Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Все сделаю наоборот. Все, что нельзя! Весь круглый год!
И это все, что я хочу», - я это каждому кричу
С. Рещикова
Вопросы к детям:
- Что вы любите делать? Что вам запрещают делать, а что вам хочется?
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать то, что запрещают делать.
Другие варианты
Чтение книги Г. Остера «Вредные советы»
Детям предлагается найти ошибки в предлагаемых советах, например:
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
И могучими руками
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Бейте палками лягушек –
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам –
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый –
Вас в какое – нибудь царство
Примут главным палачом.
Вопрос к детям:
- Почему эти советы называются вредными?
Чтение и беседа по книге Г. Остера «Праздник непослушания»
Игра «В стране запретов»
К детям приходит гном Весельчак и рассказывает о странном сне, в котором он попал в страну запретов.
Затем проводится беседа с детьми.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Тема 1. Я считаю себя хорошим
Вариант 1
Материал. Бумага; цветные карандаши или краски.
Ход занятия
Воспитатель знакомит детей с произведением К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», а затем рассказывает о том, что у нее много друзей, но есть самая близкая подруга, с которой они любят гулять вместе, гулять, отдыхать.
Затем воспитатель задает детям вопросы:
- Кто вам нравится и почему? Есть ли у вас друзья? За что вы любите своих друзей? Как вы думаете, за что вы нравитесь своем друзьям? Что вы делаете вместе?
После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи соседу комплимент».
В конце занятия дети рисуют тему «Мой друг».
Другие варианты
«Встречи с интересными людьми»
Кто-то из детей на правах ведущего рассказывает что-то хорошее о своем товарище.
«Ласковые имена»
Воспитатель просит детей вспомнить, какими ласковыми именами их называют родители, бабушки и дедушки, друзья и родственники.
Дети встают в круг и, передавая друг другу мяч, перечисляют свои ласкательные имена или прозвища.
Тема 2. С кем я дружу
Вариант 1
Материал. Две куклы; фотографии детей, плотная бумага; клей, кисточка; фломастеры или цветные карандаши.
Ход занятия
В гости к детям приходят две куклы. Они рассказывают о том, что недавно гуляя в парке, увидели художника и попросили его нарисовать их. Но картина получилась, и попросили его нарисовать их. Но картина получилась очень странная (показывают картину, на которой нарисованы куклы, одетые вдвоем в одно платье). Художник подписал картину так: «Вместе – тесно, а врозь – хоть плачь». Куклы предлагают свои варианты ответа.
Воспитатель т дети приходят к выводу: друзья – это те, кто всегда рядом и с кем тебе хорошо вместе.
Педагог считает стихотворение:
Хорошо, когда с тобою
Рядом друг,
Я люблю его улыбку
И тепло его рук.
Друг всегда со мной играет,
Понимает и прощает.
Без него я так скучаю!
Хорошо, когда с тобою
Рядом друг!
С. Рещикова
Куклы предлагают детям
Затем воспитатель предлагает каждому ребенку наклеить свою фотографию в центр листа, вокруг в кружках написать имена или нарисовать тех, с кем дружит, а затем соединить их со своей фотографией стрелками.
После того, как дети завершат работу, воспитатель спрашивает каждого:
- Кто это? Почему ты с ним дружишь? А почему он с тобой дружит? Что чувствует человек, если с ним никто не дружит?
В заключение писатель и дети приходят к выводу: «Хорошо, когда рядом есть друзья!»
Другие варианты
Игра «Приглашение»
Ведущий, стоя в центре круга, называет какую – либо особенность своего внешнего вида, интересов и приглашает подойти к нему тех, кто отличается такими же особенностями или интересами. Например: «Я люблю играть в мяч, кто тоже?», «У меня голубые глаза, у кого тоже?»
Тема 3. Одиночество
Вариант 1
Материал. Кукла Гномик.
Ход занятия
В группе появляется грустный гномик. Воспитатель обращает понимание детей на выражение его лица (брови нахмурены, не улыбаются, глаза печальны) и просят их догадаться, почему гость такой невеселый. Выслушав ответы детей, Гномик рассказывают свою историю:
«Ребята, я грущу потому, что скучаю по своим друзьям. Совсем недавно я переехал в новый чудесный дом. Он такой красивый и уютный, а на лужайке перед ним растут огромные белоснежные цветы. Когда я вышел погулять и увидел играющих гномиков, то очень обрадовался, однако на меня никто не обратил внимание (вздыхает). Мне так одиноко. А ведь я привык, что мо мной всегда были мои верные друзья, что они делили со мной и радость и горе. Я же теперь даже позвонить не могу, пригласить их в гости, потому что у меня нет телефона. Но я уверен, что мои друзья обязательно пришли бы ко мне на помощь в трудную минуту (прикрывает глаза и глядит мечтательно). Мы бы погоняли мяч на лесной лужайке, а потом пили ароматный чай с земляничным вареньем».
Некоторое время гномик сидел неподвижно, потом начинает плакать: «Никто меня не любит!» Воспитатель успокаивает гнома и предлагает ребятам придумать что – нибудь, что могло бы ему помочь (написать письмо старым друзьям, пригласить новых соседей в гости и подружиться с ними и т.д.)
Тема 4. Портрет друга.
Вариант 1
Материал. Аудиозапись песни В. Шаинского «Дружба крепкая», рамки разных размеров и форм; цветная и белая бумага разной фактуры; лоскуты ткани, нитки, ленточки, пуговицы, различные по цвету и фактуре; краски, фломастеры, кисти, ножницы, клей.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям о том, что накануне вечером ей вдруг стало грустно. Тогда она начала перебирать фотографии своих друзей, вспомнила их, и ей стало не так одиноко.
Вопросы к детям:
- Бывает ли вам одиноко, скучно? Хотелось бы вам, что бы ваш друг был рядом? Возможно ли это? Что делать, если друга нет рядом? Как можно сделать портрет своего друга?
Воспитатель обращает внимание детей на материал, приготовленный на столах и предлагает самостоятельно выбрать то, что понадобится для работы, помогая вопросами:
- С чего ты начинаешь работу? Что ты будешь делать дальше? Из чего можно сделать глаза, рот, нос?
Когда дети приготовятся к работе, воспитатель предлагает им закрыть глаза и представить своего друга: какие у него волосы, прическа (аккуратно подстрижен, длинные вихры, непослушные кудряшки, торчащие косички, задорные хвостики, длинная ровная челка); какие уши (маленькие, большие, оттопыренные или прижатые); какие глаза по форме и цвету; какой нос («пуговка», прямой, курносый); какой рот (с опущенными уголками, полные или тонкие губы); есть ли у друга какие – то другие внешние особенности (длинные ресницы, родинки, веснушки); какое у него обычно выражение лица (веселое, грустное, спокойное или сердитое).
Во время работы воспитатель спрашивает детей:
- Кого ты изображаешь? Почему что твой друг? Что тебе в нем нравится? Что ты сделаешь с этим портретом? Куда его повесишь?
В конце занятия в группе устраивается выставка портретов друзей.
Вопросы к детям:
-
Сумел ли ты передать в
Воспитатель обобщает ответы детей, подводя к мысли о том, что все мы разные, каждый имеет свои особенности.
В заключении дети хором поют песню «Дружба крепкая»:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг!
Тема 5 Ссора
Вариант 1
Материал. Персонажи кукольного театра – лиса и журавль; декорации к спектаклю «Лиса и журавль».
Вопросы к детям:
- Почему лиса и журавль не смогли подружиться? Что послужило причиной ссоры? Чью сторону ты принимаешь? Как можно помирить лису и журавля? Соритесь ли вы и почему?
Дети выясняют причину и предлагают способы разрешения конфликта.
В
конце занятия воспитатель
Вариант 2
Материал. Рассказ К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Ход занятия
Воспитатель читает детям письмо от Незнайки, в котором он описывает следующую историю (рассказ К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»):
«Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно».
Прочитав историю, воспитатель говорит, что Незнайка просит детей ответить на вопросы:
-
Почему брат с сестрой в
ссоре? Как помочь им