Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
На основе теоретического анализа психологической литературы рассмотреть подходы в изучении смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
Исследовать особенности смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса Естественно-географического факультета (группы химиков, биологов, географов).
Выполнить сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 287.50 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы видно, что группа «Биологи» имеет высокие значения по 5-ой шкале  «Локус контроля – жизнь» или управляемость жизнью. Это может отражать уверенность испытуемых в том, что им дано выбирать события своей жизни, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

А низкие значения по 4-ой шкале «Локус контроля – Я», могут характеризовать их как людей ожидающих поддержки в сложных ситуациях, зависимых от социального окружения. Т.е., для группы «биологов» характерно наличие целей в будущем, удовлетворенность процессом жизни,

и уверенность  в способности строить свою жизнь  в соответствии со своими представлениями  о ее смысле, но при этом зависимых  от социального окружения.

     Студенты, обучающиеся по специальности «География», также имеет низкие баллы по шкале «Локус контроля – Я», но высокие значения по 1-ой шкале «Цели в жизни» - баллы по этой шкале характеризуют наличие в жизни обследуемых более четких целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

     У  студентов специальности «Химия» высокий средний показатель по 1-ой шкале «Цели в жизни» - это может означать целеустремленность и осмысленное отношение к своему будущему.

     Таким образом, для всех трех групп студентов характерны высокие показатели по 1-ой и 5-ой шкалам методики СЖО и низкий показатель по 4-ой шкале.

     По  методике «Социально – психологическая адаптивность»

К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированный Т.В. Снегиревой (СПА) были получены следующие средние значения, представленные в таблице № 2 

Средние значения по шкалам методики СПА

Таблица № 2

Шкалы Группы
Биологи Химики Географы Общий показатель
Адаптивность 23.25 23.19 23.86 23.43
Дезадаптивность 23.45 21.95 19.9 21.74
Принятие  себя 53.7 51.76 55.76 54.75
Непринятие  себя 18.4 19.90 21.24 19.87
Принятие  других 31.05 30.48 29.8 30.95
Непринятие  других 20.7 21.48 21.9 21.37
Эмоциональный комфорт 29.95 33.62 29.57 31.06
Эмоциональный дискомфорт 22.05 22.04 23.09 22.40
Внутренний  контроль 67 63.66 65.71 65.43
Внешний контроль 26 24.66 28.19 26.29
Доминирование 13.2 12.19 13.24 12.58
Ведомость 22 21.24 23.04 22.09
Эскапизм 17.6 19.62 20.23 19.18
 

      Полученные  данные можно интерпретировать следующим  образом.

Во всех трех группах высокие показатели по шкале «Принятие себя» и шкале «Внутренний контроль». Низкие показатели по шкале «Доминирование».

     Полученные  эти эмпирические данные, были подвергнуты статистическому анализу посредствам критерия ранговой корреляции Спирмена.

     Данные, полученные по студентам специальности «География», можно интерпретировать следующим образом, чем выше напряженность, связанная с ощущением несовпадений, дисгармонии, дезадаптации, тем в большей степени студенты актуализируют силу своей личности, своего Я и берут на себя ответственность за принимаемые решения и чувствуют способность осуществлять контроль. Чем в большей степени они проявляют силу своего Я, осмысленнее относятся к процессу жизни, тем в большей степени они принимают себя. Чем в большей степени принемают себя, тем выше способность прогнозировать свое будущее, вовлеченность в настоящий момент, и более позитивно осмысливается свой прошлый опыт в настоящем. Чем в большей степени принимает себя, тем больше доверяет жизни. А актуализация локус контроля – Я, приводит к дезадаптивности.

     Корреляционные  связи между показателями по методикам СЖО и СПА, студенты 2 курса ЕГФ «География»

     Таблица № 3

СЖО 1 2 3 4 5
СПА К Р К Р К Р К Р К Р
Адаптивность  
 
                 
Дезадаптивность  
 
                 
Принятие  себя  
 
                 
Непринятие себя  
 
                 
Принятие  других                    
Непринятие  других                    
Эмоциональный комфорт                    
Эмоциональный дискомфорт                    
Внутренний  контроль                    
Внешний контроль                    
Доминирование  
 
                 
Ведомость  
 
                 
Эскапизм  
 
                 
 

     Студенты, обучающиеся по специальности «Химия», имеют следующие корреляционные показатели. Чем в большей степени  студенты проявляют способности  к доминированию, тем четче цели в будущем, которые придают жизни  направленность и временную перспективу; тем увереннее способны прогнозировать свое будущее и чувствуют силы управлять процессом жизни. А также, чем в большей степени эмоционально насыщен процесс жизни, тем более комфортно чувствуют себя испытуемые. Чем успешнее интегрируется прошлый опыт, тем выше принятие других людей. 

     Корреляционные  связи между показателями по методикам  СЖО и СПА, студенты 2 курса ЕГФ, специальности «Химия»

     Таблица № 4

СЖО 1 2 3 4 5
СПА К Р К Р К Р К Р К Р
Адаптивность  
 
                 
Дезадаптивность  
 
                 
Принятие себя  
 
                 
Непринятие  себя  
 
                 
Принятие  других                    
Непринятие  других                    
Эмоциональный комфорт                    
Эмоциональный дискомфорт                    
Внутренний  контроль                    
Внешний контроль                    
Доминирование  
 
                 
Ведомость  
 
                 
Эскапизм  
 
                 
 

        Корреляционные показатели, полученные по группе специальности «Биология», можно интерпретировать следующим образом. Чем в большей степени студент удовлетворены процессом жизни, тем в большей степени они адаптируются, принимают себя,  принимают других, осуществляют внутренний и внешний контроль, а также чувствуют себя эмоционально комфортно. Чем успешнее интегрируется прошлый опыт, тем выше доминировании, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт и адаптивность. При актуализации локус контроля Я, может возникнуть непринятие других. Также происходит игнорирование целей в будущем. 

     Корреляционные  связи между показателями по методикам  СЖО и СПА, студенты 2 курса ЕГФ, специальности «Биология»

     Таблица № 5

СЖО 1 2 3 4 5
СПА К Р К Р К Р К Р К Р
Адаптивность                    
Дезадаптивность                    
Принятие  себя                    
Непринятие  себя                    
Принятие  других                    
Непринятие  других                    
Эмоциональный комфорт                    
Эмоциональный дискомфорт                    
Внутренний  контроль                    
Внешний контроль                    
Доминирование                    
Ведомость                    
Эскапизм                    
 
 
 

2.3. Выводы

      Проведенное нами исследование по изучению взаимосвязи смысловой сферы личности и социально-психологической адаптивности у студентов второго курса факультета ЕГФ, позволяет сделать следующие выводы:

  1. По данным, полученным с помощью методики «Смысложизненные ориентации», испытуемых можно характеризовать как целеустремленных людей, осмысленно относящихся к будущему, удовлетворенных прожитой частью жизни и верящих в собственную способность осуществлять контроль над своей жизнью, выбирать события жизни.   
  2. У студентов, участвующих в исследовании преобладают высокие адаптивные способности, высокий внутренний контроль и эмоциональный комфорт.
  3. Сопоставление, количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных  позволяет установить, социально-психологические показатели адаптивности влияют и обуславливают отношение человека к настоящему, прошлому и будущему. То есть, смысложизненные ориентации взаимосвязаны с социально-психологическими показателями адаптивности, а именно с адаптивностью, дезадаптивностью, принятием себя, непринятием себя, принятием и непринятием других, эмоциональным комфортом и дискомфортом, внутренним и внешним контролем, доминированием.

    Установлено наличие взаимосвязи между смысложизненными ориентациями личности и ее социально-психологической адаптивностью. Цель исследования была достигнута, гипотеза подтверждается.  
 
 

Заключение

    Данное  исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной  проблеме взаимосвязи смысловой сферы и социально-психологической адаптивностью.

    Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил уточнить сущность и природу смысловой сферы личности и адаптивных возможностей в юношеском возрасте.

    В результате проведенного исследования, нами было установлено, что взаимосвязь смысложизненными ориентациями личности и ее социально-психологической адаптивностью существует. Достоверность результатов подтверждена корреляционно.

     В ходе исследования были решены поставленные теоретические и практические задачи.  Неоднозначность выводов в связи  с особенностями корреляционного  анализа, позволяет наметить перспективы  дальнейшего исследования.

Информация о работе Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности