Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Никогда не ушибается,

    Ну, а если упадет

    Снова встанет и пойдет.

    Вопросы  к детям:

    - Чем вам запомнилась эта сказка? А вы ссорились когда – нибудь? А какое настроение у вас  сейчас? Возьмите друг друга за  руки. Что вы чувствуете?

    У друга мягкая и теплая ладошка,

    Погладим  друга по руке немножко,

    Нам хорошо, когда вместе, рядом,

    Не  ссориться, ни драться нам не надо.

    С. Рещикова

    Вариант 2

    Материал. Настольная ширма; куклы: Машенька, слон, крокодил, собачка, божья коровка, птичка синичка, полевой колокольчик.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям посмотреть спектакль. Слон и божья коровка весело поют и танцуют:

    Как мы весело живем,

    Дружно  песенки поем.

    Можно весело смеяться,

    Пошутить, побаловаться,

    И поспорить иногда,

    Ну  а драться – никогда!

    Воспитатель: О чем это вы поете?

    Божья коровка: О дружбе, о том, какие мы хорошие друзья!

    Слон: Вот я – большой, значит я самый большой друг. Божья коровка – маленькая, значит он самый маленький друг. А вот наша Машенька, мы ее очень любим. Пойдем, Машенька, с нами гулять!

    Воспитатель: И пошли они все вместе гулять на поляну. Слон начал хвастать.

    Слон: Я самый большой друг, потому что я большой и сильный.

    Божья коровка (тихо, еле слышно): а я?

    Слон (громко хохочет): Ты, какой же ты друг, ведь тебя почти невидно! Я дуну один раз, ты улетишь далеко – далеко, и больше не увидишь Машу.

    Воспитатель: А рыжая собака, полевой колокольчик и птичка – синичка, которых встретили друзья на лугу, промолчали. Они знали, что слон и над ними посмеется…

    Однажды Маша пошла на речку, где жил здоровый крокодил. Он так хорошо притворился бревном, что Маша села на него. Крокодил схватил Машу острыми зубами и потащил в речку.

    Маша: Помогите, спасите!

    Из-за ширмы выглядывает слон.

    Воспитатель: Как хорошо, ребята, что слон рядом оказался, он сильный и сейчас поможет Маше.

    Слон: Ну уж нет, лучше я притворюсь, что ничего не видел, вдруг крокодил меня не схватит?!

    Воспитатель:

    Ребята, что же делать? Как помочь бедной Маше? Кто же ее спасет, ведь слон убежал, а остальные друзья далеко – далеко… (ответы друзей).

    Звенит  колокольчик.

    Воспитатель: Вас услышала божья коровка и полетела звать остальных. Посмотрите, как трудно ей лететь мешает сильный ветер, она боится темной тучи. Давайте ребята подбодрим ее, что бы ей не было страшно. Что вы ей скажете? (Ответы детей.)

    Воспитатель: Божья коровка прилетела к рыжей собаке.

    Божья коровка: Нужно помочь Машеньке – ее схватил крокодил.

    Воспитатель: рыжая собака побежала выручать Машеньку из беды.

    Рыжая собака: Гав, Гав, отпусти Машеньку! Гав, гав, а то я разорву тебя на части! Отпусти сейчас же!

    Воспитатель: Ребята, помогите собаке напугать крокодила!

    Дети  кричат: «Отпусти Машу!» Крокодил пугается и ныряет в воду. Из-за ширмы выходит  слон.

    Слон: Маша, Маша! Я твой самый большой друг.

    Воспитатель берет Машу на колени, жалеете, предлагает детям ее пожалеть.

    Воспитатель: Ребята, а что бы вы не месте Маши ответили слону? Почему слона нельзя назвать другом? Как его можно назвать? Поступают ли так настоящие друзья Маши? Почему? А вы хотели бы иметь настоящий друзей, таких, как они: что бы и в беде не бросили, и в радости были рядом? У вас есть такие друзья?

    Маша: Спасибо, ребята, что помогли моим друзьям меня спасти. Теперь вы тоже мои друзья! Я буду приходить к вам в гости. Я очень рада, что у меня теперь так много друзей!

    Дети  хором поют песенку «Как мы весело живем».

    Вариант 3

    Материал: Аудиозапись песен о дружбе; рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»

    Ход занятия

    Дети  прослушивают в аудиозаписи песни  о дружбе. Затем воспитатель беседует с ним.

    Вопросы к детям:

    - О чем эти песни? Что такое дружба? Про кого вы можете сказать: «Он мой лучший друг!»

    После этого воспитатель читает детям  рассказ В.Драгунского «Он живой  и светится».

    Вопросы для обсуждения:

    - Почему мальчик решил поменять  другую игрушку на светлячка?  Есть ли у тебя друг? Расскажи о нем.

    Тема 2. С кем ты хочешь дружить?

    Вариант 1.

    Материал. Четыре картинки, например, иллюстрации  к произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: «Мальчик порвал книгу, мяч, сломал игрушку»; «Мальчик защищает малыша от драчуна»; «Девочка - грязнуля»; «Дети дружно играют».

    Ход занятия

    Воспитатель развешивает или раскладывает картинки так, что бы каждый ребенок мог  их рассмотреть.

    Вопросы к детям:

    - Что нарисовано на этих картинках?  Нравятся ли вам эти ребята  или нет? Почему?

    Затем педагог обращает внимание детей  на картинку «Девочка - грязнуля»  и  задает вопросы:

    - Почему эта девочка такая грязная?  Может ли она быть чьим-то  другом?

    Воспитатель читает стихотворение, а затем обсуждает  его с детьми:

    Посмотри  на эти лица.

    С кем ты хочешь подружиться?

    Это Лидочка – дружок,

    Это Вася огонек,

    Это Сашенька – подружка,

    Это Аня – хохотушка,

    Это Светочка – краса,

    Катя  – длинная коса,

    Сашенька  – смекалочка,

    Сережа  – выручалочка.

    Воспитатель спрашивает у детей:  "Как вы думаете, что такое «смекалочка», «выручалочка», «огонек»?

    При необходимости педагог дополняет  ответы детей и спрашивает, с кем  именно (Аней, Сашенькой, Сережей) хотел  бы дружить тот или иной ребенок  и почему.

    Тема 3. Ссора

    Вариант 1

    Материал. Куклы: гном и карлик; ширма.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям посмотреть кукольный  спектакль.

    Воспитатель (за ширмой): Весельчак выглядит сердитым. На ширме появляется гном Весельчак:

    Весельчак: Какой бессовестный, в сад залез, как будто вор!

    Все, поссорился я с кроликом,

    Говорю, вам, не шутя,

    Он  на клумбе, прямо с корнем,

    Розу  вырвал у меня.

    Воспитатель (за ширмой): Весельчак очень расстроился, ведь он со своим другом – кроликом он никогда раньше не ссорился.

    Весельчак:

    Как играть мне без него?

    Я считал его товарищем,

    Он  же струсил и сбежал,

    Друга взял и обокрал,

    Попросил  – я сам бы дал!

    На  ширме появляется кролик.

    Кролик  (радостно): Весельчак, уда ты спрятался, целый день тебя ищу?!

    Весельчак (обиженно): Ишь, смотри, какой он радостный, я обиды не прощу! (Весельчак демонстративно поворачивается к кролику спиной)

    Кролик (растеряно спрашивает у детей): Что же будет дальше, ведь друзья поссорились. Смогут ли они помириться?

    Вопросы к детям:

    - Какое настроение было у Весельчака? Что его так расстроило? А вы  могли бы обидеть своего друга, как кролик Весельчака? Как друзьям можно помириться? А вы ссорились, когда нибудь со своими друзьями?

    Воспитатель и дети приходят к выводу: много  способов примирения, главное – дорожить дружбой.

    Вариант 2.

    Материл. Кукла – мальчик Вася; иллюстрации с изображениями разных поступков детей.

    Ход занятия

    В группе появляется кукла Вася. Он горько «плачет». Воспитатель обращает внимание детей на его плохое настроение и  странный вид, спрашивает у Васи, почему он плачет. Вася «объясняет», что он с другом играл в песочнице – строил дом из песка. Когда дом был готов, друг его сломал, да еще и дразниться стал.

    Воспитатель успокаивает Васю и предлагает детям  помочь ему помириться с другом.

    Вопросы к детям:

    - Что такое друг? Если ли у  тебя друг? Расскажи о нем. Чем вы любите заниматься вместе? Как вы думаете, поступают ли настоящие друзья так, как поступил друг Вася?

    Воспитатель и дети приходят к выводу: с другом  не стоит ссориться по пустякам, нужно радоваться его успехам, помогать друг другу.

    После этого Вася показывает детям картинки. На них изображены разные поступки детей. Воспитатель предлагает разложить  картинки так, что бы на одной стороне лежали те, где изображены, по мнению детей, хорошие поступки, а с другой – плохие. Ребята обсуждают эти поступки и рассказывают Васе, как должны поступать настоящие друзья. Затем дети хором поют песню В. Шаинского «Дружба крепка».

    В заключение занятия в свободное  время можно предложить детям  изготовить подарки для их друзей (например, альбомчики с рисунками).

    Другие  варианты

    Просмотр  мультфильма или чтение произведения В. Сутеева «Яблоко».

    Вопросы для обсуждения:

    - Почему звери не смогли договориться между собой? Как разрешил из спор медведь? Как модно помочь зверям?

    Тема 4. Как помириться

    Вариант 1

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям, что вчера, наблюдая за игрой ребят в другой группе, видела, как две девочки ссорились  из – за куклы:

    «Одна говорит: «Я – мама и буду кормить  куклу!» Другая отвечает: «Нет, я  – мама и буду эту дочку кормить! А ты возьми другую куклу!» Одна говорит: «Нет, я хочу эту дочку. Сама бери другую». Они вырывают куклу друг у друга и в результате обе плачут».

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева