Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография
Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
Что же вы не поделили?
- Я забыл…
- И я забыл…
Что ж не будете ругаться?
- Ни за что!
- И никогда!
Остается вам обняться!
- Здорово!
- Согласен я!
Т. Козлова
Вопросы к детям:
- Как поссорились мальчики? Как они помирились? Как вы миритесь со своими друзьями?
Затем куклы прощаются с детьми и обещают, что больше не будут ссориться.
Другие варианты:
Беседа о сказке «Два жадных медвежонка»
Воспитатель читает детям сказку или показывает кукольный спектакль «Два жадных медвежонка». Затем проводится беседа причинах и последствиях спора между медвежатами.
Вопросы к детям:
- Почему медвежата никак не могли разделить сыр? Что они должны были сделать, что бы помириться?
Чтение стихотворения «Подружки»
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецов
Вопросы к детям:
-
Почему девочки поссорились?
Тема 3. Как помириться?
Вариант 1
Материал. Сказка «Крылатый, Мохнатый и Масляный».
Ход занятия
Воспитатель читает детям сказку «Крылатый, Мохнатый и Масляный» (в сокращенном варианте):
«Жили-были Крылатый Воробей, Мохнатая Мышка да Масляный Блинчик. Жили они поживали, другу друга не обижали. Каждый свою работу делал и другому помогал.
Воробей еду из леса приносил — зерна, грибы, ягоды. Мышка дрова рубила, печку топила, а Блинчик — щи да кашу варил. Хорошо жили, дружно. Бывало, Воробей с охоты придет, на лавку сядет, отдыхает, Мышка на стол накрывает, ложки крашеные считает, а Блинчик у печи щи варит, кашу пробует. Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался Воробей: "я целый день по лесу летаю, до поздней ночи работаю, а Мышь с Блинчиком на печи лежат, только к обеду за работу принимаются. Не бывать больше этому, завтра же работу поменяем!» Сказано — сделано. На другой день утром Блинчик пошел на охоту, Воробей — дрова рубить, а Мышка - обед варить. Встретилась блинчику по дороге Лиса, почуяла она запах масляного блинчика, как прыгнет на него, как ухватит за бок. Еле-еле Блинчик вырвался, бок в зубах у Лисы оставил. Домой побежал. А дома-то что делается. Стала Мышка щи варить, и решила, как Блинчик, в горшок прыгнуть, что бы щи жирнее стали, да и обварилась. А Воробей стал дрова на мелкие щепки ломать, да и клюв на сторону своротил.
Сидят они, слезы льют, а как увидели, что у Блинчика бок съеден, еще пуще заплакали. Тут Блинчик говорит: «Так всегда бывает, когда друзья ссорятся, друг друга не понимают». Тут Воробью стало стыдно, и он попросил прощения. С тех пор они стали жить поживать по – старому – дружно, да счастливо».
Вопросы к детям:
-
Кто затеял ссору? Что
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в музыкальную игру «Выбери друга».
Дети делятся на пары, становится лицом друг к другу и под веселую музыку двигаться по кругу.
Другие варианты
Чтение сказки «Невоспитанный мышонок»
Вопросы к детям:
-
Почему дети рассердились на
мышонка? Какое настроение
Воспитатель предлагает детям инсценировать эту сказку.
Чтение и беседа по сказке «Тыквенное»
Вопросы для обсуждения:
- Почему Тыквенок не хотел ни с кем дружить? Как друзья помирились в конце сказки? Почему?
Тема 4. Совместная игра
Другие варианты
Подвижные игры на сотрудничество: «Птички в домике», «Покатаемся на лошадке», «Два мяча», «Построим дорожку», «Дружно прыгнем».
Во всех играх дети действуют парами, помогая друг другу. При несогласованности их действий воспитатель объясняет, что в эти интересные игры по одиночке играть невозможно.
Подвижная игра «Пузырьки»
Дети делятся на группы по 3 – 4 человека, взявшись за руки, образуют круги – «пузырьки» и передвигаются по комнате или бассейне так, что бы не столкнуться с другими «пузырьками».
Сюжетно – ролевые игры: «Полечи мишку», «Угостим куклу», «Едем на машине».
Воспитатель вместе с детьми участвует в игре, направляя и поощряя их совместную деятельность.
Тема 5. Совместное дело.
Вариант 1
Материал. Коробка с елочными игрушками – самоделками, рассматривает их с детьми, обращая внимание на испорченную цепочку из цветной бумаги, огорчается. Затем педагог просит детей сделать новую цепочку и украсить ею комнату и предлагает им сесть за стол (или сдвинутые столы), кто с кем хочет.
В процессе совместной работы воспитатель напоминает детям о последовательности выполнения задания, показывает, как склеивать кольца, что бы цепочка получилась прочной и длиной, обращает внимание детей на то, что в одиночку с этой работой не справится, а все вместе они смогли сделать цепочку очень быстро.
После того, как гирлянда сделана, воспитатель благодарит детей за помощь.
Вариант 2
Материал. Акварельные краски; лист бумаги большого формата.
Ход занятия
На листе бумаги нарисован оранжевый круг – «солнышко». Каждый ребенок помещает рядом отпечаток своей ладони так, что бы у «солнышка» получились лучи. Затем можно дорисовать ему глаза, улыбающийся рот, на ладошках-лучах написать имена детей и повесить готовое панно в группе или раздевалке, что бы родители тоже могли увидеть работу детей.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Тема 1. Друзья
Вариант 1
Материал. Персонажи для кукольного спектакля: ежик, заяц, белка, бабочка, лиса.
Ход занятия.
Воспитатель читает стихотворение:
Очень жить на свете туго
Без подруги и без друга.
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
Затем воспитатель спрашивает у каждого ребенка, кто его лучший друг и почему им хорошо вместе. Все приходят к выводу: друг – это тот, с кем тебе интересно, кто всегда поможет в беде, с кем у тебя много общего.
Педагог предлагает детям посмотреть кукольный спектакль «Лучшие друзья».
Заяц (поет и веселится): Я самый сильный, смелый, ловкий, никто в лесу мне не нужен, я никого не боюсь!
Появляется белка:
Белка: Здравствуй, зайчик! Я слышала, что ты смелый, ловкий, никого не боишься. Давай с тобой дружить, ты будешь защищать меня. Согласен?
Заяц: Что? С тобой дружить? Я – заяц, который гуляет сам по себе, и никто мне не нужен, а ты, белка, уходи и держись от меня подальше. (Белка уходит). Как хорошо одному, хочешь – играй, хочешь – спи, не жизнь, а малина! Вот здорово!
Появляется ежик.
Ежик: Зайчик, здравствуй! Давай с тобой дружить, ты такой смелый!
Заяц: Ха-ха! Тоже мне друг нашелся! Да мне без тебя хорошо! Ну-ка, ежик, ни головы, ни ножек – катись отсюда, пока цел, а ко мне не приставай!
Ежик уходит.
Заяц: Вот умора! Тоже мне друг нашелся, одни колючки. Одному быть – другое дело, вот счастье – то. Посмотрите, какой я бесстрашный!
Появляется бабочка.
Бабочка: Зайчик, здравствуй! Будь моим другом! Ты быстрый, сильный, будешь защищать меня. Я давно мечтала о бесстрашном друге!
Заяц: Хо-хо! Умора! Да какой ты друг?! Я тебя на одну лапу положу, а другой прихлопну! Улетай отсюда, пока цела, а ко мне не приставай! Мне и одному хорошо, зачем мне друг?!
Бабочка улетает.
Заяц: Ну, наконец – то я остался один! Вот хорошо (уходит напевая):
Как прекрасно одному на свете жить!
Как прекрасно самого себя любить!
Как чудесно мне играть с самим собой, И совсем не нужен друг мне никакой!
Появляется лиса.
Лиса: Кажется, это голос зайца. Ишь, как поет, хвастается! Сейчас я его съем, голубчика!
Лиса прячется за елку. Появляется зайчик, лиса хватает его.
Лиса: Попался, голубчик! (Накидывает на него сеть). Посиди, покуда я вздремну, а проснусь, пообедаю на славу.
Лиса спит. Зайчик плачет.
Заяц: Что же мне делать? Совсем я один, некому мне помочь, и почему я не согласился дружить с ежиком, бабочкой, белочкой. Бедный, я бедный, съест меня лиса!
Прилетает бабочка.
Бабочка: Зайчонок в беду попал! Полечу к ежику и белочке, надо их на помощь позвать!
Появляются ежик и белка.
Все вместе: Зайчик, держись, мы выручим тебя (шумят, пугая лису).
Лиса: Ой, Охотники! Надо спасаться!
Лиса убегает, Зайчика освобождают.
Заяц: Простите меня, теперь я понял, что без настоящих друзей на свете не прожить! Звучит песенка из мультфильма «День рождения у слона»:
Никогда не стой на месте,
А шагай с друзьями вместе,
Кто в друзьях не ошибается,