Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:56, курсовая работа
Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ феномена ценностных ориентаций у старших подростков.
Выбрать методы экспериментального изучения и провести исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности подростков 13-14 лет.
Изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ……………………………………………………………. 6
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной психологии ………………………. 9
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков ………………………………….. 13
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………........................ 26
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной направленности старших подростков ........... 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………
Министерство образования и науки РФ
Ярославский Государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Институт педагогики и психологии
Кафедра
педагогической психологии
Курсовая
работа
на
тему:
«Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности
старших
подростков»
Исполнитель:
студентка IV курса,
группа ПП-0280
заочного отделения
специальность
«Педагогика
и психология»
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
педагогической
психологии
_________________________
_________________________
_________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков ………………. 6
§ 1. Краткая психологическая характеристика подросткового
возраста ………………………………………………………
§ 2. Обзор подходов к феномену ценностных ориентаций в
зарубежной и отечественной
2.1. Психологическая характеристика системы ценностей
старших подростков …………………………
§ 3. Формирование профессиональной направленности
в подростковом возрасте ………………………………………….. 16
§ 4. Ценностные ориентации старших подростков как одно из условий
профессионального выбора ……………………………………….. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности ….…………………………………….. 22
§ 1. Организация и методики исследования ………………………….. 23
§ 2. Результаты исследования …………………………………………. 26
2.1. Изучение особенностей ценностных ориентаций у
старших подростков …………………………
2.2. Исследование профессиональной направленности
старших подростков …………………………………………. 30
§ 3. Сравнительный анализ результатов исследования ……………… 32
§ 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
профессиональной
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 ……………………………………………………... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 43
Особенности старшего подросткового возраста, сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность экономики, института семьи, размытость моральных ценностей, которые уже не являются опорой для выстраивания собственной личности, диктуют использования специальных мер развития и усиления «Я-концепции» подростков, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме, в том числе и профессиональным самоопределением.
Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались многие ученые: А. Н. Леонтьев, М. Рокич, И. С. Кон и др. [1; 3 11; 12; 16]. Понятие «ценность» его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А. И. Божович «жизненной позицией»; А. Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В. Н. Мясищев «психологическими отношениями». Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна. С. Л. Рубинштейн указывал, что «ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках» [20; с. 148].
Представляют интерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями личности и их влияние на успешность деятельности, но работ, посвященных изучению взаимосвязи профессиональной направленности в подростковом возрасте и терминальных ценностей личности, практически не существует. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», это направление не менее важно для формирования ключевых компетенций, обеспечивающих успешность старших подростков в контексте регулирующей и направляющей функции ценностных ориентаций в мировоззрении личности.
В данной работе выбрано одно направление, актуальное в связи с слабым освещением его в психолого-педагогической литературе и недостаточным, фрагментарно апробированным в практике. Поэтому цель работы - изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности у старших подростков. Прикладное исследование указанной проблемы позволит более эффективно решать задачу социальной адаптации подростков в возрасте 13-14 лет.
В качестве предположения была выдвинута гипотеза о взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности: чем более сформированны ценностные ориентации, тем успешнее проходит процесс профессионального самоопределения старших подростков.
Объектом исследования являлись подростки в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентации старших подростков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
Методологической основой исследования являются положения теорий ценностей и ценностных ориентации (Д. А. Леонтьев, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.); фундаментальные работы Е. С. Климова и Н. С. Пряжникова по проблеме профессионального самоопределения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент; методы математической обработки полученных данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка, включающего 25 наименований и четырех приложений.
Проблема
исследования ценностных ориентацией
у учащихся старшего подросткового
возраста остается актуальной, так как,
во-первых, нет единого подхода к трактовке
понятия ценностных ориентацией; во-вторых,
кардинальные изменения в политической,
экономической, духовной сферах нашего
общества влекут за собой радикальные
изменения в ценностных ориентациях и
поступках людей, особенно ярко это выражено
у подростков. Актуальность изучения ценностных
ориентаций выпускников среднего звена
школьного обучения обусловлена появлением
целого ряда работ, посвященных разным
аспектам этой проблемы. Так, в социально-психологических
и психолого-педагогических исследованиях
изучается структура и динамика ценностных
ориентаций личности в подростковом возрасте,
роль ценностных ориентаций в механизме
социальной регуляции поведения, взаимосвязи
ценностных ориентаций с индивидуально-типическими
и характерологическими особенностями
личности, с профессиональной направленностью
и др.
ГЛАВА 1. Анализ подходов к определению понятий ценностных ориентаций и профессиональной направленности старших подростков
Размышления о ценностях в обучении и воспитании старших подростков дают возможность понять, что современные условия развития общества, противоречия между принятыми правилами духовной жизни и ее реальным состоянием, изменения, происходящие в осознании проблем воспитания, в целях и смысле получения образования ставят педагогов, психологов, школьников и их родителей в ситуацию выбора. Понимая, что ценностные системы подростков сложны и неоднозначны, стремятся к равновесию, развиваются, постоянно проверяются практикой, взрослым, сопровождающим старшеклассников на этом периоде, следует изучать их ценностные ориентации. Традиционно духовный опыт, ценности передавали старшие, опытные, знающие – младшим, неопытным, незнающим. Потом произошло дополнение этого вектра вторым способом – от сверстников к сверстникам в группе, классе, команде. Сейчас актуален третий путь: от детей – ко взрослым, потому что мы живем в эпоху перемен, а в ней часто ценности родителей не являются авторитетными для детей, так как отстают от требований времени.
В
первой главе работы рассматриваются
теоретические аспекты понятий «ценностные
ориентации» и «профессиональное самоопределение»
в том объеме, который необходим, чтобы
понять концептуальную основу проведенного
эмпирического исследования.
§ 1. Краткая психологическая характеристика
подросткового возраста
Подростковый период в психолого-педагогической литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
Половое созревание
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Основные новообразования
1. Формирование «Мы»-концепции
Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы – свои, они – чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам.
2. Формирование референтных групп
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.