Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:06, курс лекций
Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография, архивное право, архивоведческая терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.
- все дела объединенного фонда или каждого, входящего в объединенный фонд учреждения.
Следует помнить, что количество дел, внесенных в одну опись, не должно превышать самого большого четырехзначного числа (т.е. 9999).
Опись отражает систему организации документов фонда и закрепляет классификацию дел внутри фонда путем присвоения делу порядкового номера. В описи выделяются разделы, подразделы и более мелкие деления в соответствии со схемой классификации дел фонда.
Опись документов (основная информационная часть) состоит из описательных статей. Описательная статья описи представляет собой совокупность сведений о единице хранения и состоит из следующих элементов:
- порядкового номера;
- делопроизводственного
индекса (номера дела по
- заголовка дела и
в ряде случаев аннотации
- крайних дат документов в деле (число, месяц, год);
- количества листов в деле;
- примечаний.
Каждому из элементов статьи, выполняющему определенную функцию, соответствует своя графа в листе описи.
Графа 1 - “Порядковый номер» - отражает учетную функцию описи, закрепляет последовательность расположения дел в фонде. Присвоенный в порядке валовой нумерации номер последней статьи указывает на количество единиц хранения, включенных в опись. При изменении количественного состава дел описи делается соответствующая запись в конце описи (« Итоговые записи»).
Графа 2 - “Делопроизводственный номер» - это «родной» для дела номер, присвоенный в делопроизводстве.
Графа 3 - “Заголовок дела» - отражает информационную функцию описи, раскрывая состав и содержание документов каждого дела.
В заголовке не должно быть никаких произвольных сокращений, только общепринятые или предусмотренные в списке сокращений, составленном госархивом. Наименование учреждений, организаций и предприятий (авторов, корреспондентов) дается при первом их упоминании полностью, а в скобках - общепринятое сокращение. В эту же графу описи с новой строки после основного заголовка заносится аннотация документов. Текст аннотации располагается на расстоянии двух сантиметров от левого края графы.
Графа 4 - «Крайние даты» - раскрывает даты начала и окончания дела. Наименование месяца, как правило, пишется прописью. При обозначении даты сначала указываются число, затем месяц и год. Если крайние даты включают 1 год, то для их написания в графе отводится 3 строчки, а если крайние даты включают 2 года, то - 4 строчки.
Последняя строка даты должна совпадать с последней строкой заголовка.
Графа 5 - “Количество листов» - дает представление об объеме единиц хранения. Обычно листы нумеруются в правом верхнем углу.
Тема 6.
Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации.
Под учетом архивных документов понимается установление их количества, отражение этого количества в учетных документах архивов и архивных органов. таким образом. Учет складывается из следующих этапов:
- подсчет количества документов в архиве;
- регистрация сведений
о количестве документов во
«внутренних» учетных документа
- заполнение на их
основе документов
- составление в органах
управления архивным делом
Централизованный государственный учет документов - это система учета, основанная на сосредоточении в органах управления архивным делом сведений о количестве архивных документов.
Научный учет документов осуществляется, исходя из следующих принципов:
- централизации учета - регламентация взаимодействия федеральной архивной службы с учреждениями, создающими и хранящими документы государственной части АФ РФ, и собственниками документов негосударственной части А РФ;
- унификации учета - преемственность учета архивных документов на всех этапах работы с ними (единство учетных документов);
- динамичности учета - любое движение документов архива (поступление, выбытие, описание) должно быть своевременно отражено в учетных формах;
- полноты и достоверности государственного учета - документы, давно уничтоженные, а также, которые, якобы, поступили на комплектование, не должны числиться хранящимися.
Единицей учета Архивного фонда РФ называется единица измерения количество документов.
Единицами учета Архивного фонда РФ являются:
- архивный фонд (а также приравненная к нему архивная коллекция);
- единица хранения;
- отдельный обособленный документ.
Государственному учету подлежат следующие документы:
- государственных архивов
(федеральных, центральных,
- государственных музеев и библиотек;
- научных и научно-отраслевых архивов российской академии наук, а также других ведомств;
- структурных подразделений
организаций, хранящих
- негосударственных архивов юридических и физических лиц, отнесенных к составу Архивного фонда РФ на основе соглашения с федеральной архивной службой.
Современные правила учета базируются на Регламенте государственного учета документов Архивного фонда РФ, зарегистрированном Министерством юстиции 8 июля 1997г. Регламент установил требования о порядке и сроках представления учетных сведений учреждений системы Росархива и организаций, являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, а также негосударственных организаций, хранящих документы Архивного фонда РФ.
Под учетным документом понимается документ установленной формы, фиксирующие поступление, выбытие, количество. Состав и состояние архивных документов в единицах учета.
Все учетные документы делятся на внутренние и централизованного государственного учета и различаются по составу в негосударственных, государственных, ведомственных архивах, архивах РАН, отраслевых фондах. Органах управления архивным делом субъектов РФ и Росархиве.
Составление учетных документов в архиве.
Внутренние учетные документы.
Это документы служащие основой для всех сводных форм: если первичные формы составлены небрежно, неточны или просто утеряны за какой-то период, то никакой сводной статистики получить не удастся.
Книга поступлений предназначена для первичного учета поступающих в архив документов. С ее помощью можно узнать откуда, когда, в каком состоянии и в каком количестве получены документы для архива. Можно установить поступления в архив фондов и дел за любой период времени. Книга поступлений правильно раскрывает динамику роста архивных фондов за определенный отрезок времени.
