Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
На основе теоретического анализа психологической литературы рассмотреть подходы в изучении смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
Исследовать особенности смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса Естественно-географического факультета (группы химиков, биологов, географов).
Выполнить сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

      В процессе социально-психологической  адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я – концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.

      Интересна позиция А.В. Петровского определяющего  процесс социально-психологической  адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. [55]. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

      Противоречие  между целью и результатом, как  предполагает В.А. Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения[15; 416 с.]. 
 
 
 
 
 

      1.3. Взаимосвязь 

     Над проблемой смысложизненных ориентаций и адаптацией работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие. 
 

      В психологии понятие «смысл» неразрывно связано с гармонично развивающейся  личностью. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, выражающие для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл, смысловые установки, регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей – зависимость личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

Социальную  позицию человек занимает в процессе адаптации – это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду.

Адаптивность  – состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности человека. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность – в рассогласовании целей и результатов.       
 
 
 
 
 

1.4. Выводы

    Проблема  мотивации является одной из фундаментальных, противоречивых проблем психологии. Мотивация – это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.

    Мотивационная сфера личности имеет свои источники  в практической деятельности, т.е. в  самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы (А.Н. Леонтьев).

    Мотивационная сфера представляет собой сложную  систему, в которую включены определенные иерархические структуры (Б.И. Додонов). 

    В основе динамических изменений, которые  происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которые подчиняются социальным законам. Данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека [3; 128].

      Анализ литературы показал, что  структурными компонентами мотивации  деятельности человека являются - мотив достижения успеха и  мотив избегания неудач.

    По  сравнению с мотивацией мотив  имеет более узкое значение и  представляет собой высший уровень  регуляции поведения и деятельности человека, т.к. он напрямую связан со смыслом и личностной значимостью деятельности.

    Имеются различия в объяснениях своих  успехов и неудач людьми с выраженными  мотивами достижения успеха и избегания  неудач. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям), а стремящиеся к неудачам внешним факторам (легкость или трудность задания, везения).

    Юношеский возраст, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и  индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает формирование смыслообразующих мотивов (Эриксон).

    Мы  выясняли что, среди зарубежных и  отечественных психологов существует несколько пониманий сущности смысла, его осознанности, и места в структуре личности.

    Смысл – это выражение отношения  субъекта к явлениям объективной  действительности. И принципиально  новый подход был осуществлен  именно  в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений,  принадлежащих не сознанию,  а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.

    Стремления  человека к смыслу выступает одной  из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способность взять на себя ответственность, верой в собственную способность, осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни.

    Выделили  ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретающей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл, смысловые установки, поступки и деяния личности.

    Главная особенность мотивационно-смысловых  образований личности — это производность мотивов, личностных смыслов и смысловых установок от места человека в системе общественных отношений, от занимаемой им социальной позиции 
 
 

ГЛАВА 2. Результаты исследования особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности 

2.1. Методы и организация исследования

     Исследование  смысловой сферы личности и социально-психологической адаптивности проводилось на базе ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет». Выборку составили 62 студента второго курса естественно-географического факультета, специальностей: «химия», «география», «биология».

      В процессе работы, исходя из целей и  задач исследования, нами были отобраны следующие методы исследования:

     -  Методика «Смысложизненные ориентации»  Д.А. Леонтьева (СЖО).

    - Опросник «Социально – психологическая адаптивность» (СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированный Т.В. Снегиревой. 

     1. Методика  «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО)

     СЖО содержит  себе 20 пунктов с семью градациями предпочтения, где необходимо подчеркнуть соответствующую цифру. Обработка сводится к суммированию числовых значений всех 20 пунктов и переводу суммарного балла в стандартные значения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 о 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует  полюсу наличия цели в жизни, а минимальный (1) – полюсу отсутствия. Методика  диагностирует общий показатель осмысленности жизни, три переменные характеризуют три составляющие смысложизненных ориентаций и два показателя локус контроля.

     Шкалы:

  1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.   
  2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание  этой шкалы совпадает с известной  теорией о том, то единственный смысл  жизни состоит в том, чтобы  жить. Этот показатель говорит о  том, что воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как  интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

  1. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного  отрезка жизни, ощущение того, насколько  продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни. 

  1. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни).

Показывает, способен ли испытуемый строить свою жизнь в соответствии со своими преставлениями о ее смысле.

  1. Локус контроля  жизнь или управляемость жизни.

Баллы отражают веру человека в собственную  способность или неспособность управлять своей жизнью.  

2. Опросник «Социально – психологическая адаптивность»

К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированный Т.В. Снегиревой (СПА).

      Модель  отношений человека с социальным окружением и самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике, понимание своих проблем и стремление справиться с ними), 37 – критериям дезадаптированности (непринятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, негибкость психических процессов), 28 высказываний – нейтральны. В число последних также включена контрольная шкала («шкала лжи»).

      Все эти методики позволяют достоверно определить смысложизненные ориентации и социально-психологическую адаптивность в юношеском возрасте.

        Полученные в ходе исследования эмпирические данные, были подвергнуты статистическому анализу посредствам критерия ранговой корреляции Спирмена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ результатов  исследования 

     Полученные  в ходе исследования эмпирические данные можно интерпретировать следующим образом.

     Обратимся к таблице № 1,в которой представлены средние значения показателей, полученных по результатам методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).

     Средние показатели по шкалам методики СЖО

     Таблица № 1.

Названия  шкал

СЖО

Группы Общий показатель
Биологи Географы Химики
Цели  в жизни 32.60 29.95 32.05 31.52
Процесс жизни 32.65 29.66 31.71 31.32
Результативность

жизни

26.85 26.19 25.05 26.02
Локус контроля Я 21.10 20.00 21.62 20.90
Локус контроля - жизнь 33.55 29.24 30.14 30.93

Информация о работе Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности