Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………
На основе эмпирического исследования ценностных ориентаций у старших подростков мы сделали следующие выводы:
-
при недостаточной
- при наличии устойчивых сбалансированных ориентаций: значимости профессионально-творческих интересов и при направленности на индивидуальные интересы личности старшие подростки выбирают профессиональные направления в сферах «человек - человек» и «человек - знак»;
- при доминировании ценностей «гедонистического» характера профессиональные предпочтения представителей данной группы (высший и средний уровень выраженности) лежат в сфере «человек-художественный образ»;
- изучение у старших подростков представлений о системе значимых ценностей и сравнительный анализ данных показали взаимосвязь некоторых терминальных ценностей с уровнем профессиональной направленности:
а) при высокой выраженности
профессиональных интересов
б) при высоком уровне
Таким
образом, наличие определенной системы
ценностей подростка
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Ананьев
Б. Г. Человек как предмет
познания. - Л., 1968.
2. Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание
// Педагогика 1999, № 4, С. 117-121.
3. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1979.
4. Волков Е. С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. - М., 1981.
5. Залесский Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998, №2 (апрель июнь) с. 58-67. 6. Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. - М., 1986.
7. К
проблеме формирования
8. Кирилова
Н. А. Ценностные ориентации
в структуре интегральной
9. Климов
Е. А. Некоторые
10. Климов
Е. А. Психология
11. Кон И. С.
В поисках себя: личность и
ее самосознание. - М. 1984, с. 335.
12. Крапивская Л. В. Личность и ее ценностные
ориентации. - М. 1983.
13. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы,
потребности: результаты одного исследования
ценностных ориентаций старшеклассников.
// Экспресс-опыт, 1999, №1 (январь-июнь),
с. 34-36.
14. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных
ориентаций. - М. Смысл 1992.
15. Лучшие психологические
тесты для профотбора и
16. Парыгин Б. Д. Изучение ценностных ориентаций
личности // Проблемы личности.
- М., 1969.
17. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения - М.: Издательство НПО «Модэк», 2002.
18. Пряжникова
Е. Ю., Пряжников Н. С.
19. Профориентация и профильное обучение / Под ред. Т. В. Черниковой. – М.: АПК и ПРО, 2005.
20. Рубинштейн
С. Л. Проблемы общей
21. Селевко
Г. К., Соловьева О. Ю. Найди
свой путь. - Ярославль, ИРО, 2006.
22. Снегирева Т. В. Профессиональное самоопределение
в старшем подростковом возрасте // Вопросы
психологии, 1989, № 2. С.27-35.
23. Шаров
Н. С., Суханова Т. Г. К вопросу
о ценностных ориентациях
24. Чернявская
А. П. Психолого-
25. Ядов
В.А. О диспозиционной
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1.1. Результаты исследования обучающихся
8 класса по методике «Опросник терминальных
ценностей» И. Г. Сенина
Приложение
1.2. Результаты исследования обучающихся
9 класса по методике «Опросник терминальных
ценностей» И. Г. Сенина
Приложение
2.1. Результаты исследования по опроснику
«карты интересов» Е. А. Климова (сводная
таблица выраженности интересов обучающихся
9 класса)
Приложение
2.2. Результаты исследования по опроснику
«карты интересов» Е. А. Климова (сводная
таблица выраженности интересов обучающихся
8 класса)