Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Воспитатель предлагает детям обсудить разнообразные ситуации, чтобы легче было ответить на письмо Незнайки. Например, воспитатель начинает а дети продолжают:

    - Две девочки играют с куклой, сшили ей наряд. Одна девочка  захотела пришить бант, а другая  была против…

    - Два мальчика рассматривали интересную  книгу, затем одному захотелось  вернуться назад и посмотреть  понравившуюся картинку, а другой  захотел смотреть дальше…

    Дети  вместе начинают сочинять ответ на письмо Незнайки, в котором рассказывают о различных вариантах примирения и о том, как нужно предотвращать ссоры.

    Другие  варианты

    Игра  «Банк идей»

    В группе ставится коробочка или банка, в которую дети в течении длительного  времени складывают записки с  различными советами по разрешению конфликтных  ситуаций. Эти записки можно использовать на занятиях.

    Тема 6. Дразнить, обижать

    Вариант 1

    Материал. Кукла с рыжими волосами (мальчик); ширма.

    Ход занятия

    Воспитатель говорит детям, что сейчас к ним придет гость. Из – за ширмы появляется мальчик. Он говорит детям, что расстроен и обижен на ребят, которые его дразнили и не хотели с ним играть:

    Рыжий, рыжий, конопатый,

    Убил  дедушку лопатой.

    Мальчик:

    А я дедушку не бил,

    А я дедушку любил!

    Что же мне делать, если у нас в  семье все рыжие?

    Воспитатель успокаивает его и говорит, что ей, наоборот, очень нравятся рыжие волосы, так как кажутся золотыми, и это значит, что солнышко их очень любит. Воспитатель спрашивает у детей, нравятся ли им рыжие волосы.

    Вопросы к детям:

    - Дразнили ли вас когда-нибудь? Что вы в это время чувствовали? Можно ли смеяться над внешностью человека? Если нельзя, то почему?

    Мальчик успокаивается и благодарит детей  за доброту и ласковые слова. Воспитатель обращает их внимание на то, что во многих сказках рассказывается о хороших и добрых героев, которые не похожи на других, и за это их дразнят и обижают («Гадкий утенок», «Золушка»), затем напоминает пословицу: «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».

      В качестве примера детям показывается  сказка Т. Аксакова «Аленький  цветочек». Воспитатель с детьми приходят к выводу: главное в человеке не внешность, а его поступки.

    Вариант 2

    Материл. Ширма; куклы: мальчик, девочка, собака, Верзила.

    Ход занятия.

    Перед ширмой появляется воспитатель и  предлагает детям познакомиться  с Верзилой, рассказывает о том, что он добрый, любит зверей и птиц. Однако ему одиноко без друзей, потому что мальчики и девочки не хотят с ним дружить из – за его огромного роста. Некоторые даже дразнят его «верзилой». На ширме появляется кукла Верзила.

    Воспитатель: Грустный Верзила гулял по лесу, слушая пение птиц. Вдруг он услышал в кустах тоненький плач. Верзила подошел ближе и увидел собачку Тузика. Тузик был совсем еще маленький, толстенький щенок, а уши у  
него висели почти до земли.

    Верзила: Почему ты плачешь?

    Тузик: Меня все обижают! Встретил я Таню с Васей из  
соседнего подъезда. Хотел с ними поиграть, а они стали кричать на меня и дразнить.

    На  ширме появляются куклы — мальчик  и девочка.

    Таня  и Вася (кричат): Эй, ты, вислоухий! Да кто будет с тобой дружить? У тебя уши, как мешки! А длинные-то какие! Наверное, когда ты ешь, твои уши в миске полощутся! А потом с них каша капает! Фу, какой ты смешной и  
некрасивый! С тобой никто никогда играть не будет!

    Дети  убегают.

    Тузик: Мне так грустно, Верзила, я теперь все время  
плачу. Значит я не такой как все? Неужели я такой плохой  
и я всю жизнь буду один?

    Верзила: Не плачь, не плачь, дружище. И не дружи с  
грубиянами. Вот меня из-за моего роста, тоже дразнят,  
называют верзилой. Но я с такими ребятами тоже не дружу и внимание  
на них не обращаю. Давай будем с тобой играть, 
в лесу гулять, на качелях качаться. А прозвища эти  глупые и обидные 
— забудем и все!

    Воспитатель: Верзила и Тузик побежали на качели. Верзила отталкивался от земли длинными ногами, и качели взлетали высоко-высоко. А уши Тузика развивались, как флаги. Им было очень весело и оба звонко хохотали. Жаль,  
что Таня и Вася не поняли этого, а ведь они могли бы приобрести новых друзей!

    Вопросы к детям:

    - Как вы думаете, почему Верзила  и Тузик грустили? Почему дети  не хотели играть с нами? Как можно помочь тем, кто не похож на других? Дразнили ли вас когда – нибудь? Что вы при этом чувствовали?

    Затем воспитатель предлагает детям вспомнить  стихотворение С. Михалкова «Дядя  Степа», акцентируя внимание на том, что «дразнили дядю Степу за его высокий рост», но все равно все его очень люблю, так как именно огромный рост помогал дяде Степе спасать детей и животных.

    Воспитатель с детьми приходят к выводу: иногда недостатки превращаются в достоинства  и нельзя дразнить человека за его похожесть на других  - надо сначала подумать, что будет чувствовать этот человек.

    Занятия заканчивается песней В. Шаинского  «Дружба».

    Другие  варианты

    Чтение  сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

    Вопросы к детям:

    - Почему все смеялись над утенком  и дразнили его? Что при этом чувствовал утенок?

    Кукольный спектакль «Бычок и лиса»

    Лиса  дразнит пучеглазую рыбку-бычка  за недостатки ее внешности. В ответ  рыбка дразнит лису.

    Дети  обсуждают данную ситуацию и отвечают на вопросы воспитателя.

    Можно обсудить с детьми русские народные дразнилки.

    Антошка-картошка

    Соломенная  ложка,

    Сам с ноготок,

    Голова  с локоток. 

    Прокоп  – укроп,

    Медный  лоб,

    Сам с аршин,

    Голова  с кувшин.

    Федот худ,

    Голова  с пуд,

    Нос крючком,

    Хохолок торчком. 

    Едет  Ваня на быке,

    Балалаечка в руке,

    Балалаечка упала,

    Быку  ноженьку сломала.

    Сережа  оглянулся,

    Пузырьком надулся,

    А пузырек-то в лесок, Скачет, скачет по грибок.

    Тема 7. Как можно все  объяснить взрослым.

    Вариант 1

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям историю, которая  произошла с ней в детском саду, когда она была маленькой:

    «Однажды  вечером за мной в детский сад  пришла мама. По дороге домой я рассказал  ей  том, что днем дверь в группу так сильно захлопнулась от ветра, что  стекло в ней разбилось. Я стояла рядом, поэтому воспитательница рассердилась и сказала, что это сделал я. Но я этого не делала! Моя мама спросила, сказала ли я об этом воспитателю. Я ответила, что не решилась. Тогда мама сказала, что завтра я должна объяснить воспитателю, что же произошло на самом деле. Я согласилась с ней и подумала: «Я скажу Лидии Ивановне, что она несправедливо обвинила меня». На следующий день я подошла к воспитателю и очень вежливо и решительно сказала ей: «Лидия Ивановна, я не разбивала стекла. Честное слово! Дверь захлопнулась из-за сквозняка». Она посмотрела на меня и сказала: «Я очень сожалею, мне следовало выслушать тебя до того, как я тебя отругала»

    Вопросы к детям:

    - Что предложила сделать мама? Почему важно было сказать  о своей невиновности? Что чувствует  человек, если незаслуженно обвинили? А у вас были подобные ситуации?

    В зависимости от ответов детей  на воспитатель предлагает им либо проиграть, либо разобрать предложенные ситуации:

    - Воспитатель незаслуженно обвинил  тебя в том, что ты: сломал  книгу; разбил цветочный горшок  в группе; порвал книгу; разлил воду в умывальнике.

    Педагог обращает внимание детей на тон, которым  произносятся фразы, так как эмоциональная окраска речи может либо помочь разрешить, либо усугубить конфликтную ситуацию. Далее воспитатель говорит, что важно не только уметь объяснять свою невиновность, но и иметь смелость признать свою неправоту или вину. Детям предлагается проиграть данные ситуации так, как если бы ребенок был виновен и признался в своем поступке. После этого воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: для разрешения ссоры, конфликтной ситуации важно уметь объяснить, что произошло и отстоять свою невиновность или иметь смелость признать свою вину.

    Педагог просит детей вспомнить рассказанную им в начале историю и ответить на вопрос:

    - почему рассказать о случившемся маме было легко, а воспитателю – трудно?

    После этого воспитатель предлагает детям  поиграть любые перечисленные ниже ситуации:

    - попроси маму дать тебе попить; попроси помощника воспитателя  дать тебе попить; попроси воспитателя,  помочь тебе; скажи маме, что тебе не нравится какое-то блюдо, которая она приготовила; скажи повару в детском саду, что тебе не понравилось, что он приготовил;

    После этого можно провести групповое  обсуждение, в ходе которого воспитатель  задает следующие вопросы:

    - Одинаково ли ты будешь говорить с мамой и с посторонним? Почему ты будешь разговаривать по-разному? С кем тебе легче разговаривать? С кем, по-твоему, трудно разговаривать?

    Педагог с детьми приходят к выводу: для  сохранения дружеских отношений важно, отстаивая свою точку зрения, считаться с мнением других.

    Другие  варианты

    «Поручения - поощрения»

    Ребенок ставит в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом, просьбой к  разным сотрудникам дошкольного  учреждения.

    «Нарисую, что тебе разрешают и запрещают»

    Дети  рисуют на одном листе то, что им разрешается делать, другому - то, что запрещают; затем проводится беседа.

    «Письмо родителям»

    Дети  с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется.

    Тема 8. Вместе с друзьями

    Вариант 1

    Материал. Сюжетные картинки (например, на картинке изображены играющие дети, а рядом, плачущий ребенок, у которого нет игрушек); стихотворение Е. Серова «Нехорошая история».

    Тема 8. Вместе с друзьями

    Вариант 1

    Материал. Сюжетные картинки (например, на картинке изображены играющие дети, а рядом – плачущий ребенок, у которого нет игрушек); стихотворение Е. Серова «Нехорошая история».

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева