- на втором
этапе управление документами ведется
в строгом соответствии с законодательно-нормативными
требованиями и внутренними нормативными
документами организации. Собираются
документальные подтверждения исполнения
требований;
- на третьем
этапе анализируется эффективность системы
управления документами, выбираются меры
по корректировке и улучшению этой системы.
Результаты анализа документируются;
- на четвертом
этапе в систему вносятся намеченные на
третьем этапе улучшения и исправления
(которые также документируются). [2]
В
течение всего цикла регулярно
проводится обучение и повышение
квалификации всех сотрудников организации
по вопросам управления документами.
Такой
подход позволяет не только постоянно
повышать эффективность управления документами,
но и легко интегрировать систему управления
документами и разнообразные системы
менеджмента (качества, информационной
безопасности, окружающей среды, охраны
труда и т.д.).
- Единообразное
управление различными видами документов,
т.е. не только организационно-распорядительной
документацией, но и, например, бухгалтерскими
и налоговыми документами или документами
по качеству.
- Согласно
современным представлениям системы электронного
документооборота (СЭД), должны обеспечивать
управление не только электронными, но
и неэлектронными документами и поддерживать
ведение смешанных дел.
Рассмотрим одну
из систем электронного документооборота:
Система
"ДЕЛО" — система автоматизации
делопроизводства и электронного документооборота.
Промышленная система управления документами,
обеспечивающая поддержку полного жизненного
цикла — от разработки и согласования
проектов документов до списания их в
дело и архивного хранения. "ДЕЛО"
соответствует как российским, так и международным
стандартам делопроизводства и предоставляет
все технологии, необходимые и для автоматизации
классического делопроизводства, и для
перехода как к смешанной "бумажно-электронной"
форме, так и к полностью электронному
документообороту. Внедрение системы
"ДЕЛО" позволяет существенно повысить
уровень управляемости предприятием,
учреждением или компанией за счет организации
эффективного контроля за движением и
исполнением всех видов документов (бумажных
и электронных).
- Возможности,
открывающиеся при использовании электронных
документов, привели к изменениям в ключевых
технологиях делопроизводства. В качестве
примера можно привести функциональный
подход к составлению номенклатуры дел,
принцип «больших корзин» при экспертизе
ценности и установлении сроков хранения
документов. Все более распространенным
становится ведение различного рода досье,
в которые включаются разные виды документов,
возможно, имеющие различные собственные
сроки хранения.
- Метод «больших
корзин» предполагает разделение всех
документов организации на несколько
относительно крупных групп, в зависимости
от того, какую функцию исполняют документы,
и для каждой группы устанавливается срок
хранения.
При
проведении экспертизы ценности требуется
определить, какую функцию в деловой
деятельности организации выполняет документ
и к какой группе документации его можно
отнести, а значит, срок хранения документа
будет установлен по сроку хранения данной
группы. В этом случае нет необходимости
перечислять в номенклатуре дел все типы
документов, выполняющих одну и ту же функцию,
и все возможные заголовки. Такой метод
назначения сроков хранений намного легче
автоматизировать.
- Делопроизводство
в России в основном до сих пор имеет строго
вертикальное направление. Документы
перемещаются от работника одного подразделения
к работнику другого подразделения, как
правило, через руководителей этих подразделений,
а руководитель, например, организации,
не может непосредственно адресовать
документ исполнителю, то есть "через
голову" вышестоящих руководителей
этого работника. При бумажном документообороте
подобная схема прохождения документов
"через руководителей" позволяет
им контролировать деятельность своих
подразделений и исполнителей.
- В отечественном
документообороте существует четкое разделение
труда: руководители и исполнители работают
непосредственно с документами, а делопроизводственный
персонал отслеживает их действия с помощью
регистрационных карточек, то есть делопроизводство
отделено от работы с самими документами. [40]
Технологии
области документационного обеспечения
управления за рубежом отличаются от отечественных
технологий.
Традиции западного документооборота
также имеют более чем столетнюю
историю. Подход к управлению
характеризуется принципиально
большей децентрализацией прав
и ответственности. Это выражается
в том, что должностные лица, отвечающие
за решение тех или иных вопросов в организации,
имеют все необходимые полномочия для
работы с соответствующими документами.
Подобная децентрализация работы с документами
существенно защищает организацию документооборота.
На
Западе под документооборотом на
предприятии в настоящее время
принято понимать любую передачу
информации, значимой для предприятия.
И на том этапе, когда происходит
автоматизация, определяются виды, объем
и значимость информации, а затем процесс
ее передачи также автоматизируется и
в итоге документируется в электронном
виде.
Особенностями западной технологии процессов
делопроизводства является:
- Западные
традиции связаны с персональной ответственностью
менеджера за документ и его исполнение
(характерно, что в английском языке отсутствует
само слово "документооборот"). Предметом
регламентации в традиционных западных
системах работы с документами (так называемых
системах управления документами), является
систематизация хранения исполненных
документов (аналогично отечественному
архивному хранению). Именно исходя из
этой традиции, и сформировалась концепция
западных систем управления электронными
документами, а потому неудивительно,
что до сих пор многие из них переводятся
у нас своеобразным словосочетанием "электронный
архив";
- Высокий уровень
делегирования полномочий и, соответственно,
"горизонтального" документооборота,
например, документооборота непосредственно
между работниками различных подразделений,
минуя их руководителей;
- Отсутствие
централизованного контроля;
- Регистрация
документов производится непосредственными
исполнителями (поручитель и исполнитель
ведут собственные журналы), некоторые
виды документов вообще не регистрируются.
Не создаются специализированные подразделения,
занимающиеся делопроизводством;
- Моделирование
конкретных реальных процессов документооборота
и настройка на эти модели программных
систем. [40]
Отбор
систем документооборота производится
по принципу устойчивого положения
на рынке компаний, поставляющих как собственные
решения, так и популярные западные продукты.
Рассмотрим
некоторые из них:
АО
"Ланит"
В
основу решений "Ланита" положено
программное обеспечение двух основных
классов:
- ПО ролевых
рабочих мест на основе гибких и открытых
моделей офисной деятельности;
- ПО сетевых
корпоративных услуг.
Предлагаемый
"Ланит" программный комплекс
LanDocs выполняет следующие основные
функции:
- регистрация;
- заполнение
учетных карточек документов;
- рассылка
документов, заданий, поручений как одному
пользователю, так и по списку;
- контроль
состояния документов ("на визировании",
"на согласовании" и т. д.);
- поиск документов;
- вызов приложений
Windows для обработки электронных документов;
- контроль
версий документов с помощью контрольных
карточек;
- создание
отчетов;
- сканирование
многостраничных бумажных документов;
- списание
в архив.
Комплекс
поставляется с настроенными классификаторами,
которые можно редактировать (пользователи,
корреспонденты, тематическая структура
хранилища, способы доставки и т.д).
Административные
функции:
- настройка
на организационную иерархию предприятия;
- настройка
на структуру должностей и функции исполнителей;
- определение
прав доступа пользователей.
Кроме
того, на ролевые рабочие места
могут быть установлены дополнительные
функциональные компоненты и оборудование.
[9]
Из
всего вышеперечисленного видно, что
зарубежные страны имеют больше опыта
обращения и внедрения автоматизированных
систем управления.
Отечественная
традиция предполагает обязательную регистрацию
каждого документа уже с момента его появления
в организации, а также регламентированный
(и контролируемый) документооборот еще
до завершения исполнения документа. Технологии
же "документооборота" (workflow), встроенные
в западные системы управления документами
носят весьма общий характер и не учитывают
сложившуюся в отечественную управленческую
практику. Из этого следует, что непосредственное
использование западных готовых систем
для комплексной автоматизации российского
делопроизводства невозможно. Поэтому,
все ведущие отечественные разработчики
создают собственные системы автоматизации
делопроизводства и документооборота,
в том числе с использованием западных
технологий и программных компонентов
Российская
модель делопроизводства порождает ряд
проблем, главная из которых — противоречие
между централизованным контролем работы
с документами и, по сути, децентрализованным
процессом исполнения документов. В результате
практически невозможно централизованно
отследить движение документов в реальном
масштабе времени без применения средств
автоматизации: ведь это требует огромных
трудозатрат не только на ведение регистрационных
журналов и картотек в каждом подразделении,
но и на оперативное централизованное
сведение соответствующей информации
в единые реестры предприятия. Отсутствие
автоматизированной технологии управления
документооборотом приводит, в конечном
счете, к тому, что в произвольный момент
времени невозможно точно сказать, над
какими документами работает учреждение,
какова история и текущее состояние того
или иного вопроса, чем конкретно заняты
исполнители.
Чтобы решать эти
проблемы специалистам в области
управления документацией требуется
постоянно повышать свою квалификацию,
осваивать знания смежных дисциплин,
в первую очередь юриспруденции
и информационных технологий.
1.2. Нормативно
– методическое регулирование
делопроизводства в
России
Нормативно-методическое
регулирование ДОУ позволяет грамотно
организовать всю систему делопроизводства
в целом. Данное регулирование осуществляется
с помощью нормативно-методической базы.
Нормативно-методическая база делопроизводства
– это совокупность законов, нормативных
правовых актов и методических документов,
регламентирующих технологию создания
документов, их обработки, хранения и использования
в текущей деятельности учреждения, а
также деятельность службы делопроизводства:
ее структуру, функции, штаты, техническое
обеспечение и некоторые другие аспекты.
Законодательные
и методические документы,
регулирующие документационное
обеспечение управления
- ФЗ «Об
акционерных обществах» [37]
- определяет
порядок создания, реорганизации, ликвидации,
правовое положение акционерных обществ,
права и обязанности их акционеров, а также
обеспечивает защиту прав и интересов
акционеров.
- ФЗ
«Об электронной цифровой подписи» [35].
Закон обеспечивает правовые условия
использования электронной цифровой подписи
в электронных документах, при соблюдении
которых электронная цифровая подпись
в электронном документе признается равнозначной
собственноручной подписи в документе
на бумажном носителе.
- ФЗ «Об архивном
деле в Российской Федерации» [36].
Закон регулирует отношения в сфере организации
хранения, комплектования, учета и использования
документов Архивного фонда Российской
Федерации и других архивных документов
независимо от их форм собственности,
а также отношения в сфере управления
архивным делом в Российской Федерации
в интересах граждан, общества и государства.
- ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации» [33].
Регулируются правоотношения, связанные
с реализацией гражданином Российской
Федерации закрепленного за ним Конституцией
Российской Федерации права на обращение
в государственные органы и органы местного
самоуправления, а также устанавливается
порядок рассмотрения обращений граждан
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами.
- ФЗ
«Об информации, информационных технологиях
и о защите информации» [38].
Закон регулирует отношения, возникающие
при поиске, получении, передаче, производстве
и распространении документированной
информации, вопросы ее защиты от несанкционированного
доступа и особенности применения информационных
технологий.
- ФЗ «О персональных
данных» [39] - закон создает правовую
основу обращения с персональными данными
физических лиц в целях реализации конституционных
прав человека, в том числе права на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну.
- Закон РФ
«О государственной тайне» [8].
Закон регулирует отношения, возникающие
в связи с отнесением сведений к государственной
тайне, их засекречиванием или рассекречиванием
и защитой в интересах обеспечения безопасности
Российской Федерации
- Указ Президента
РФ «Об утверждении Перечня сведений,
отнесенных к государственной тайне»
[32] - устанавливает
перечень сведений, подлежащих защите.
- Положение
о порядке и сроках хранения документов
акционерных обществ [19]- устанавливает
порядок и сроки хранения документов акционерных
обществ, в том числе порядок уничтожения
документов с истекшими сроками хранения.
- Основные
правила работы архивов организации [15]
- являются нормативно-методическим документом,
определяющим их деятельность архива
организации и основываются на действующей
правовой базе в области информации, документационного
обеспечения управления и архивного дела,
синтезируют опыт отечественного архивного
дела, учитывают современные достижения
в применении технических средств и информационных
технологий в работе с документами.
- Положение
о Федеральном архивном агентстве [20]
- положение закрепляет
роль и функции Федерального архивного
агентства.
- Регламент
Федерального архивного агентства [24]
- устанавливает общие правила организации
деятельности Федерального архивного
агентства по реализации им полномочий
и взаимодействия с федеральными органами
исполнительной власти.
- ГОСТ Р 51141-98
«Делопроизводство и архивное дело. Термины
и определения» [3].
Стандарт устанавливает термины и определения
понятий в области делопроизводства и
архивного дела. Термины, установленные
настоящим стандартом, обязательны для
применения во всех видах документации
и литературы по делопроизводству и архивному
делу.
- ГОСТ Р 51511-2001
«Печати с воспроизведением Государственного
герба Российской Федерации. Форма, размеры
и технические требования» [4]
- устанавливает виды
документов, на которых воспроизводится
государственная печать и требования
к воспроизведению государственной песати.
- ГОСТ Р 6.30-2003
«Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов» [5].
Стандарт устанавливает: состав реквизитов
документов; требования к оформлению реквизитов
документов; требования к бланкам документов,
включая бланки документов с воспроизведением
Государственного герба Российской Федерации.
- Перечень
типовых управленческих документов, образующихся
в деятельности организаций, с указанием
сроков хранения [17]
- Перечень применяется:
при определении состава и сроков хранения
типовых архивных документов; при отборе
и передаче архивных документов на постоянное
хранение в государственные архивы.