Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Вопросы к детям:

    - Что случилось с Женей? Почему дедушка не приехал, а мама заплакала? Было ли в вашей жизни похожее горе? Что вы чувствовали при этом и как перенесли горе?

    Воспитатель выслушивает ответы детей, сочувствует  им и говорит, что, хотя в нашей  жизни и бывают такие печальные моменты: умирают близкие нам люди, но мы не забываем их, помним добрые дела, которые остались после них.

    СОЦИАЛЬНЫЕ  НАВЫКИ

    В таблице 9 перечислены темы, включенные в раздел «Социальные навыки»:

3 - 4 года 4 – 5 лет 5 – 7 лет
Друзья Друзья Я считаю себя хорошим
Ссора С кем ты хочешь дружить? С кем я дружу
Как помириться Ссора Одиночество
Совместная  игра Как помириться Портрет друга
Совместное  дело Ласковые слова Ссора
  Что можно делать, а чего нельзя Дразнить, обижать
    Как можно все  объяснить взрослым
    Вместе с  друзьями
    Совместные  игры

    Данный  раздел включает две серии занятия. Первую можно назвать «Как и почему возникают конфликты». На занятиях по теме «Ссора» детям (при помощи героев кукольных спектаклей) рассказывается о конфликтах между друзьями. Например, при чтении сказки «Два жадных медвежонка» дети вначале выясняют причины ссоры медвежат, а затем, в более старшем возрасте, рассказывают похожие случаи из личного опыта.

    Дети 5 – 7 лет могут самостоятельно инсценировать  в парах или мини – группах конфликтные ситуации. Так, например, можно изготовить маски, изображающие выражение лица во время спора, а затем использовать их для инсценировок.

    На  занятии по теме «Дразнить, обижать» детей учат понимать разницу между  безобидными шутками и злыми дразнилками. Им предлагается вспомнить героев знакомых сказок, которых окружающие дразнили и обижали за их внешнюю непривлекательность (например: «Гадкий утенок», «Золушка», «Карлик - нос»), обращая внимание на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает добрая душа, и наоборот (например, Чудовище в Аленьком цветочке» - доброе, а внешне красивая Снежная королева – злая).

    Темы  «Как помириться», «Совместное дело», «Что можно делать, а чего нельзя»  направлены на формирование умения выходить из конфликтных ситуаций путем поиска компромиссного решения. Для этого же можно использовать подвижные игры, требующие координации совместных действиях. Благодаря этому дети понимают, что выиграть можно, только действуя сообща. 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 10. Младший дошкольный возраст

Тема Программное содержание
Друзья Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.
Ссора Помочь понять некоторые причины возникновения  ссоры.
Как помириться Учить простым  способам выхода из конфликтов
Совместная  игра Помочь понять, что играть вместе интересней
Совместное  дело Помочь понять, что вместе легче справиться с  любым делом
 

    Таблица 11. Средний дошкольный возраст

Тема Программное содержание
Друзья Развивать представление  о том, что такое дружба.
С кем  ты хочешь дружить? Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг
Ссора Помочь понять некоторые причины возникновения  ссоры, спора.
Как помириться Учить простым  способам выхода из конфликта
Ласковые  слова Способствовать  расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Что можно  делать, а чего нельзя Помочь понять необходимость соблюдения некоторых  форм и правил поведения.
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2. Старший дошкольный возраст

Тема Программное содержание
Я считаю себя хорошим Продолжать развивать представления о том, что такое дружба
С кем  я дружу Формировать представление  о том, что важно в дружеских  отношениях.
Одиночество Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному.
Портрет друга Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга.
Ссора Способствовать  осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения
Дразнить, обижать Развивать добрые, теплые отношения между людьми.
Как можно  все объяснить взрослым Способствовать  хорошим отношениям детей с взрослыми путем формирования умения объясниться.
Вместе  с друзьями Способствовать  формированию хороших отношений  между детьми
Совместные  игры Помочь понять, что вместе играть интереснее.

    МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Тема 1. Друзья

    Вариант 1

    Материал. Гном Весельчак; игрушку: петух, корова, кот.

    Ход занятия.

    В гости к детям «приходит» гном Весельчак и показывает им сундучок,  в котором «живут» его друзья. Воспитатель напоминает детям, что  друзья – это те, кому рад, без  кого скучаешь.

    Затем Весельчак загадывает детям загадки про своих друзей, которые живут в волшебном сундучке:

    Мордочка  усатая,

    Шубка полосатая,

    Часто умывается,

    А с водой не знается.

    После правильного ответа звенит колокольчик, открывается сундучок, и появляется игрушка – котик. Воспитатель и дети радостно приветствуют его, обнимают, хвалят. Дети  поют потешку:

    Как у нашего енота

    Шубка очень хороша,

    Как у котика усы

    Удивительно красы.

    Зубки белые, глазки смелые.

    Гном  снова загадывает загадку:

    Полем идет, травку жует,

    Мычит: «Му-Му», - кто это, не пойму?!

    После правильного ответа опять звенит колокольчик, появляется корова, дети вместе с воспитателем приветствуют ее, благодарят ее за вкусное молочко, говорят ей ласковые слова, поют потешку:

    Уж  как я свою коровушку люблю,

    Ей крапивушку и травушку нажну.

    Чтоб  сыта была коровушка моя,

    Что бы сливочек Буренушка дала.

    Гном  загадывает еще одну загадку:

    Время считает, «Ку-ка-ре-ку» распевает.

    Снова звенит колокольчик, сундучок открывается, но дети видят, что он пустой. Гном горюет, что его друг петушок пропал, рассказывает о том,  как скучает без него и вместе с детьми начинает искать петушка. Воспитатель говорит, что петушок мог обидеться, потому что ему не сказали о том, какой он красивый и просит детей сказать ему ласковые слова.

    Появляется  петушок и принимает участие  в игре «Выбери друга» Все дети встают в круг и поют: «Ты в  кругу покружись, у дружка остановись. С другом вместе обнимись». Ребенок-ведущий  ходит по кругу и останавливается  около того ребенка, которым он дружит. Друзья обнимаются.

    Воспитатель говорит, что теперь котик, корова и  петушок будут друзьями ребят, потому что им вместе весело и интересно.

    Другие  варианты

    Игра  «Выбери друга»

    Воспитатель включает музыку и предлагает детям, встав в круг, разбиться на пары для танца.

    Затем воспитатель спрашивает, почему тот  или иной ребенок выбрал другого  себе в пару, почему ему нравится его друг.

    Дети  исполняют танец «Стыдно ссориться  с друзьями» (Е. Микшанцева, «Детские забавы. – М.: Просвещение, 1991)».

    В заключение все слушают песню о  дружбе.

    Тема 2 Ссора.

    Вариант 1

    Материал. Два игрушечных ежика; яблоко; бумага, карандаши.

    Ход занятия.

    Воспитатель разыгрывает с помощью игрушек  сценка: два ежа рассматривают  яблоко:

    Паф: Пуф, посмотри, какое сладкое яблоко!

    Пуф: Это не сладкое яблоко, а кислое.

    Паф: Нет, сладкое.

    Пуф:  А я говорю кислое! Если бы оно было красное, тогда оно было бы сладкое. А оно зеленое, значит кислое.

    Паф: А разве зеленое яблоко не  может быть сладким?

    Пуф:  Нет, не может. Раз оно зеленое, значит, оно не созрело.

    Паф: Если бы оно не созрело, значит, оно было бы маленькое. А это яблоко большое, значит, оно созрело и сладкое.

    Ежата громко спорят, пыхтят, наскакивают  друг на друга.

    Пуф:  Если бы оно было сладкое, его давно бы уже кто нибудь съел. А так его никто не съел, значит, оно кислое и противное.

    Паф: Нет, яблоко сладкое, просто его еще никто не нашел.

        Пуф: Нет, кислое!

    Паф: Нет, сладкое!

    Воспитатель задает детям вопросы:

    – Что происходит с ежатами? (Спорят, ссорятся, ругаются.) Хорошо это или  плохо? Что может произойти, если спор не прекратить? Как можно помочь ежатам прекратить спор? (Дать им попробовать яблоко или самим попробовать и сказать ежатам, какое оно на вкус.)

    После беседы модно предложить детям нарисовать яблоко, из – за которого вышел спор.

    Вариант 2

    Материал. Две куклы (мальчики).

    Ход занятия.

    Воспитатель вносит двух кукол и обращает внимание детей на то, что они очень печальные  и хотят рассказать, что с ними случилось. Воспитатель читает стихотворение  от имени мальчиков:

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева