Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
На основе теоретического анализа психологической литературы рассмотреть подходы в изучении смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
Исследовать особенности смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса Естественно-географического факультета (группы химиков, биологов, географов).
Выполнить сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, в результате рассмотренной главы мы выясняли что, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности смысложизненных ориентаций, их осознанности, их места в структуре личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Социально-психологическая  адаптивность

    Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. 

  Понятие "адаптация", возникшее первоначально  в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук.

  Существует  множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий  смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

  а) адаптация используется для обозначения  процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

  б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;

  в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

  г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм.

  Процесс адаптации можно обозначить термином адаптивность, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса.

  В данном случае можно сказать, что  адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптивности.  

  В развитие современной теории адаптации  в физиологии, биологии и медицине внесли значительный вклад ряд отечественных  и зарубежных ученых, в том числе Г. Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, В.И. Медведев, А.Ж. Юревиц и другие.

  Наиболее  общая классификация разновидностей социально-психической адаптации личности включает: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.

  Нормальная  адаптация – это такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптивности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

  Девиантная  адаптация – девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

  Патологическая  адаптация – это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

  С понятием адаптация тесно связано  такое явление как социализация. Его можно определить как процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Именно в процессе социализации перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы.

  Одни  авторы придерживаются мнения, что адаптация является этапом социализации личности, ее частью. Другие рассматривают адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. Третьи, напротив, делают вывод, что социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Здесь стоит отметить, что в разных отношениях адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации.

  Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

  Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности.

  Основной  задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Согласно этому гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды организма, которое является необходимым условием жизнедеятельности любой биологической системы.

  Нарушение гомеостатического баланса в  системе человек-среда, может возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании потребностей и целей индивида; при значительном уменьшении физических или психических ресурсов личности.

  Собственно  процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой программы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное положение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными.

  Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции.

  Социально-психическая  дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации  к собственным потребностям и  притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации  или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения их решения.

  Социально-психологическая  составляющая процесса адаптации отражает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе учебной группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии. Психологическая составляющая отражает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание роли функций внимания, памяти, увеличение эмоционального напряжения, реализацию задатков и способностей. Деятельностная составляющая отражает приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы.

  По  мнению большинства отечественных  авторов, индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов в значительной степени определяют их адаптивность к обучению в вузе.  

    Благодаря процессу адаптации достигается  сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В  этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

    Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. 

    Важными факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность  строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. 

    В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

    Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека. 

      Адаптированность  можно определить как уровень  приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность ил неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован.

      Люди  различаются по уровню адаптивности. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные, и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

      Известно, что социально-психологическая адаптивность понимается как приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. 

      Существует  понятие школьной дезадаптации, под  которой подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о  несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным [3]. 
 
 

      В широком смысле под дезадаптацией  можно подразумевать расстройства адаптации (включающие и непатологические ее формы), в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, т.е. процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни.

          

      Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение  понятий социально-психологической  адаптации и социально-психологической дезадаптации. Если понятие социально-психологической адаптивности отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социально-психологическая адаптивность личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов, Алмазов Ю.А., как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное «несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Информация о работе Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности