Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Вопросы к детям:

    - Почему поссорились девочки? Как  им помирится?

    Затем воспитатель рассказывает другую историю:

    «Ваня и Коля строили дом из кубиков. Сережа играл рядом. Когда строительство  было уже почти завершено, Сережа попятился и нечаянно разрушил постройку. Ваня и Коля очень рассердились и накричали на него».

    Вопросы к детям:

    - Почему мальчики накричали на Сережу? Что почувствовал Сережа? Что бы вы посоветовали? Как им помирится? Случались ли с вами подобные истории? Из – за чего вы ссорились? Как вы помирились?

    Воспитатель предлагает детям разыграть некоторые  конфликтные ситуации, рассказанные ими. При этом основное внимание должно быть направлено на то, как лучше выйти из конфликта и помириться.

    Вариант 2

    Материал. Оборудование для театра теней; костюмы к сказке «Репка»; маски для детей.

    Ход занятия

    Воспитатель устраивает теневой театр (укрепляет  экран, устанавливает освещение) и  показывает детям сценку «Упрямые козлики  » (сборник «Кукольный театр - дошкольникам», с 39 - 40).

    После спектакля воспитатель задает детям вопросы:

    - Дети, как вы думаете, почему  козлики упали с мостика? Как  они должны были поступить?

    Затем воспитатель предлагает детям инсценировать  сценку «Упрямые козлики». Дети самостоятельно распределяют роли, оформляют декорации (мост к реке) и проигрывают эту ситуацию.

    Вопросы к детям: - Что ты чувствуешь и  что ты делаешь, если видишь, как  спорят другие? Как следует себя вести в такой ситуации? Как  можно избежать ссоры? Умеешь ли ты постоять за себя?

    Воспитатель объясняет, что если все мы будем уступать друг другу, договариваться между собой, то сможем избежать конфликтов.

    Затем воспитатель показывает детям костюмы  к сказке «Репка», предлагает инсценировать  ее и говорит, что детей в группе больше, чем героев сказки, однако есть костюмы персонажей из других сказок. Таким образом, дети становятся перед выбором: либо вести дополнительные персонажи в сказку «Репка», либо кто-то должен уступить и не участвовать в инсценировке. В этой ситуации воспитатель не вмешивается, а только наблюдает, какое решение примут дети.

    Другие  варианты

    Кукольный спектакль по произведению Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».

    После просмотра спектакля воспитатель  обсуждает с детьми, как лучше  помириться котенку и щенку.

    Чтение  художественного произведения Е. Пермяка «Самое страшное»

    Вопросы для обсуждения:

    - Почему с Вовой никто не  захотел греть? Почему рассказ называется «Самое страшное»? Что бы ты посоветовал Вова? 
 

    Тема 5. Ласковые слова

    Вариант 1

    Материал. Надувной шар в форме сердца; ширма; кукла.

    Ход занятия.

    Воспитатель здоровается с детьми и просит их сказать, какими еще словами можно  приветствовать другого человека, а  затем говорит, что кроме слов приветствовать другого человека, а  затем говорит, что кроме слов приветствия существует много добрых, приятных, ласковых слов, которые называются комплиментами.

    Детям предлагается поиграть в игру: «Назови  друга ласково». Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга  и, передавая надувное сердечко, говорят  какое – нибудь ласковое слово  своему соседу. После игры все отмечают, что от добрых слов стало радостнее и веселее.

    Затем на ширме появляется кукла. Она плачет. Педагог спрашивает у детей, что  могло ее расстроить. После того, как дети выскажут, передают надувное сердечко, говорят какое нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостнее, веселей.

    Затем на ширме появляется кукла. Она плачет. Педагог спрашивает у детей, что  могло ее расстроить. После того, как дети выскажут свои предложения, воспитатель предлагает спросить об этом у куклы. Кукла объясняет: она расстроена тем, что с ее волшебного цветка падают лепесток, потому что каждый лепесток – это волшебное ласковое слово, а она все эти слова забыла.

      Воспитатель говорит кукле, что  дети знают много слов –  комплиментов, подбирает опавшие лепестки и передает их детям. Каждый ребенок, называя ласковое слово, приклеивает лепесток к цветку. Так постепенно дети собирают волшебный цветок и передают его кукле. Педагог вместе с друзьями приходят к выводу, что волшебный цветок получился потому, что они все вместе очень старались. Кукла благодарит детей за помощь и обещает всегда помнить волшебные слова – комплименты.

    В заключение педагог говорит детям:

    А теперь мы улыбаемся,

    Крепко  за руки возьмемся,

    И какие же слова,

    Говорим мы, уходя?

    (Дети  сами находят слова поощрения.)

    Вариант 2

    Материал. Аудиозапись песни В. Шаинского  «Улыбка».

    Ход занятия

    Дети  слушают в аудиозаписи песню  В. Шаинского «Улыбка». Вопросы к  детям:

    - Понравилась ли вам эта песня?  Какие чувства она у вас вызывает?

    Затем детям предлагается поиграть в игру «Дружба»: под стихотворение они  пересчитывают пальчики на каждой руке.

    Дружат  в нашей группе

    Девочки и мальчики,

    Будем мы с тобой дружить,

    Маленькие пальчики.

    Один, два, три, четыре, пять – 

    Начинай опять считать.

    Один, два, три, четыре, пять – 

    Мы  закончили считать.

    Воспитатель показывает, как вести себя при  знакомстве, активизирует в речи детей  выражения: «будем знакомы», «меня зовут…», «давайте познакомимся».

    Затем педагог предлагает каждому ребенку  взять за руку своего друга или друзей:

    Вопрос:

    - Что ты чувствуешь, когда держишь руку друга (подруги) в своей ладошке?

    Тема 6. Что можно делать, а чего нельзя

    Вариант 1

    Материал. Куклы: девочка Аленка, собака Шарик, кошка Мурка; ширма; декорации для кукольного театра: интерьер комнаты (окно, дверь, картина, диван, шкаф); реквизит, посуда, цветок в горшке, веник, нитки, конфеты; листы бумаги, сложенные пополам; фломастеры.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку сказку.

    Открывается ширма. На ширме декорации – интерьер комнаты. Появляется Аленка.

    Аленка: Мурка! Кис- кис-кис! (Появляется Мурка). А где же Шарик? Шарик! Шарик! (появляется Шарик.)

    Слушайте  меня внимательно! Вы остаетесь на целый  день один. Ведите себя хорошо. А когда  вернусь, то поиграю с вами веселую игру. Хорошо?

    Шарик: Вот здорово! Возвращайся поскорее, Аленка! (Аленка уходит.)

    Мурка:

    Вот мы и одни.

    Шарик: Можно делать, что захочешь (поет песню):

    Один  остался дома. «Ура! Ура!» - кричу.

    Я буду делать снова все то, что  я захочу.

    Обидные слова скажу и занавеску изгрызу,

    И не хочу я убирать игрушки и  кровать!

    И некому «нельзя» сказать,

    Во  что хочу, могу играть!

    Мурка: Шарик, что же ты говоришь? Пойдем лучше посмотрим в окошечко.

    Шарик: а я не хочу! (Бежит и роняет горшок с цветком).

    Мурка: Что ты натворил, Шарик?! Разбил Аленкин любимый цветок! Нужно все убрать. Разве так можно?

    Шарик: А я не хочу убирать, не хочу, не хочу!

    Мурка: Все - таки, я пойду, принесу веник (уходит).

    Шарик начинает лазить в шкафу.

    Шарик: Ой, конфеточки (начинает есть), как вкусно!

    Появляется Мурка с веником.

    Мурка: Шарик, положи на место конфеты! А то ты  их все съешь!

    Шарик (доедает): Если хочется, то можно!

    Мурка: С чем мы будем пить чай, когда Аленка вернется? Шарик, принеси воды, надо цветочек полить, а я тем временем пол подмету (уходит).

    Шарик: Не хочу, я лучше поиграю (берет нитки и запутывается в них).

      Что же ты натворил, - размотал  Аленкины нитки, весь запутался. Так нельзя! Давай я тебе помогу (распутывает). Отнеси на место!

    Шарик: А я не хочу, не хочу, не хочу!

    Мурка: Хватит бездельничать, надо помочь убрать дом.

    Появляется  Аленка. Шарик с радостью бросается  к ней.

    Шарик: Ура! Аленка вернулась! Давай скорее играть!

    Аленка: Какой беспорядок! Все валяется! Разве можно так себя вести? Надо убрать!

    Шарик: а я не хочу, не хочу, не хочу! Я хочу делать все, что мне нравится.

    Аленка: Ты меня расстроил, Шарик (уходит).

    Мурка: Ну, вот видишь, Шарик, Аленка обиделась. С кем же мы теперь будем играть?..

    Звучит  грустная музыка. Занавес закрывается.

    Вопросы к детям:

    - Понравилось ли вам поведение  щенка? Почему? Вспомните песенку  про щенка. О чем эта песенка?  Что бы вы сделали на его  месте? А у вас бывало так: вам не разрешали что-то делать, а вам очень хотелось, а вас заставляли это сделать? Или, наоборот, вам не разрешали что-то делать, а вам очень хотелось? Расскажите об этом.

    Обсудив с детьми рассказы, воспитатель предлагает поиграть в игру «Закончи фразу». Дети, встав в круг, передают друг другу  мяч, говоря при этом, чего они хотят  делать, а им не разрешают.

    Вариант 2

    Материал. Бумага; фломастеры ли цветные карандаши.

    Ход занятия

    Воспитатель читает стихотворение «Я больше не хочу!»

    Я больше не хочу! Я больше не хочу»!

    А что я не хочу, сейчас вам расскажу:

    «Руки вам не хочу подать, их буду за спиной держать»,

    Я вам «спасибо» не скажу и вам  не буду отвечать.

    Не  съем я кашу ни за что! Не буду питья  молоко!

    Я чистить зубы не хочу, на бабушку  я накричу.

    Залезу  в самую я грязь, пролью воды я  дома таз,

    Испачкаю  свое пальто, не лягу спать я ни за что,

    Залезу  в туфлях на диван, язык я покажу всем вам,

    Скажу обидные слова, вас оборвать могу всегда,

    Пускай  я делаю не так, не нравится, так  ты – «дурак»!

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева