Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:06, курс лекций
Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография, архивное право, архивоведческая терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.
К дополнительным справочникам относятся указатели, обзоры, тематические перечни, аннотированные каталоги.
Принципы построения системы НСА.
Основными принципами построения системы НСА являются:
1) взаимосвязь и взаимодополняемо
2) неповторяемость и недублированность информации различных видов справочников;
3) преемственность НСА
ведомственных,
Первые два принципа
необходимо соблюдать для того, чтобы
сделать поиск более
Если описание и каталогизация фонда проведены в соответствии с принципом взаимосвязи и взаимодополняемости информации, исследователь, ознакомившись с описью фонда и выписав из нее номера единиц хранения по интересующей его теме, обращается затем к соответствующему разделу каталога для более углубленного поиска. В каталоге он находит не только названия единиц хранения, но и заголовки документов и более подробную информацию с указанием на листы единицы хранения, на которых эту информацию можно найти.
Третий принцип очень
важен для организации
Структура системы НСА.
Система НСА структурно
подразделяется на
Горизонтальный уровень системы основан на функциональном различии справочников. По функциям справочники системы НСА подразделяются:
- на справочники по учету;
- справочники по раскрытию содержания документов (информационно-поисковые системы).
Вертикальный уровень системы основан на иерархии классов справочников к следующим комплексам архивных документов:
- АФ РФ в целом;
- сети архивов;
- архиву;
- фонду;
- делу или отдельному документу.
В соответствии с таким делением можно назвать наиболее распространенные справочники и справочные комплексы к архивным документам.
1. АФ РФ:
Центральный фондовый каталог Росархив и разрабатываемая ранее на основе автоматизированная система НТИ;
- справочник «Государственные архивы СССР». -Ч.1-2.-М.,1989;
- справочник «Документы ГАФ СССР в библиотеках, музеях и научно-отраслевых архивах». - М.,1991;
- указатель «Личные
архивные фонды в государственн
2. Группа архивов отдельного региона:
- фондовый каталог
субъектов Российской
- путеводитель «Центральные архивы Москвы».- Вып.1-3.-М.,1999; Вып.4 -М.,2000.
3. Архив:
- путеводитель или краткий справочник;
- книга поступлений;
- список фондов;
- листы фондов;
- описи;
- каталоги;
- тематические обзоры;
- указатели;
- паспорт архива.
4. Фонд:
- лист фонда;
- опись;
- обзор фонда;
- каталоги;
- указатели.
5. Отдельное дело или отдельный документ:
- тематические путеводители;
- каталоги;
- указатели;
-обзоры фондовые и тематические;
- внутренняя опись дела;
- аннотация;
- завершительная надпись.
В практической работе все справочники в результате их классификации по уровням документов получили названия:
- межархивные (на уровне АФ РФ и его части);
- внутриархивные и межфондовые (на уровне фондов или их частей);
- внутрифондовые (на уровне фонда или его части).
Перспективы развития СНСА.
Разработка перспектив дальнейшего оптимального развития системы НСА опирается на решение следующих проблем.
1. Оптиминизация системы
НСА АФ РФ в целом как
подсистемы в общегосударственн
2. Оптиминизация отдельных подсистем и элементов системы НСА АФ РФ на различных уровнях организации документов: архив - фонд - дело - документ - это уровни «входа» в систему НСА; а также оптимизация НСА каждого архива.
3. Всестороннее обеспечение
преемственности НСА
4. Дальнейшее совершенствование методики создания отдельных типов справочников с учетом их взаимодействия и взаимодополняемости в системе НСА архива.
Система НСА должна строится на основе единства методов учета и описания документов и на едином нормативно- методическом обеспечении, что определяют следующие требования, предъявляемые к ней:
1) удовлетворять все
потребности общества в
2) ориентироваться в основном на тематический поиск информации;
3) быть универсальной,
т.е. охватывать всю
4) иметь единую методику
составления всех типов и
5) отличаться взаимосвязью, взаимодополняемостью справочников
6) развивать с учетом
дальнейших перспектив
Исходя из этих требований. Основу системы НСА должно составлять «двойное единство»:
- единство организации
документов, которое достигается
единством научно-методических
- единство описания документов, которое достигается единством методики составления справочников.
В зависимости от информативности архивные фонды подразделяются на три категории. Под категориями архивного фонда при этом понимают различную степень информативности материалов этого фонда. Так, к значимым, многоаспектным по содержании большим фондам, к которым часто обращаются исследователи, создаются сложные, высококачественные виды архивных справочников, отличающиеся глубиной и детализацией сведений о содержании документов. Такие справочники создаются к фондам 1 категории.
Более упрощенный НСА создается к фондам 2 и 3 категорий.
Тема 8.
Каталогизация архивных документов.
Архивный каталог - межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам (тема, отраслям), расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документов информации. Это дает исследователю широкое возможности для поиска информации.
В отличие от архивной описи каталог:
во -первых, как правило, охватывает подавляющее большинство фондов архива, потому что его структура не зависит от системы хранения документов, а отражает классификацию документной информации по темам, отраслям и т.д., опись же составляется на документах одного архивного фонда или его части;
во-вторых, гораздо подробнее описи, так как может содержать информацию не только одной единицы хранения. Но и части документа, одного документа, группы документов, группы единиц хранения;
в-третьих, в отличие от описи не является учетным справочником, т.е. он не служит для подсчета количества единиц хранения и документов; единичная его функция - информационный поиск;
в-четвертых, если каждая опись строится на основе собственной схемы систематизации материалов данного фонда, то каталожные карточки всех фондов архива упорядочиваются в соответствии с единой схемой, основы построения которой являются общими для всех архивов.
В делопроизводстве важно уметь быстро найти ту или иную документальную информацию. С этой целью ведутся регистрационные и учетно-регистрационные карточки документов, карточки писем и заявлений граждан и др. При этом необходимо помнить, что эти карточки имеют не только сиюминутное значение: в дальнейшем вместе с документами они должны будут поступить в ведомственный архив, архив учреждения, где вольются в каталог учреждения.
Особое значение имеют карточки по личному составу, которые в ведомственных, объединенных ведомственных и межведомственных архивах помогают архивистам своевременно исполнять социально-правовые запросы граждан.
В архиве учреждения путь делопроизводственных картотек не завершается. В идеале они должны поступать вместе с документами постоянного хранения в государственный архив. Картотеки по истории государственных учреждений активно используются информационно-справочными службами государственных архивов для ответов на запросы граждан. Роме того, «особо выдающиеся» делопроизводственные карточки столетиями служат исследователям (например, картотека Департамента полиции в ГАРФ или картотека Сената в РГИА).
В государственном архиве необходимо создать стройную систему каталогов архива, а также в совершенстве овладеть методами поиска информации с помощью архивного каталога.
Совокупность различных каталогов составляет систему каталогов архива.
Сам процесс подготовки, составления и ведения архивных каталогов называется каталогизацией архивных документов. который складывается из следующих видов работы:
- определение вида каталога;
- разработка схемы классификации документной информации в каталоге;
- выявление и отбор документной информации для каталогизации;
- описание документной информации на каталожных карточках;
- индексирование каталожных карточек;
- систематизация карточек и ведение каталога.
Определение вида каталога.
Определение вида каталога, создание которого предполагается, завести от состава и содержания документов, а также от наличия других видов каталогов.
При определении состава
каталогов конкретного
- ранг и профиль архива;
- структура, состав и содержание фондов архива;
- степень разработанности фондов;
- интенсивность и задачи использования документов;
- наличие и качественный уровень других типов архивных справочников;
- материально-технические возможности архива.
В зависимости от выбранной структуры каталоги бывают двух типов:
- логической структуры и алфавитной структуры.
Если информация располагается от общего к частному, т.е.сверху вниз (метод дедукции), получают логическую структуру построения каталогов.
Если информация располагается от частного к общему, т.е. снизу вверх (метод индукции), получают алфавитную (формальную) структуру.
В свою очередь каталоги
логической структуры по видам подразделяются
на систематические, тематические и их разновидности
(каталог по истории учреждений и каталог
по истории административно-
Для архивов федерального и регионального уровня основу системы каталогов составляют систематический и именной каталоги.
Документная информация в систематическом каталоге классифицируется по отраслям знаний и практической деятельности общества и располагается в логической последовательности. К систематическому каталогу или его подразделам могут быть составлены предметный, географический и именной указатели (при отсутствии соответствующих каталогов).
В тематическом каталоге документная информация по теме сгруппирована внутри по подтемам, рубрикам и подрубщикам, расположенным в логической последовательности.
Условиями самостоятельного существования тематического каталога в архиве, где ведется систематический каталог, является группировка информации по признаку. Отсутствующему в систематическом каталоге.
В каталоге по истории учреждений документная информация классифицируется по отраслям, затем - по подведомственности, а далее - по типам учреждений (банки, заводы, общества, товарищества, управления) в алфавитном порядке, внутри - по алфавиту их наименований.
В каталоге по истории административно-
Если надо описать документы с точки зрения их создания, то составляют хронологический каталог. В этом каталоге сведения о документах группируются по периодам времени, векам, годам, месяцам, числам.
Хронологический каталог создается, как правило, там, где хранятся древние рукописи. Описание рукописей в таком каталоге дается по времени их создания или по времени освещаемых событий.
В именном каталоге информация классифицируется по алфавиту фамилии лиц, упоминаемых в документах или являющихся их авторами. Дальнейшая систематизация осуществляется в хронологической или другой последовательности.