Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков
Исследование профессиональной направленности проводилось с применением опросника Е. А. Климова «Карта интересов».
Таблица 3
Сводная таблица результатов исследования подростков
по опроснику «Карты интересов» Е. А. Климова
Сфера | Направление | Средний балл | Общий средний балл (по выборке) | |
9 кл. | 8 кл. | |||
П – «человек-природа» |
Биология | +7 | +2 | +4,5 |
География | -1 | -6 | -3,5 | |
Геология | -5 | -9 | -7 | |
Медицина | +4 | -3 | +0,5 | |
Легкая и пищевая промышленность | -2 | -1 | -1,5 | |
Физика | +1 | -7 | -3 | |
Химия | +3 | +1 | +2 | |
Т – «человек-техника» |
Техника | -1 | -4 | -2,5 |
Электро-радиотехника | -6 | -8 | -7 | |
Металлообработка | -11 | -12 | -11,5 | |
Деревообработка | -10 | -10 | -10 | |
Строительство | -7 | +2 | -2,5 | |
Транспорт | -9 | -1 | -5 | |
Авиация, морское дело | -5 | -2 | -3,5 | |
Ч – «человек-человек» |
Военные специальности | -1 | +3 | +1 |
История | +2 | -5 | -1,5 | |
Литература | -2 | -6 | -4 | |
Журналистика | -1 | +4 | +1,5 | |
Общественная деятельность | +3 | +7 | +5 | |
Педагогика | +4 | -7 | -1,5 | |
Право, юриспруденция | -3 | +5 | +1 | |
Сфера обслуживания, торговля | +1 | -3 | -1 | |
З – «человек-знаковая система» | Математика | +6 | +6 | +6 |
Экономика | +2 | +4 | +3 | |
Иностранные языки | +10 | +8 | +9 | |
Х – «человек-художественный образ» |
Изобразительное искусство | -9 | +2 | -3,5 |
Сценическое искусство | -10 | +1 | -4,5 | |
Музыка | -12 | -11 | -11,5 | |
Физкультура и спорт | -11 | +2 | -4,5 |
Как видно из приведенных в таблице 3 данных, значительные отличия в выборе той или иной профессии старших подростков обоих классов отмечаются по следующим позициям:
- в сфере
«человек-природа» по
медицина (+4 и -3 балла соответственно у обучающихся 9 и 8 класса),
физика (+1 и -7);
- в
сфере «человек-техника» по
транспорт,
строительство;
- в сфере
«человек-художественный образ»
изобразительное искусство (-9 баллов у девятиклассников против +2 у восьмиклассников),
сценическое искусство (-10 и +1 балл соответственно).
Наиболее близкий по среднему общегрупповому значению выбор следующих направлений профессиональной деятельности:
-
легкая и пищевая
-
почти все направления в сфере
«человек-техника» (техника, электро-
-
большинство профессий из
-
все направления сферы «
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования
Анализ индивидуальных особенностей ценностных ориентаций старших подростков выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций подростков можно разделить на несколько групп:
Первая группа учащихся, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался.
Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.
Учащихся второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких испытуемых в данной выборке 10%.
Итак, у 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть подростков (7 человек) в нашем случае пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. 12 обучающихся 8-го и 14 обучающихся 9-го классов обнаружили высший и средний уровни отрицания в своем профессиональном выборе.
Для представителей двух описанных групп характерен выбор следующих профессиональных направлений: легкая и пищевая промышленность (6 человек), техника (3 человека), электро-радиотехника (2 человека) и строительство (1 человек). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что при недостаточной сформированности ценностных ориентаций старшие подростки предпочтительно выбирают рабочие специальности, не требующие продолжительного обучения или не требующие высокой квалификации.
Учащихся третьей группы характеризует, по В. А. Ядову, доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями, их выявлено 14% от выборки. Профессиональные предпочтения представителей данной группы (высший и средний уровень выраженности) лежат в сфере «человек-художественный образ», выбраны профессии «сценическое искусство», «музыка», а также «иностранные языки».
Четвертая группа. У таких старших подростков имеются устойчивые сбалансированные ориентации прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции, в этой группе 17%.
Пятая группа. У подростков этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как «рационалистов с неудовлетворенными запросами».
Сопоставляя полученные данные с результатами методики по изучению профессиональной направленности, можно отметить, что высший и средний уровень предпочтения по обозначенным 29 профессиональным направлениям обнаружен в 23 случаях (11 у восьмиклассников и соответственно 13 у обучающихся 9-го класса), причем у одного человека могло быть боле одного явно выраженного предпочтения. Это свидетельствует о широте интересов, развитой познавательной активности, и определенности жизненной позиции этих молодых людей.
Профессиональные интересы подростков из четвертой и пятой групп лежат в основном сфере «человек - человек», эти обучающиеся выбирают такие направления, как педагогика (выбрали 8 человек), военные специальности (5 человек), журналистика (4 человека), а также в сфере «человек - знак» по направлениям экономика и иностранные языки.
Рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старших подростков по результатам исследования, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек.
Таким образом, изучение у старших подростков представлений о системе значимых ценностей и сравнительный анализ данных показали взаимосвязь некоторых ценностей с уровнем профессиональной направленности.
При рассмотрении выбранных подростками приоритетных терминальных ценностей мы обнаружили изменение ценностей-лидеров и смещение некоторых из них в зависимости от уровня сформированности профессиональной направленности. Кроме того, при движении ценностей по ранговой лестнице в зависимости от выраженности профессиональных интересов в нашем случае наблюдаются следующие особенности:
-
при высокой выраженности
-
при высоком уровне
Таким
образом, можно констатировать, что
при повышении уровня профессиональной
направленности старших подростков
повышается и значимость для них терминальных
ценностей, характеризующих стремление
к самоактуализации личности, таких как
«развитие себя» и «достижения».
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
-
особенностью системы
-
одной из характеристик
-
особенностью ценностных
-
при оценке профессиональной
направленности старших
-
выявление ценностных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие
определенной системы ценностей
личности представляется необходимым
психологическим условием для формирования
такого важного личностного
Обучение навыкам выбора профессии и как частный случай – самостоятельного выбора профессии – это модель для формирования более универсальных навыков, необходимых для жизни в целом. Опираясь на труды Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова [9; 10; 17; 18], можно отметить, что главная концептуальная цель деятельности взрослых со старшими подростками – научить их делать выбор, «быть субъектом». Взаимосвязь рассматриваемых в работе понятий подтверждает тот факт, что цели и ценности представляются главными в формировании навыков, необходимых для самоопределения, в том числе и профессионального [9; 10].
Нами достигнута цель данной работы - изучена взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков: доказано, что чем более сформированы ценностные ориентации, тем успешнее проходит процесс профессионального самоопределения старших подростков.
Также нами решены поставленные задачи, а именно: