать сэкономленные средства в следующем бюджетном году. Все это расширяет возможности эффективного использования бюджетных ресурсов.
Система контроля за исполнением бюджета при БОР также меняется. Фактически отменяется контроль за целевым использованием средств. На смену ему должен прийти контроль за соответствием достигнутых результатов установленным целям. Контроль этот должен стать количественным и строгим. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в отношении лишь высоко агрегированных расходов.
Концепция БОР подразумевает максимальное обеспечение открытости и доступности всей бюджетной информации, позволяющей всем заинтересованным лицам судить о том, насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщиков, насколько эффективно работают органы власти.
Основные
отличия традиционного
Таблица 2
Модель постатейного бюджетирования |
Модель БОР |
Распределение финансовых средств | |
По
видам затрат в соответствии с
функциональной, ведомственной, экономической
классификациями бюджетных расходов.
(«оплата труда», «покупка материалов» и т.п.) |
По программам или стратегическим целям, предусматривающим достижение определенных конечных результатов |
Принципы планирования бюджета | |
При планировании главным является обоснование потребности в ресурсах, ожидаемые результаты деятельности не обосновываются. Расходные потребности устанавливаются, как правило, путем индексации величины расходов предыдущего периода | Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы соотносятся с показателями результатов через показатели ресурсов и мероприятий, необходимых для достижения результатов. |
Горизонт планирования | |
Обычно 1 год | Обычно 3 года |
Свобода использования лимитов ассигнований | |
Получаемое финансирование разделено на целевые лимиты, каждый из которых имеет четко определенную цель. Перераспределение средств между статьями и разделами не допускается или крайне затруднено. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года. | Устанавливаются
долгосрочные лимиты ассигнований. Разрешается
перераспределение средств |
Контроль за исполнением бюджета | |
Преобладает
внешний контроль, осуществляемый вышестоящими
или специализированными Основное внимание уделяется контролю за исполнением расходных статей бюджета. |
Нижние уровни
управления наделяются большей ответственностью
за принятие решений. Ведется мониторинг
деятельности и последующий внешний финансовый
аудит.
Контролируется не столько само расходование бюджетных средств, сколько достижение поставленных целей и задач. |
Организационная структура | |
Организационная
структура государственного учреждения,
как правило, формируется по функциональному
принципу. Организационное деление
учреждения на отделы и подразделения
основано, скорее, на том, какие функции
они исполняют, чем на конченых
результатах и продуктах их деятельности.
|
При БОР организационная структура учреждений должна в большей степени ориентироваться на результаты деятельности учреждения. Оперативные подразделения и отделы внутри учреждений должны отвечать за конкретные результаты своей работы, т.е. за товары и услуги, предоставляемые данным учреждением. Затраты на вспомогательные функции (работа руководства, бухгалтерии, юридической поддержки и т.п.), как правило, распределяются между оперативными отделами и подразделениями. |
Ответственность сотрудников за эффективное использование бюджетных средств | |
Низкий уровень делегирования ответственности. Отдельные сотрудники на различных уровнях имеют мало возможностей самостоятельно делать то, что, по их мнению, может повысить эффективность расходования бюджетных средств. | Высокий уровень
децентрализации и Усиление ответственности за результативность деятельности. Основное внимание уделяется достижению конечных (социальных) результатов (outcomes). Один из способов повышения ответственности руководителей учреждений за эффективность использования полученных средств - заключение договоров, контрактов (в том числе индивидуальных) с руководством учреждений. В этих контрактах могут указываться целевые значения показателей деятельности того или иного учреждения, которых обязаны достичь их руководители при определенном уровне финансирования. Степень исполнения бюджета оценивается на основе данных мониторинга показателей результативности, заключений внешних независимых аудиторских компаний и т.д. |
До
недавнего времени самой
По
сравнению с моделью
Преимущества использования БОР для правительства:
В 1999г. по результатам проверок американской Государственной службы бухгалтерского учета и аудита (Government Accounting Office) была выявлена 61 программа, реализация которых оказалась неэффективной. Эти программы были разбиты на три группы:
В 1995 г.
Государственной службой
Источник: Quicker, better, cheaper?: managing performance in American government/ edited by Dall Forsythe. 2001. Rockefeller Institute Press, pp.119-121.
Преимущества использования БОР для учреждений:
Департамент по охране окружающей среды штата Массачусетс обратился в законодателям штата с просьбой о выделении средств для бетонирования полигонов бытовых отходов. В качестве обоснования указывался продукт – количество акров забетонированных земель. Это не убедило законодателей, и просьба была отклонена. Когда же департамент привел в качестве обоснования результат – сокращение количества загрязняющих веществ, которые могут просочиться в подземные воды и попасть в источники питьевой воды, – финансирование было получено.
Источник: Harry P.Hatry. Performance Measurement. Getting Results.1999. The Urban Institute Press.
Преимущества использования БОР для общества:
В каждой стране бюджетный процесс имеет свои особенности. В данной работе мы ограничимся анализом основных изменений, привносимых БОР в три основных этапа бюджетного процесса: подготовку проекта бюджета, исполнение бюджета, отчет об исполнении бюджета и оценку результатов.