В книгу поступлений
в хронологической
Необходимо охарактеризовать состав и состояние документов, а также годы.
Если поступила россыпь, то необходимо ее взвесить.
Состав документов указывается на основании сдаточной описи, а если ее нет, то на основании хотя бы приблизительного знакомства с документами поступления.
Список фондов представляет перечень наименований архивных фондов в порядке их номеров, которые они получают по мере поступления.
Указывается официально принятое название учреждения- фондообразователя и официально принятое сокращенное название.
Если название фондообразователя менялось, то указывается его последнее наименование. Главная цель списка фондов - закрепить за каждым фондом свой уникальный номер. Номер присваивается фонду один раз, как имя человеку, но в отличие от человеческого его нельзя изменить.
При выбытии фонда из архива «освободившийся» номер не может быть присвоен другому фонду. Так как прежний номер мог войти в научный оборот.
Лист фонда включает сведения о названии со всеми его переименованиями и номере архивного фонда, количестве, хронологических границах и составе документов фонда и наличии описей.
Лист фонда раскрывает и динамику изменений состава и состояния фонда. Это осуществляется на основе записей о поступлении и выбытии документов.
Лист фондов состоит из трех основных разделов:
1) сведения о переименовании фондообразователя;
2) сведения о местонахождении фонда и его номере;
3) сведения о движении (поступлении и выбытии) документов фонда.
Сведения о движении документов приводятся отдельно для описанных и неописанных документов ( россыпи).
При учете россыпи может быть указано количество дел, документов или листов;
- при учете описанных материалов - только количество единиц хранения.
По листу фонда присваивается номер каждой описи. Если материалы какой-либо описи выбывают из архива. То ее номер не присваивается другой описи.
Архивная опись является учетным справочником, на основе которого ведется поединичный и суммарный учет (путем сложения данных итоговых записей всех описей фонда).
Дело фонда - комплекс документов, отражающих историю архивного фонда.
В дело фонда включается историческая справка о о фондообразователе;
- схема систематизации дел фонда;
- рабочая инструкция по обработке фонда;
- акты о приеме документов;
- акты о выделении документов к уничтожению;
- акты проверки наличия и состояния документов;
- акты о неисправимом повреждении документов;
- копии характеристик фонда, составленные для путеводителя;
- справка об использовании материалов фонда и др.
Таким образом, из дела фонда можно получить следующие сведения:
- о дате создания учреждения;
- подчиненности;
- функциях;
- реорганизации;
- условиях хранения материалов;
- видах научно-технической обработки материалов.
Каждому делу фонда присваивается номер фонда и его название. Дела фондов хранятся в порядке их номеров.
Документы централизованного государственного учета.
Документы централизованного государственного учета на основе суммирования данных, извлеченных из документов внутреннего учета.
Основным документом
централизованного учета в
Паспорт государственного архива на 1 января каждого года содержит значительно большее число показателей и состоит из следующих разделов, которые показывают его состав и объем:
- архивные материалы;
- страховой фонд копий;
- научно-справочный аппарат;
- условия хранения.
Карточка фонда служит основой для создания фондового каталога субъектов Федерации и Центрального фондового каталога Федеральной архивной службы. Она содержит данные из листа фонда.
Карточки фонда составляются только в государственных архивах и архивах Российской академии наук. В архивах учреждений и архивах отраслевых фондов они не составляются.
Сведения об изменении в составе и объеме фондов составляются в государственных архивах на 1 января каждого года. Они содержат данные о поступивших и выбывших по каждому фонду архива единицах хранения документов за год и предназначены для внесения изменений в карточки фондов фондовых каталогов субъектов Федерации и Центрального фондового каталога. Для этого они присылаются в органах управления архивным делом субъектов Федерации и Росархив.
В государственном архиве на основе поступивших паспортов архивов организации составляются сведения о состоянии хранения документов организации - источников комплектования на 1 декабря каждого года. Они включают данные о количестве источников комплектования:
- всего по профилю архива;
- негосударственных организаций;
- государственных организаций,
А также о наличии в архивах учреждений номенклатурных дел, инструкций по делопроизводству, помещений и штатов.
Профессиональное «заболевание» архивистов - «учетофобия»
Тема 7
Система научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда Российской Федерации.
Система научно-справочного аппарата (СНСА) к документам архива - это комплекс взаимно вязанных и взаимодополняемых архивных справочников о составе и содержании архивных документов, создаваемых на единой методической основе для поиска архивных документов и архивной информации в целях эффективного использования.
Классификация архивной документации.
Документная информация - это сведения, различные данные, содержащиеся в документах.
Архивные документы, являющиеся первоисточниками сведений о предметах объективной действительности и мыслительной деятельности человека, получили название носителей первичной документальной информации.
Различные сообщения о документах, состоящих из описаний, специальных шифров и кодов, называются информацией об информации, или вторичной документной информации.
Архивные справочники, содержащие вторичную документную информацию, и сами документы, несущие первичную документальную информацию, в совокупности составляют архивную информационную среду.
Все архивные справочники, описывающие документальную информацию, делятся на обязательные и дополнительные.
Обязательные справочники существуют во всех государственных архивах. К ним относятся архивные описи и архивные каталоги, обзоры документов и другие архивные справочники.
Дополнительные справочники создаются с учетом специфики документов архива, а также складываются исторически (поступавшие на постоянное хранение делопроизводственные карточки, карточки и перечни документов, выявленных для публикации).