Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:40, монография

Описание работы

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

    Кто кого обидел первый?

    - Он меня!

    - Нет, он меня!

    Кто кого ударил первый?

    - Он меня!

    - Нет, он меня!

    Вы  же раньше так дружили!

    - Я дружил!

    - И я дружил!

    Что же вы не поделили?

    - Я забыл…

    - И я забыл…

    Что ж не будете ругаться?

    - Ни за что!

    - И никогда!

    Остается  вам обняться!

    - Здорово!

    - Согласен я!

    Т. Козлова

    Вопросы к детям:

    - Как поссорились мальчики? Как  они помирились? Как вы миритесь  со своими друзьями?

    Затем куклы прощаются с детьми и  обещают, что больше не будут ссориться.

    Другие  варианты:

    Беседа  о сказке «Два жадных медвежонка»

    Воспитатель читает детям сказку или показывает кукольный спектакль «Два жадных медвежонка». Затем проводится беседа причинах и последствиях спора между  медвежатами.

    Вопросы к детям:

    - Почему медвежата никак не  могли разделить сыр? Что они  должны были сделать, что бы помириться?

    Чтение  стихотворения «Подружки»

    Мы  поссорились с подругой

    И уселись по углам.

    Очень скучно друг без друга!

    Помириться  нужно нам.

    Я ее не обижала,

    Только  мишку подержала,

    Только  с мишкой убежала

    И сказала: «Не отдам».

    Я пойду и помирюсь.

    Дам ей мишку, извинюсь,

    Дам ей куклу, дам трамвай

    И скажу: «Играть давай!»

    А. Кузнецов

    Вопросы к детям:

    - Почему девочки поссорились? Почему  одна из девочек решила помириться? Как она это сделала?

    Тема 3. Как помириться?

    Вариант 1

    Материал. Сказка «Крылатый, Мохнатый и Масляный».

    Ход занятия

    Воспитатель читает детям сказку «Крылатый, Мохнатый и Масляный» (в сокращенном варианте):

    «Жили-были Крылатый Воробей, Мохнатая Мышка да Масляный Блинчик. Жили они поживали, другу друга не обижали. Каждый свою работу делал и другому помогал.

    Воробей еду из леса приносил — зерна, грибы, ягоды. Мышка  дрова рубила, печку топила, а Блинчик — щи да кашу варил. Хорошо жили, дружно. Бывало, Воробей с охоты придет, на лавку сядет, отдыхает, Мышка на стол накрывает, ложки крашеные считает, а Блинчик у печи щи варит, кашу пробует. Так  они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

    Только  раз призадумался Воробей: "я целый  день по лесу летаю, до поздней ночи работаю, а Мышь с Блинчиком на печи лежат, только к обеду за работу принимаются. Не бывать больше  этому,  завтра же работу поменяем!» Сказано — сделано. На другой день утром Блинчик пошел на охоту, Воробей — дрова рубить, а Мышка - обед варить. Встретилась блинчику по дороге Лиса, почуяла она запах масляного блинчика, как прыгнет на него, как ухватит за бок. Еле-еле Блинчик вырвался, бок в зубах у Лисы оставил. Домой побежал. А дома-то что делается. Стала Мышка щи варить, и решила, как Блинчик, в горшок прыгнуть, что бы  щи жирнее стали, да и обварилась. А Воробей стал дрова на мелкие щепки ломать, да и клюв на сторону своротил.

    Сидят они, слезы льют, а как увидели, что у Блинчика бок съеден, еще  пуще заплакали. Тут Блинчик говорит: «Так всегда бывает, когда друзья ссорятся, друг друга не понимают». Тут Воробью стало стыдно, и он попросил прощения. С тех пор они стали жить поживать по – старому – дружно, да счастливо».

    Вопросы к детям:

    - Кто затеял ссору? Что получилось, когда звери поменялись работами? Как друзья помирились? А что  вы делаете, когда хотите помириться?

    Затем воспитатель предлагает детям поиграть в музыкальную игру «Выбери друга».

    Дети  делятся на пары, становится лицом  друг к другу и под веселую  музыку двигаться по кругу.

    Другие  варианты

    Чтение  сказки «Невоспитанный мышонок»

    Вопросы к детям:

    - Почему дети рассердились на  мышонка? Какое настроение было  у мышонка, когда с ним никто  не стал играть? Как мышонок  помирился со зверями?

    Воспитатель предлагает детям инсценировать  эту сказку.

    Чтение  и беседа по сказке «Тыквенное»

    Вопросы для обсуждения:

    - Почему Тыквенок не хотел ни  с кем дружить? Как друзья  помирились в конце сказки? Почему?

    Тема 4. Совместная игра

    Другие  варианты

    Подвижные игры на сотрудничество: «Птички в  домике», «Покатаемся на лошадке», «Два мяча», «Построим дорожку», «Дружно прыгнем».

    Во  всех играх дети действуют парами, помогая друг другу. При несогласованности их действий воспитатель объясняет, что в эти интересные игры по одиночке играть невозможно.

    Подвижная игра «Пузырьки»

    Дети  делятся на группы по 3 – 4  человека, взявшись за руки, образуют круги – «пузырьки» и передвигаются по комнате или бассейне так, что бы не столкнуться с другими «пузырьками».

    Сюжетно – ролевые игры: «Полечи мишку», «Угостим куклу», «Едем на машине».

    Воспитатель вместе с детьми участвует в игре, направляя и поощряя их совместную деятельность.

    Тема 5. Совместное дело.

    Вариант 1

    Материал. Коробка с елочными игрушками – самоделками, рассматривает их с детьми, обращая внимание на испорченную цепочку из цветной бумаги, огорчается. Затем педагог просит детей сделать новую цепочку и украсить ею комнату и предлагает им сесть за стол (или сдвинутые столы), кто с кем хочет.

    В процессе совместной работы воспитатель  напоминает детям о последовательности выполнения задания, показывает, как  склеивать кольца, что бы цепочка получилась прочной и длиной, обращает внимание детей на то, что в одиночку с этой работой не справится, а все вместе они смогли сделать цепочку очень быстро.

    После того, как гирлянда сделана, воспитатель  благодарит детей за помощь.

    Вариант 2

    Материал. Акварельные краски; лист бумаги большого формата.

    Ход занятия

    На  листе бумаги нарисован оранжевый  круг – «солнышко». Каждый ребенок  помещает рядом отпечаток своей  ладони так, что бы у «солнышка» получились лучи. Затем можно дорисовать ему  глаза, улыбающийся рот, на ладошках-лучах написать имена детей и повесить готовое панно в группе или раздевалке, что бы родители тоже могли увидеть работу детей.

    СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Тема 1. Друзья

    Вариант 1

    Материал. Персонажи для кукольного спектакля: ежик, заяц, белка, бабочка, лиса.

    Ход занятия.

    Воспитатель читает стихотворение:

    Очень жить на свете туго

    Без подруги и без друга.

    Без тебя и твой щенок 

    Нестерпимо  одинок.

    Затем воспитатель спрашивает у каждого  ребенка, кто его лучший друг и  почему им хорошо вместе. Все приходят к выводу: друг – это тот, с кем тебе интересно, кто всегда поможет в беде, с кем у тебя много общего.

    Педагог предлагает детям посмотреть кукольный  спектакль «Лучшие друзья».

    Заяц (поет и веселится): Я самый сильный, смелый, ловкий, никто в лесу мне не нужен, я никого не боюсь!

    Появляется  белка:

    Белка: Здравствуй, зайчик! Я слышала, что ты смелый, ловкий, никого не боишься. Давай с тобой дружить, ты будешь защищать меня. Согласен?

    Заяц: Что? С тобой дружить? Я – заяц, который гуляет сам по себе, и никто мне не нужен, а ты, белка, уходи и держись от меня подальше. (Белка уходит). Как хорошо одному, хочешь – играй, хочешь – спи, не жизнь, а малина! Вот здорово!

    Появляется  ежик.

    Ежик: Зайчик, здравствуй! Давай с тобой дружить, ты такой смелый!

    Заяц: Ха-ха! Тоже мне друг нашелся! Да мне без тебя хорошо! Ну-ка, ежик, ни головы, ни ножек – катись отсюда, пока цел, а ко мне не приставай!

    Ежик  уходит.

    Заяц: Вот умора! Тоже мне друг нашелся, одни колючки. Одному быть – другое дело, вот счастье – то. Посмотрите, какой я бесстрашный!

    Появляется  бабочка.

    Бабочка: Зайчик, здравствуй! Будь моим другом! Ты быстрый, сильный, будешь защищать меня. Я давно мечтала о бесстрашном друге!

    Заяц: Хо-хо! Умора! Да какой ты друг?! Я тебя на одну лапу положу, а другой прихлопну! Улетай отсюда, пока цела, а ко мне не приставай! Мне и одному хорошо, зачем мне друг?!

    Бабочка улетает.

    Заяц: Ну, наконец – то я остался один! Вот хорошо (уходит напевая):

    Как прекрасно одному на свете жить!

    Как прекрасно самого себя любить!

    Как чудесно мне играть с самим  собой, И совсем не нужен друг мне  никакой!

    Появляется  лиса.

    Лиса: Кажется, это голос зайца. Ишь, как поет, хвастается! Сейчас я его съем, голубчика!

    Лиса  прячется за елку. Появляется зайчик, лиса хватает его.

    Лиса: Попался, голубчик! (Накидывает на него сеть). Посиди, покуда я вздремну, а проснусь, пообедаю на славу.

    Лиса  спит. Зайчик плачет.

    Заяц: Что же мне делать? Совсем я один, некому мне помочь, и почему я не согласился дружить с ежиком, бабочкой, белочкой. Бедный, я бедный, съест меня лиса!

    Прилетает бабочка.

    Бабочка: Зайчонок в беду попал! Полечу к ежику и белочке, надо их на помощь позвать!

    Появляются  ежик и белка.

    Все вместе: Зайчик, держись, мы выручим  тебя (шумят, пугая лису).

    Лиса: Ой, Охотники! Надо спасаться!

    Лиса  убегает, Зайчика освобождают.

    Заяц: Простите меня, теперь я понял, что без настоящих друзей на свете не прожить! Звучит песенка из мультфильма «День рождения у слона»:

    Никогда не стой на месте,

    А шагай с друзьями вместе,

    Кто в друзьях не ошибается,

Информация о работе Я – Ты –Мы Программа социально – эмоционального Развития дошкольников О.Л. Князева