Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
На основе теоретического анализа психологической литературы рассмотреть подходы в изучении смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности.
Исследовать особенности смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности у студентов 2 курса Естественно-географического факультета (группы химиков, биологов, географов).
Выполнить сравнительный и корреляционный анализ результатов исследования.
В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я – концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.
Интересна
позиция А.В. Петровского определяющего
процесс социально-
Противоречие
между целью и результатом, как
предполагает В.А. Петровский, неизбежно,
но в нем источник динамики индивида, его
существования и развития. Так, если цель
не достигнута, она побуждает продолжить
активность в заданном направлении. «То,
что рождается в общении, оказывается
неизбежно иным, чем намерения и побуждения
общающихся людей. Если вступающие в общение
занимают эгоцентричную позицию, то это
составляет очевидную предпосылку распада
общения[15; 416 с.].
1.3.
Взаимосвязь
Над
проблемой смысложизненных ориентаций
и адаптацией работали такие психологи
как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский,
Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко,
Лусканова и многие другие.
В психологии понятие «смысл» неразрывно связано с гармонично развивающейся личностью. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, выражающие для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл, смысловые установки, регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Личностный смысл обладает рядом важных особенностей. Центральная из этих особенностей – зависимость личностного смысла от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.
Социальную позицию человек занимает в процессе адаптации – это процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду.
Адаптивность
– состояние активности; характеристика
тенденции соответствия или несоответствия
между целями и достигаемыми результатами
активности человека. Адаптивность выражается
в согласовании, а неадаптивность –
в рассогласовании целей и результатов.
1.4. Выводы
Проблема мотивации является одной из фундаментальных, противоречивых проблем психологии. Мотивация – это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Мотивационная сфера личности имеет свои источники в практической деятельности, т.е. в самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы (А.Н. Леонтьев).
Мотивационная сфера представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (Б.И. Додонов).
В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которые подчиняются социальным законам. Данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека [3; 128].
Анализ литературы показал,
По сравнению с мотивацией мотив имеет более узкое значение и представляет собой высший уровень регуляции поведения и деятельности человека, т.к. он напрямую связан со смыслом и личностной значимостью деятельности.
Имеются различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудач. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям), а стремящиеся к неудачам внешним факторам (легкость или трудность задания, везения).
Юношеский возраст, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает формирование смыслообразующих мотивов (Эриксон).
Мы выясняли что, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности смысла, его осознанности, и места в структуре личности.
Смысл – это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход был осуществлен именно в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.
Стремления
человека к смыслу выступает одной
из важнейших потребностей человека,
удовлетворение которой определяется
способность взять на себя ответственность,
верой в собственную
Выделили ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретающей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл, смысловые установки, поступки и деяния личности.
Главная
особенность мотивационно-
ГЛАВА
2. Результаты исследования
особенностей взаимосвязи
смысложизненных ориентаций
и социально-психологической
адаптивности
2.1. Методы и организация исследования
Исследование смысловой сферы личности и социально-психологической адаптивности проводилось на базе ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет». Выборку составили 62 студента второго курса естественно-географического факультета, специальностей: «химия», «география», «биология».
В процессе работы, исходя из целей и задач исследования, нами были отобраны следующие методы исследования:
-
Методика «Смысложизненные
- Опросник
«Социально – психологическая адаптивность»
(СПА) К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированный
Т.В. Снегиревой.
1. Методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО)
СЖО содержит себе 20 пунктов с семью градациями предпочтения, где необходимо подчеркнуть соответствующую цифру. Обработка сводится к суммированию числовых значений всех 20 пунктов и переводу суммарного балла в стандартные значения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 о 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный (1) – полюсу отсутствия. Методика диагностирует общий показатель осмысленности жизни, три переменные характеризуют три составляющие смысложизненных ориентаций и два показателя локус контроля.
Шкалы:
Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, то единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, что воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни.
Показывает, способен ли испытуемый строить свою жизнь в соответствии со своими преставлениями о ее смысле.
Баллы
отражают веру человека в собственную
способность или неспособность управлять
своей жизнью.
2. Опросник «Социально – психологическая адаптивность»
К.Роджерса и Р.Даймонда, адаптированный Т.В. Снегиревой (СПА).
Модель отношений человека с социальным окружением и самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике, понимание своих проблем и стремление справиться с ними), 37 – критериям дезадаптированности (непринятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, негибкость психических процессов), 28 высказываний – нейтральны. В число последних также включена контрольная шкала («шкала лжи»).
Все эти методики позволяют достоверно определить смысложизненные ориентации и социально-психологическую адаптивность в юношеском возрасте.
Полученные в ходе исследования эмпирические
данные, были подвергнуты статистическому
анализу посредствам критерия ранговой
корреляции Спирмена.
2.2.
Анализ результатов
исследования
Полученные в ходе исследования эмпирические данные можно интерпретировать следующим образом.
Обратимся к таблице № 1,в которой представлены средние значения показателей, полученных по результатам методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).
Средние показатели по шкалам методики СЖО
Таблица № 1.
Названия
шкал
СЖО |
Группы | Общий показатель | ||
Биологи | Географы | Химики | ||
Цели в жизни | 32.60 | 29.95 | 32.05 | 31.52 |
Процесс жизни | 32.65 | 29.66 | 31.71 | 31.32 |
Результативность
жизни |
26.85 | 26.19 | 25.05 | 26.02 |
Локус контроля Я | 21.10 | 20.00 | 21.62 | 20.90 |
Локус контроля - жизнь | 33.55 | 29.24 | 30.14 | 30.93 |
Информация о работе Взаимосвязи смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптивности