Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, дипломная работа
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Введение
Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен
1.1 Содержание понятия ложь
1.2 Виды лжи
1.3 Причины лжи детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические исследования причин лжи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ отношения взрослых ко лжи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ проявления лжи детей старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен
1.1 Содержание понятия ложь
1.2 Виды лжи
1.3 Причины лжи детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические исследования причин лжи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ отношения взрослых
ко лжи детей старшего
2.2 Анализ проявления лжи детей старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил. Становясь хронической, ложь может выступать признаком большой беды, какого-то нарушения в жизни ребенка или семьи. Если не принять вовремя мер, постоянная ложь приведет к серьезным проблемам в зрелом возрасте.
Узнав, что ребенок обманул родителей, и это едва не сошло ему с рук, они сталкиваются с утратой собственной власти. Они больше не могут быть уверены в том, что знают все, что им необходимо знать.
Конечно, никто из взрослых не обладает таким знанием в отношениях с другими людьми, но ведь с собственными детьми дело обстояло именно так! Родители во что бы то ни стало должны знать, что чувствуют их дети, чего они хотят и что замышляют, пока они еще малы, поскольку их существование полностью зависит от родителей. Но ребенок растет, и родители перестают быть центром его вселенной, единственным источником информации и средством выживания. Ложь утверждает ребенка в его правах. В праве на личную жизнь. В праве бросить вызов родителям. В праве самому решать, что станет, и что не станет достоянием гласности.
В современное время, наверное, каждый человек может быть подвержен лжи и обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия "темных" дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Все это окружает нас, и казалось бы, люди должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество обманов в свою сторону.
Изучение вопроса, связанного с
выявлением и пониманием детской
лжи, обусловлено рядом
По этой и смежным с ней
проблемам, работали многие психологи,
как в отечественной (Знаков В.В.,
Дубровский Б.И., Щербатых Ю.К., Секацкий
А.К. Каптерев П.О., Преображенский С., и
др.)., так и в зарубежной психологии
(В.Штерн, Л. Мелитан, А.Адам, S. Bok, P. Ekman, Hartshorn
H., May M. и др.). Тем не менее, можно
констатировать недостаточную разработанность
методических подходов к изучению отношения
детей ко лжи, отсутствие ее общепризнанной
типологии, данных о влиянии хода
и условий социализации, индивидуально-личностных
и социально-психологических
Таким образом, научная значимость
и недостаточная
Цель настоящего исследования изучить причины лжи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - ложь как
социально психологический
Предмет исследования: причины лжи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: профилактика предупреждения лжи будет эффективнее, если выявить причины детской лжи и путем педагогического воздействия сформировать у детей потребности (желания) не обманывать.
Цель и гипотезы исследования определили следующие задачи нашей работы:
1.Проанализировать историю и
современное состояние
2. Выявить совокупности причин, влияющих на появление лжи у детей старшего дошкольного возраста
3. Систематизировать причины
4. Изучить методы предотвращения
появления лжи у детей
5. Разработать методические
Методы исследования:
1. Анализ психолого-
2. Анкетирование
3. Беседа
4. Метод игрового моделирования
Глава 1. Ложь как социально - психологический феномен
1.1 Содержание понятия ложь
"Всякий человек есть ложь",
- говорится в псалме 115 (ст. 2). По
словам Х. Вайнриха, мы могли
бы перевести это так: человек
есть существо, способное лгать.
По Виктору Знакову [17.], ложью
обычно называют умышленную
В книге И.Вагина [6.] рассматриваются
проблемы обмана и лжи. В ней говорится
о том, что человек, как правило,
лжет или для достижения собственных
целей, или для возвышения себя в
глазах окружающих, или для сокрытия
информации, которая может
Пол Экман [29.] в своей книге определяет ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды.
Отметим, что в повседневной жизни люди часто используют слова "ложь", "неправда", "обман" в качестве синонимов, однако, эти понятия с точки зрения некоторых отечественных психологов имеют различное содержание.
По Ю.И. Холодному [31.], ложь - это
сознательное искажение известной
субъекту истины: она "представляет
собой осознанный продукт речевой
деятельности, субъекта, имеющий своей
целью ввести в заблуждение" собеседника.
Ложь является неотъемлемой частью человеческого
бытия, проявляется в самых различных
ситуациях, в связи, с чем это
явление толкуется достаточно разнопланово.
Ложь у психически здорового, нормально
развитого человека, как правило,
определяется реальными мотивами и
направлена на достижение конкретных
целей. Поэтому полная искренность
становится практически невозможной
и, в случае таковой, может, по-видимому,
рассматриваться как
В отличие ото лжи, обман - это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Обман лежит в основе того, что принято называть военной хитростью, которая применяется со времен древности.
Самая традиционная тактика различения
понятий "ложь" и "обман", существующая
в научных исследованиях, это
попытка их разграничения по признаку
включенность/исключенность
А. Вежбицкая ограничивает контекст
употребления глагола "лгать" рамками
вербального сообщения. Можно согласиться
с тем фактом, что ложь - это
утверждение, умышленно искажающее
факты, но не обязательно вербальное,
можно солгать с помощью
Подобное уравнивание
Попутно возникает вопрос, какие из многочисленных видов обманных действий - с помощью жестов, поступков или посредством молчания - могут быть обозначены как ложь.
Бесспорным признается тот факт, что обман является более широкой категорией в сравнении с ложью, ибо помимо собственно говорения, произнесения неправды, т.е. речевого акта, обман подразумевает и действие, т.е. поведенческий акт.
Однако, как утверждают некоторые
исследователи, это вовсе не означает,
что "обман" является гиперонимом
по отношению ко лжи. Обман может
осуществляться без каких бы то ни
было ложных утверждений или любого
другого использования языка. Так,
существует точка зрения, что "не
все случаи обмана включают ложь. Аналогично
не всякая ложь включает в себя обман".
Поэтому, согласно этой точке зрения,
ложь и обман предстают в виде
двух пересекающихся окружностей, где
левый круг включает все случаи обмана,
правый круг включает все случаи лжи.
Область 1 представляет невербальный или
нелингвистический обман. Область 2
представляет успешную ложь (ложь, которая
действительно обманывает других) и
область 3 представляет неудачную ложь
(ложь, посредством которой не удается
обмануть других). Таким образом, при
определении
Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к обману человека затруднено или невозможно достижение желаемого результата иным путем. Главное, что роднит обман с ложью, - это сознательное стремление обманщика исказить истину.
Ложь относится к
Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека воспроизведение ее такой, какая она есть, какой она существует сама по себе, вне и независимо от сознания человека. Характеристика суждений об объективно отстраненной от человека реальности.
Правда приобретает статус истины
в межличностном
На основании этого ложь противопоставляется правде, а не истине.
Неправда - это высказывание, основанное
на искреннем заблуждении
В отношениях понятий "неискренность" и "притворство" прослеживается та же судьба, что и у лжи и обмана. Неискренность трактуется как вербальное явление, в отличие от притворства - явления, выполняемого невербальными средствами коммуникации.
Л.И. Маленкова пишет: "Концепт
неискренности необходимым
Если признать, что "быть неискренним - значит говорить ложь", то неискренние слезы, неискренняя улыбка и прочие проявления эмоций останутся за пределами исследовательского интереса. Ученые попытались ответить на вопрос, следует ли ограничивать понятие "неискренность" лишь рамками вербального измерения.
В лексикографии как
Если "притворство" авторами лексикографических
изданий действительно
Информация о работе Ложь как социально-психологический феномен