Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:06, курс лекций
Архивоведение – это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах». Ее составными компонентами являются следующие дисциплины: теория и методика архивоведения, история и организация архивного дела, археография, архивное право, архивоведческая терминоведение, архивный менеджмент, архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.
- хронологический - по датам документов.
При разработке схемы классификации следует запомнить, что:
- необходимо использовать только основные признаки;
- из всей совокупности
основных признаков берут
- одним из двух выбранных признаков, как правило, должен быть хронологический;
- выбранные признаки в схеме классификации могут меняться местами.
Для фондов учреждений, имеющих четкую структуру, сочетание таких признаков, как структурный и хронологический, образуют два варианта схемы классификации:
- хронологически-структурный
или структурно-
Для фондов учреждений с часто изменяющейся или сложной структурой, а также при ее отсутствии, необходимо отразить в схеме отрасли деятельности фондообразователя. В таких случаях обычно применяется хронологически-отраслевая схема. При этом дела сначала группируют по годам, а внутри хронологических групп - по отраслям деятельности учреждения-фондообразователя. При классификации по отрасле-хронологической схеме дела группируются сначала по отраслям, а внутри отраслевых групп - по хронологии.
Для фондов бесструктурных фондообразователей при небольшом объеме дел можно применять номинально-хронологическую или хронологически-номинальную схему систематизации.
Для небольших фондов, имеющих свою специфику, а также для коллекции применяются тематически-хронологическая или хронологически-тематическая схемы.
Для объединенного архивного фонда при классификации дел сначала производится группировка дел по фондам, входящим в объединенный архивный фонд.
Для фондов личного происхождения схемы классификации документов определяются составом фондообразователей (отдельное лицо, семья, род), характером их деятельности, составом и объемом документов фонда. Так, для деятелей культуры в РГАЛИ разработали типовую схему классификации документов фондов личного происхождения:
1) рукописи фондообразователя;
2) записные книжки фондообразователя;
3) письма фондообразователя;
4) дарственные надписи разным лицам;
5) письма фондообразователя;
6) дарственные надписи разных лиц фондообразователю;
7) материалы к биографии фондообразователя;
8) материалы имущественно-
9) материалы, собранные фондообразователем для своих работ и по интересующим его темам;
10) материалы о фондообразователе;
11) изобразительные материалы;
12) материалы членов семьи фондообразователя;
13) материалы разных лиц, отложившиеся в фонде;
14) коллекции.
Для документов представителей науки, управления, производства и других возможна аналогичная классификация дел в пределах личного фонда. В схеме классификации для других фондов могут отсутствовать какие - либо из перечисленных разделов, но возможно наличие других, непредусмотренных этой примерной схемой разделов, отражающих специфику документов и деятельность самого фондообразователя.
Сложность классификации в пределах самой мелкой группы дел заключается в том, что приходится одновременно учитывать все признаки и располагать дела в системном порядке с учетом значимости авторов, корреспондентов, содержания, делопроизводственных форм.
Для дальнейшей классификации используются графическая или текстовые классификационные схемы.
В графической схеме изображаются графически (кружочками, ромбиками, квадратами и др.) и текстуально поясняются все признаки группировки документов, начиная от высших групп, созданных на основании ведущих классификационных признаков, и кончая самыми низшими группами, созданными с учетом всех, в том числе и второстепенных признаков классификации. Здесь же в схеме указываются и порядок расположения дел в пределах самых мелких групп. Графические схемы классификации документов встречаются крайне редко.
Наибольшее распространение в отечественных архивах получили текстовые классификационные схемы. В текстовой схеме классификации документов архивного фонда последовательно перечисляются все разделы, подразделы и более мелкие деления в которых должны быть сгруппированы дела фонда. Порядок расположения дел в пределах самых низших делений означается перечислением заголовков дел.
Распределение дел в соответствии со схемой классификации может проводится двумя способами:
1 - непосредственной группировки и расположения дел в соответствии со схемой классификации или
2 - карточным способом.
При непосредственной группировке дела физически группируются по разделам и другим более мелким делением в схеме и последовательно располагаются с учетом указанного в схеме порядка.
При карточном способе группируются не сами дела, а карточки с описанными на них делами. Карточки для описания располагаются в предусмотренной схемой классификации последовательности и нумеруются в порядке валовой нумерации. После этого проводится уже окончательная группировка дел фонда.
Карточный способ классификации документов наиболее удобен в тех случаях, когда архивный фонд велик по объему и сложен по составу. Кроме того, этот способ обеспечивает большую сохранность документов, так как не требует многократного перемещения единиц хранения по группам, подгруппам, а также экономит рабочее время.
Тема 3
Описание документов и дел в архивах учреждения и государственных архивах.
Описание документов и дел в архивах учреждения и государственных архивах.
Для того чтобы первичную информацию можно было легко и быстро отыскать в архиве, она подвергается аналитико-синтетической обработке, т.е. сжатию, свертыванию, обобщению, в результате чего появляется вторичная документальная информация архивов - описание.
Описание - это раскрытие состава и содержания документов каждого дела для обеспечения быстрого поиска и использования документов.
Описание дел заключается в выявлении информационных характеристик и в письменном обозначении этих характеристик на обложке дел или карточках.
Описание начинается в делопроизводстве учреждений и производится непосредственно на обложках дел в начале делопроизводственного года. Оно представляет собой прогностический список тех документов, которые будут сформированы в дела.
В архивах учреждения и государственных архивах описание производится, если поступили дела, описанные неудовлетворительно или совсем не описанные.
При обработке значительного комплекса документов описание в архивах производится на карточках, что помогает не только оперативно исправить неточности, но и облегчает в дальнейшем классификацию дел архивного фонда.
На обложках и карточках указываются одинаковые и в единой последовательности информационные характеристики документов и дел.
Информационные характеристики документов и дел.
Информационными характеристиками каждого дела являются:
- название учреждений с указанием вышестоящего ведомства;
- название структурной части (функции, отрасли);
- индекс дела по номенклатуре;
- заголовок дела;
- аннотация;
- крайние даты документов дела;
- количество листов;
- архивный шифр.
Название учреждения является в то же время и названием фонда. Дается полное наименование учреждения с указанием ведомства, в систему которого оно входит. Обычно, если есть официально принятое сокращенное наименование, оно дается в скобках после полного наименования учреждения.
Если наименование учреждения менялось или дело из одного учреждения передавалось в другое, то на обложке указывается последнее наименование.
Название структурной части помогает быстро и правильно провести классификацию дел внутри архивного фонда.
Если учреждение не имело структуры, то указываются функции или отрасли деятельности этого учреждения, например «руководство» и т.д.
Индекс дела по номенклатуре облегчает систематизацию дел внутри архивного фонда, показывает степень сохранности и полноты материала.
Заголовок дела является важнейшей характеристикой описания дела, которая раскрывает состав и содержание его документов.
Аннотация документов - это краткое изложение содержания документа, а также краткая характеристика наиболее ценных документов, содержание и особенности которых не охватываются заголовками дела.
Крайние даты определяются по датам заведения и окончания дела в делопроизводстве. Следует учитывать, что дела могут начинаться или заканчиваться документами входящими, исходящими или внутренними. На каждом документе, как правило, бывает несколько дат:
- составления, подписание,
исходящей или входящий
В качестве крайних дат документов входящих приняты даты входящей регистрации, для исходящих и внутренних - дата составления или подписания документов.
Особое внимание следует обратить на датировку декретов и законов, планов и отчетов, книг и копий документов.
Для декретов, законов, указов, постановлений, приказов крайними датами являются даты подписание или утверждения. Если они не датированы, то дата определяется моментом опубликования или вступления документа в силу.
Для планов, отчетов, смет крайними датами являются даты, на которые или за которые они составлены, а не даты составления или подписания. Такие даты достаточно указать только в заголовке, не указывая крайних дат.
Для книг (кассовых, учета, регистрации) крайние даты определяются первой и последней записями.
Для копий документов крайними датами являются даты их изготовления, а не даты оригинала.
На практике встречаются случаи, когда дело было начато в одном учреждении, а затем передано в другое. Особенно это типично для судебных дел. В этих случаях указывают 3 даты:
Дата заведения в первом учреждении;
Дата поступления в другое учреждение;
Дата окончания дела во втором учреждении.
Первые две даты в таких случаях обозначаются в виде дроби.
Количество листов проставляется с целью сохранности документов дела.
Архивный шифр - это условное обозначение места хранения дела: названия архива, № фонда, № описи, № дела по описи.
Из перечисленных
Заголовок должен быть кратким, точным и литературно-грамотным. Не следует механически переносить в заголовки из текстов документов архивные выражения, нельзя также модернизировать заголовок, заменяя понятия современными терминами).
Заголовки бывают трех типов: простые, обобщенные и сложные.
Простой заголовок складывается из расположенных в определенной последовательности следующих элементов: вид дела, вид или разновидность документов (вид дела: дело, материалы, переписка и др.; вид документов: протоколы, планы и др.);
Автор дает возможность уяснить смысл и степень достаточности фактов, определить сущность содержания документов);
Корреспондент (указывает на те учреждения и лица, с которыми был связан в своей деятельности фондообразователь);
Предмет или вопрос (отражает содержание документов дела, имеет большое значение и его надо четко и ясно формулировать);
Территория (указывает на территорию, о которой говорится в документах, или на территорию, на которой были созданы документы, или на территорию, с учреждениями или лицами которой переписывался фондообразователь);
время (события или составления документов);
формальные признаки (подлинность или копийность).
Рассмотренные элементы заголовка одновременно все вместе никогда не применяются. Их набор зависит от состава и содержания документов дела. Документы дела подбираются на основе признаков заведения: предметного, номинального, авторского, корреспондентского, географического, хронологического, а также формальных признаков подлинности и копийности.
Если в делопроизводстве правильно были сформулированы дела по признакам их заведения, то не представляет труда составить заголовок, с наибольшей полнотой отражающий состав и содержание документов этого дела.
Протоколы, приказы,
циркуляры и другие организационно-
Протоколы № 1-17 заседаний педагогического совета РЭТК за январь- август 2008г. Подлинники.
Приказы директора РЭТК по личному составу за 2008г.
Планы и отчеты также описываются с указанием автора, иногда содержания, и время - периода составления документа. Например:
План работы следственного отдела Пролетарского ОВД г. Ростова-на-Дону на 2008г.
Отчет о работе следственного отдела Пролетарского ОВД г. Ростова-на-Дону за 2007г.
Сведения, ведомости, сводки, справки, таблицы и другая информационно-аналитическая документация описывается с указанием в заголовке автора, содержания, территории и времени. В некоторых случаях указание автора и территории можно опустить, что зависит от состава и содержания самих документов. Например: