Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………

Работа содержит 1 файл

ценностные ориентации + проф. направленность.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     На  основе эмпирического исследования ценностных ориентаций у старших  подростков мы сделали следующие выводы:

     - при недостаточной сформированности  ценностных ориентаций старшие  подростки предпочтительно выбирают  рабочие специальности, не требующие  продолжительного обучения или  не требующие высокой квалификации;

     - при наличии устойчивых сбалансированных ориентаций: значимости профессионально-творческих интересов и при направленности на индивидуальные интересы личности старшие подростки выбирают профессиональные направления в сферах «человек - человек» и «человек - знак»;

     - при доминировании ценностей «гедонистического» характера профессиональные предпочтения представителей данной группы (высший и средний уровень выраженности)  лежат в сфере «человек-художественный образ»;

     - изучение у старших подростков  представлений о системе значимых ценностей и сравнительный анализ данных показали взаимосвязь некоторых терминальных ценностей с уровнем профессиональной направленности:

         а) при высокой выраженности  профессиональных интересов снижаются  места ценностей «высокое материальное  положение» и «собственный престиж»;

         б) при высоком уровне профессиональной  направленности повышаются места  ценностей «развитие себя» и  «достижения».

     Таким образом, наличие определенной системы  ценностей подростка представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса профессионального самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся по всей мотивационно-потребностной сфере личности, иными словами, как соотносится между собой то, что подросток ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1. Ананьев  Б. Г. Человек как предмет  познания. - Л., 1968.  
2. Артюхова Ю. В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999, № 4, С. 117-121.

3. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1979.

4. Волков  Е. С. Зависимость ценностных  ориентаций студентов от смены  видов деятельности. - М., 1981.

5. Залесский  Г. Е. Ценностно-мотивационные  аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998, №2 (апрель июнь) с. 58-67.  6. Здравомыслов А. Г. Потребность. Интересы. Ценности. - М., 1986.

7. К  проблеме формирования ценностных  ориентаций и социальной активности  личности. /Под. ред. В. С. Мухиной.  - М., Мысль, 1989.

8. Кирилова  Н. А. Ценностные ориентации  в структуре интегральной индивидуальности  старшеклассников. // Вопросы психологии 1999, №6, с. 29.

9. Климов  Е. А. Некоторые психологические  принципы подготовки молодежи  к труду и выбору профессии.  Вопросы психологии. 1985, № 4.

10. Климов  Е. А. Психология профессионального  самоопределения. - Ростов на Дону, 1996.

11. Кон И. С.  В поисках себя: личность и  ее самосознание. - М. 1984, с. 335.  
12. Крапивская Л. В. Личность и ее ценностные ориентации. - М. 1983.  
13. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт, 1999,  №1 (январь-июнь), с. 34-36.  
14. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М. Смысл 1992.

15. Лучшие психологические  тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова.  – Петрозаводск, 1992. 
16. Парыгин Б. Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы     личности. - М., 1969.

17. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения -  М.: Издательство НПО «Модэк», 2002.

18. Пряжникова  Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

19. Профориентация  и профильное обучение / Под ред.  Т. В. Черниковой. – М.: АПК и ПРО, 2005.

20. Рубинштейн  С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

21. Селевко  Г. К., Соловьева О. Ю. Найди  свой путь. - Ярославль, ИРО, 2006. 
22. Снегирева Т. В. Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1989, № 2. С.27-35.

23. Шаров  Н. С., Суханова Т. Г. К вопросу  о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. - Л., 1982. С. 108-115.

24. Чернявская  А. П. Психолого-педагогические  проблемы профильного обучения // Профильная школа, 2005. № 3 (май). С. 34-38.

25. Ядов  В.А. О диспозиционной регуляции  социального поведения личности – М., 2006.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

      Приложение 1.1. Результаты исследования обучающихся 8 класса по методике «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина 

      Приложение 1.2. Результаты исследования обучающихся 9 класса по методике «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина 

    Приложение 2.1. Результаты исследования по опроснику «карты интересов» Е. А. Климова (сводная таблица выраженности интересов обучающихся 9 класса) 

    Приложение 2.2. Результаты исследования по опроснику «карты интересов» Е. А. Климова (сводная таблица выраженности интересов обучающихся 8 класса) 

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков