Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:06, курс лекций
Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография, архивное право, архивоведческая терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.
Архивоведение.
Тема 1
Понятие архивоведения, предмет, объект, принципы, системный подход, функциональный анализ, источниковедческий анализ, информационный метод, информатика.
Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография, архивное право, архивоведческая терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.
Архивоведение-это
комплексная научная
Предметом изучения и разработки теории и методики архивоведения (ТИМА) являются следующие процессы и методы научной работы с документами:
принципы и методы отбора и организации документов, подлежащих архивному хранению;
способы хранения, обеспечивающие полную сохранность материалов;
создание системы информации о содержании документов;
организация всестороннего использования документной информации;
организация работы архивных учреждений.
К объектам ее изучения относятся:
- тестовые документы на бумажной основе;
- научно-технические и кинофотодокументы;
- звукозаписи;
- микрофильмы и другие
документы на различных
В основе принципа историзма лежит рассмотрение любого общественного явления в процессе его развития, поскольку в нем обязательно имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего
Принцип всесторонности требует изучения и оценки документов с учетом их внутренней и внешней особенности в комплексе, т.е. – многоаспектного изучения каждого документа.
Принцип комплексной оценки наиболее широко применяются в экспертизе ценности документов, при которой документы оцениваются не как единичный факт, а в комплексе с другими документами этого же архивного фонда или архивного фонда и даже с документами, хранящимися в других государственных архивах.
Принцип социально – политической нейтральности, предполагающий изучение и отбор документов, отражающих жизнь во всех ее проявлениях, независимо от политической конъюнктуры или социальных страстей.
Системный подход при исследовании объекта не исключает изучения особенностей и закономерностей отдельных его составляющих.Любой объект может быть рассмотрен с системных позиций, что зачастую бывает и необходимым, и результативным. Системный подход, базирующий на принципе комплексного изучения документов, требует рассмотрения документов как элементов той или иной системы документации. Более того, при изучении документы должны сопоставляться не только с документами того учреждения, продуктами деятельности которого они являются, но и с документами учреждений всей системы.
Суть функционального анализа заключается в том, чтобы оценивать документы, исходя из функций учреждения и самих документов. Он основан на том, что функции учреждений не равнозначны, следовательно, документы, созданные для их реализации , также несут неравнозначную информацию.
Функциональный метод в свою очередь является не только научным методом оценки и изучения документов, но и способом прогнозирования информационного состава Архивного фонда страны.
Информационный метод- так как документы содержат информацию, которая неравнозначна и способна проявляться в различных видах и формах, то необходимо учитывать ее значение и изучать явления ее повторяемости. При рассмотрении информации, заключенной в документах, встает вопрос ее диалектической взаимосвязи с содержанием документов.
Источниковедческий анализ, дает возможность изучения всех внутренних и внешних особенностей документов, т.е. его авторства, происхождения и т.д., а также языка документа, его формы, материала, на котором он изготовлен.
Информатика – изучает на основе достижений кибернетики структуру и общие свойства научной информации, закономерности создания, преобразования, передачи и использования информации в различных сферах человеческой деятельности.
Информационный подход дает возможность обработки информации с целью введения ее в механические и автоматические читающие устройства.
Нормативные акты по архивному делу.
Архивное законодательство.
Законодательство - это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающихся в издании органами власти законов и подзаконных актов.
Закон - нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом (путем референдума), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам, регулирующим наиболее важные общественные отношения.
Основные современные законодательные акты по архивному делу приходятся на период 90-х гг. 20 века.
В 1991г. Августовские Указ Президента РФ «О национализации архивов КПСС» и «О передачи в госархивы документов бывшего КГБ СССР». Указ Президента РСФСР об архивах КГБ был подписан 24 августа 1991г., Указ Президента РСФСР о партийных архивах был подписан в тот же день. Открылся доступ к ранее преимущественно закрытым архивным материалам;
перестал существовать в стране «партийный архивный фонд» в параллели с Государственным фондом страны.
12 октября 1991г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР «О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и Центре хранения современной документации (ЦХСД)». На основании этого постановления на базе привилегированного Центрального партийного архива был создан Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, который позже вместе с Центром хранения документов молодежных организаций был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории (1999), а архивные комплексы ЦК КПСС были включены во вновь созданный Центр хранения современной документации, переименованный в 1999г. в Российский государственный архив новейшей истории.
12 октября 1991г.,вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР»
Таким образом, за один год были изданы два указа и два правительственных постановления по архивному делу.
1992г. За этот год
были изданы Два постановления:
На основе первого постановления ранее секретный Центральный государственный (особый) архив СССР, хранивший трофейные документы, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны из Германии и других зарубежных стран, а также архивные документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР, был преобразован в Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК) и стал публичным.
Был также определен срок (30 лет) ограничения доступа к архивным документам или архивной информации, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также срок (75 лет) доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (за исключением самих этих граждан или их наследников). Эти же сроки и порядок доступа к архивным документам отдельных категорий более четка даны в «Основах законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах»(от 7 июля 1993г. который и сегодня является главным действующим законодательным актом). В первые четко в архивной сфере была разграничена компетенция РФ и ее субъектов. В Основах законодательства выделены три блока полномочий по вопросам архивного дела, отнесенных:
1) исключительно к ведению РФ в лице ее органов государственной власти;
2) к совместному ведению РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3) к самостоятельному решению вышеуказанными субъектами РФ.
В основах законодательства впервые в архивной сфере законодательно были определены две части Архивного фонда РФ (АФ РФ):
государственная и негосударственная.
В рамках государственной части АФ РФ выделяют четыре комплекса архивных документов, фактически, а порой и юридически обособленных по следующим хранилищам:
государственным архивам, ведомственным архивам, библиотекам и музеям, отраслевым архивным фондам.
В настоящее время существуют три формы хранения документов в государственной части АФ РФ:
- постоянно (в государственных архивах, библиотеках, музеях, а также фактически в отраслевых архивных фондах);
- депозитарных (в отраслевых архивных фондах);
- временное ( в ведомственных архивных и отраслевых фондах).
3 марта 1993 года принято постановление Президента РФ «О порядке ведомственного хранения документов и организация их в делопроизводстве». Это постановление принято в целях регулирования взаимоотношений между учреждениями Федеральной архивной службы и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организация их в делопроизводстве.
Далее были приняты такие постановления и указы Совета Министров и Правительства РФ как:
- постановление «О реализации государственной политики в архивном деле»;
- Указ Президента РФ «О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ»
( подписан 2 апреля 1997г.).
1994г.
Издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Архивном фонде РФ и Положения о Государственной архивной службе России».
1995г.
Выходит постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и регистрации архивных документов». Речь идет о том, что деятельность учреждений должна лицензироваться, т.е. о предоставлении права заниматься, допустимым, экспертизой ценности, консервацией документов, описанием документов и т.д.
1996г.
Издаются два Указа Президента РФ:
«О внесении изменений в Положение об Архивном фонде РФ» от 17 марта 1994г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 1 августа 1996г. Данным Указом переименована Государственная архивная служба РФ в Федеральную архивную службу РФ»
1998г.
Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1998г. Утверждается Положение о Федеральной архивной службы России в котором определен статус Федеральной архивной службы России (Росархива), ее права, функции, задачи, масштаб деятельности, внутренняя структура. В компетенцию Росархива входит руководство как архивной, так и делопроизводственной сферой в стране. До этого в России не существовала федеральной делопроизводственной службы.
1999г.
15 марта 1999г. принято
Постановление Правительства
Указом Президента РФ от 15 марта 2002г. №511 был введен в действие Классификатор правовых актов, по которому делопроизводства и архивного дела внесены в законодательство в область информации и информатизации.
2004г.
Принят Федеральный закон «Об архивном деле в РФ», в связи с чем утратили свою силу Основы законодательства 1999г.
(Законодательство об архивном деле предусматривает общий запрет на доступ к информации о частной жизни лица. Его личной и семейной тайны, о чем можно судить на основе ст.25 п.3 ФЗ от 22 октября 2004г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ (в ред. ФЗ от 4 декабря 2006г. № 202-ФЗ), учитывая, что ни того, ни другого определения законодательно не существует.)
Тема 2
Классификация документов и дел в архиве.
Архивные описи.
Архивная опись строится в соответствии с классификацией дел архивного фонда. Классификация дел в пределах архивного фонда, состоит из двух этапов:
1- разработка схемы классификации дел фонда;
2- распределения дел в соответствии со схемой классификации.
Разработка схемы классификации дел фондов является важным шагом для практического осуществления научной организации документов государственных архивов. Кроме того, классификационная схема - это основа структуры описи.
Схема классификации (организации)
дел архивного фонда
Прежде чем разработать схему классификации, необходимо изучить историю фондообразователя, выяснить его структуру, компетенцию, функции, вопросы и направления его деятельности. Эта работа производится с учетом основных и дополнительных признаков классификации.
К основным классификационным признакам относится:
- структурный - в соответствии со структурными подразделениями;
- функциональный, отраслевой,
тематический - с учетом функции
или отраслей деятельности
- хронологический - по датам или периода, к которым относится документы.
К дополнительным классификационным признакам относятся:
- номинальный - по видам дел, видам и разновидностям документов;
- корреспондентский -
по учреждениям и лицам, с
которыми велась переписка
- авторский - по наименованиям
учреждений или фамилиям лиц, к
- предметно-вопросный - по темам и вопросам, которые отражены в документах;
- географический - по
территориям, населенным