Ценностные ориентации и самовоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

На протяжении прошлой истории человечества смена поколений орудий труда происходила медленнее, нежели смена поколений непосредственных производителей труда. Социальный прогресе произвел в этом непрерывном прогрессе обновления материально-вещественного и субьективно-человеческого компонентов производительных сил общества беспроцентный переворот: впервые в истории темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, возроешей почти до 40 лет, в передовых отраслях производства сменяетея несколько поколений техники, и зтот процесе начинает охватывать зкономическую жизнь в целом (это хорошо показал Э. А. Араб-оглы).

Содержание

Введение________________________________________________________с. 3
Глава 1. Ценностные ориентации личности как основание ее духовносте_____________________________________________________ с. 5
Глава 2. Саморазвитие и самовоспитание личности________________ ______ с.11
Выводы___________________________________________________________с. 23
Литература_____________________________________________________с. 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЬІЙ АВТОМОБИЛЬНО-

ДОРОЖНЬІЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 
     

     РЕФЕРАТ

     ПО ФИЛОСОФИИ 
 

                                                ТЕМА: 

    ЦЕННОСТНЬІЕ ОРИЕНТАЦИИ И САМОВОСПИТАНИЕ 
     
     
     
     

Научньй  консультант:

проф.  Чаплыгин А.К. 

Аспирант:

Мельник Е.А.  
 
 

            Харьков 2011 

                      Оглавление

Введение________________________________________________________с. 3

Глава 1. Ценностные ориентации личности как основание ее духовносте_____________________________________________________ с. 5 
Глава 2. Саморазвитие и самовоспитание личности________________ ______ с.11

Выводы___________________________________________________________с. 23

Литература_____________________________________________________с. 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На  протяжении прошлой истории человечества смена поколений орудий труда происходила медленнее, нежели смена поколений непосредственных производителей труда. Социальный прогресе произвел в этом непрерывном прогрессе обновления материально-вещественного и субьективно-человеческого компонентов производительных сил общества беспроцентный переворот: впервые в истории темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, возроешей почти до 40 лет, в передовых отраслях производства сменяетея несколько поколений техники, и зтот процесе начинает охватывать зкономическую жизнь в целом (это хорошо показал Э.  А. Араб-оглы).

       Соответственно меняютея практические задачи и критерии зффективности обучения и воспитания. В прошлом успех или неуспех воспитательной работы оценивался прежде всего по тому, насколько старшим удавалось передать детям накопленные  знания, умения и ценности. Ныне положение меняетея. Социальные изменения настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и свою воспитательную работу мы должны оценивать на столько по тому, как полно нам удалось передать молодым своим знанням и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которьых не бьло при жизни родительского поколения.

Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальное и нравственные и нравственные убеждения, иначе на каждом крутом вираже истории, в должной жизненной ситуации человек будет, образно говоря, распадаться на составные части или реагировать неврозами.

     С одной стороны, необходима высокая психологическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать новое не только в юности, но и в возрасте, когда мы привыкли обходиться старым багажем.

     Воспитание  должно быть прежде всего психологическим самовоспитанием творческой инициативы и социальной ответственности, которьые неотделимы друг от друга. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. В реферате поставлена цель:

  • Раскрыть специфику ценностных ориентаций как основание духовной личности;
  • Проанализировать возможности самовоспитания и саморазвития человека путем корректировки ценностных ориентаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Глава І

     Ценностные ориентаций личности как основание ее духовности. Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от багатства действительных отношении, т.е. человек является творцом самого себя через посредство отношении, в основе которых лежит: система ценностных ориентаций, мировоззрение позиции и решенность или нерешенность проблемы  смысла жизни.

   Ценностные ориентации, мировоззрение и смьіл жизни представляют духовные образования, побуждающие человека к деятельности, регулирующие его поведение на протяжении всей жизни.

     Рассматривая природу возникновения ценностных ориентаций, следует отмнтить, что некоторьые из них возникают и исчезают в течение жизни одного человека, одного поколения людей, одной исторической зпохи. В свою очередь остаются такие ценности, которьые существуют изначально и при зтом независимо от каких-либо изменений не теряют своих свойств. Таковыми являются высшие; к ним следует отнести: общечеловеческие, социально-классовые, культурне, эстетические ценности, ценности общения, деятельности, потребления,  самосохранения, самоуправления и самореализации, а также ценности, характеризующие выбор личных качеств и другие.

     Духовность, в свою очередь, предполагает ориентацию именно на высшие,  которые по своей природе тесно связаны с идеалом. Позтому духовность -  всегда прорыв в будущее, выход за пределы прижившихся норм и стандартов, возвышение над сиюминутным (Дуденок, 1991).

     Лишь приобретая способность вначале чувственно, а затем и умственно, отличать различные окружающие человека предметы и общественные явления у него начинает формироваться определенный уровень мировоззрения.

       Индивид не рождается с готовим мировоззрением, в процессе его социализации, условиях, когда действует множество факторов как внутреннего, так и внешнего характера, он в своем отношении к окружающей действительности проходитпуть от непосредственного осознания благ, получающих от общества до понимания смысла исторического созидания, как основ своей собственной мировоззренческой позиции.

    понимания смысла исторического созидания, как основ своей собственной мировоззренческой позиции.

   Предметом мировоззрения, его сущностью, является определение взаимосвязи между двумя «мирами» - миром человека (человечества) с его индивидуальными и социальными способностями и миром его окружения.

     В научной литературе известны и дискутируются  несколько типов мировоззрения, в их числе дофилософское и философское. Дофилософское - в свою очередь, подразделяется на мифологическое, религиозное и обыденное, каждое из которых, в большей или меньшей степени, может воспринимать окружающий его мир, но лишь на уровне донаучного мировоззрения.

     Философское мировоззрение заметно отличается от обозначенных выше форм. Оно рационально, то есть опирается на живую деятельность разума, а не на фантазию и веру. При  этом оно не склонно принимать  на веру возникающие мнения и представления, а подвергает их сомнению, критической оценке. Существенная черта философского мировоззрения состоит в способности того, кто им обладает, размышлять о мире, о жизни, о человеке, используя не обыденные понятия повседневного житейского обихода, а философские категории, то есть наиболее общие (всеобщие), общезначимые понятия, позволяющие человеческой мысли подняться на уровень самых высоких обобщений. Такими категориями являются, к примеру, понятие вечности , смерти, бессмертия, необходимости свободы и т.д. В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения я науки о природе и обществе, философия создает новые категориальные модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает ориентации, осуществляя при этом свою прогностическую функцию.

     Философское мировоззрение в свою очередь  является научным. Предметом научного мировоззрения есть отношение субъекта к объекту, сознания к внешнему миру. Система логических средств познания включает понятия и категории, которые выражают наиболее универсальные связи, диалектику внешнего мира. Научное мировоззрение есть не просто знание, а особое идеальное (духовное) образование, регулирующее отношения между знаниями и практическим переустройством мира. Следовательно, объяснение механизма формирования научного мировоззрения следует искать в условиях духовного производства и воспроизводства. Эти условия требуют самостоятельности личностного мышления, критического отношения ко всему закостенелому, укоренившемуся, тормозящему дальнейшее развитие. Знания, усвоенные таким образом, становятся убеждением личности, основой ее мировоззрения. Научное мировоззрение является показателем развития личности, когда самосовершенствование, всесторонняя развитость, общественная направленность жизнедеятельности являются ее внутренними потребностями и получают в мировоззрении всестороннее осмысление.

     Особенности мировоззренческого отражения мира не могут быть раскрыты достаточно полно без учета того, что мировоззрение  представляет собой очень сложное, многоаспектное отражение или духовное освоение действительности, тесно связанное с ее критическим освоением.

     Духовное  освоение объекта - это не только его  познание, но и идеализация, и оценка, и мысленный план или программа  его практического преобразования, и обоснование возможности или  необходимости такого преобразования. Такая мно-гоаспектность является особенностью не только мировоззренческого, но и всего социального отражения. Однако, если в других его формах реализуется преимущественно один из таких аспектов, то в мировоззрении все эти аспекты выступают в единстве и взаимосвязи. Это дает основание считать мировоззрение синтетическим способом духовного освоения действительности.

     Определенность, известную целостность и завершенность  мировоззрения придает идея смысла жизни, включая представления о  том, к чему следует стре-I ься, на что в нем можно надеяться и во что следует верить, чем стоит дорожить, а от чего можно отказаться, чего можно достичь, и какими средствами, что является высшей целью жизни.

     Если  задаться вопросом «что такое смысл  вообще?», то обнаруживается, что смысл  не нагляден, не самоочевиден. Он не лежит на поверхности и его нет в предметах как такового. Смысл обычно возникает как плод цели человеческого

разума. Так, чтобы найти смысл в каком-то социальном явлении, необходимо рассмотреть это явление во взаимосвязях с другими социальными феноменами, выявить все многообразие имеющихся взаимосвязей, уходящих из настоящего в прошлое и будущее. То есть смысл - это содержание обнаруженных человеком причинных, генетических и других антологических связей, прошедших рациональную обработку разумом и превращенных в логические связи (Багинин, 1994).

     Человек, ищущий смысл своего существования, должен вскрыть рациональное содержание тех объективных связей, что существуют между ним и бытием природного социального культурного миров, определить свою ответственность перед этими породившими себя сверхличными началами.

     Поиск смысла жизни -это сложная ценностно-ориентационная процедура по социальному и духовному самоопределению личности. При ее осуществлении .-.ювеческая жизнь рассматривается не только в ее связях с природой, социумом, льтурой, но и в движении во времени, в ее отношении с настоящим, прошлым и будущим.

     В свою очередь смысл жизни связан с объективно значимыми ценностями, но и такими лично принимаемыми и  самим индивидом осознаваемыми  ценностями, которые выступают в качестве высшей цели его деятельности и стремлений.

     В ценностной основе смысла жизни заключен не голый теологический фе-мен, но и жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только бъективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и пзнана в качестве таковой (Москаленко, Сержантов, 1989).

     Смысл жизни осознается и формируется на определенной мировоззренческой (философской или религиозной) основе, отсюда неразрывная связь смысла с философией и религией.

     В научной литературе неоднократно делались попытки выявить реальные лсложизненные ориентации представителей различных социальных групп ук-гаинского общества. В частности В. Г. Немировский провел интересное исследование среди молодежи Украины конца 80-х, начала 90-х годов и обнаружил ос--овные типы смысложизненных ориентации, с которыми можно согласиться. 

     К первой группе он отнес концепции, непосредственно  ориентирующиеся мрогрессивное развитие общества, наделенные высшим смыслом жизни, в ча-ости: социально-альтруистическая, социально-творческая и социально-юграфическая.

     Ко  второй группе относятся концепции  смысла жизни, способствующие газвитию индивида: как-то различные варианты игровой деятельности.

Информация о работе Ценностные ориентации и самовоспитание