Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:35, реферат
Педологическое исследование трудновоспитуемого ребенка находится в
чрезвычайно своеобразном положении. Исследователи быстро сумели овладеть общей
методикой, как она сложилась в последние годы в нашей теории и практике, и не
без успеха стали применять эту методику. В результате удалось справиться с рядом
относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед
педологией требованиями жизни. Но очень скоро эта методика исчерпала все
возможности и обнаружила сравнительно узкий круг своего приложения.
заторможенность ассоциации), по-видимому, находится в связи с повышенной нервной
возбудимостью, с одной стороны, и несовершенством анал изаторов (слабое зрение,
аденоиды)-с другой. Слабая школьная продуктивность является результатом
пониженной способности к длительной умственной работе. Домашнее воспитание
(телесное
наказание, брань и ссоры
развитие этой способности.
Достаточно проанализировать подобный диагноз, чтобы увидеть: он кратко
повторяет те же самые данные, которые приводились до фактического исследования?
ничего не прибавляя к ним нового, кроме проблематичного ("по-видимому")
отношения и связей между фак тическими явлениями и ничего не говорящего
констатирования (слабая школьная продуктивность является результатом пониженной
способности к длительной умственной работе). Перед нами снова диагноз
мольеровского врача, который в объяснении другими словами пересказывает то же
самое, что требовалось объяснить. Такой диагноз является не педологическим
синтезом, но простым конспектом педологического анализа, т. е. простым
конспектом собранного фактического материала.
Отсюда понятно, что советы, заключающиеся
в третьей части
содержат в себе решительно ничего такого, что не могло бы быть получено и без
педологического диагноза. Лечебно-профилактические советы сводятся к следующим:
первое-лечить нос (удалить аденоиды), второе-подобрать очки для постоянного
ношения, третье-состоять на учете в диспансере, четвертое-ежедневно гулять 20
минут перед сном. Социально-педагогические советы сводятся к двум: первое-не
перегружать домашней работой и второепроводить индивидуальные школьные занятия
на
воспитание внимания и ускорение
ассоциативных процессов.
Что наиболее замечательно и в диагнозе и в практическом назначении? Полное
отсутствие всяких намеков на развитие, т. е. отсутствие как раз того? что в
теории выдвигалось в качестве основного требования к педологическому диагнозу.
Ведь все это можно с одинаковым успехом применить и к взрослому человеку. В
результате ничего специфического для ребенка? для детского развития на данном
этапе, а следовательно? и. для педологии как науки мы не находим. Между тем? по
правильному замечанию А. Гезелла6, диа гностика развития совершенно
самостоятельная научная задача, которая должна быть разработана научными
средствами, Гезелл задается вопросом: где должна быть сосредоточена подобная
точки
зрения имеют отношение к
А.
Гезелл видит одно из
вынуждает нас не делать особенно резкого различия между телом и психикой. Он
правильно говорит, что диагностика развития никогда не должна ограничиваться
только психической ст ороной развития; она должна обнимать все явления развития,
ибо идеальный психологический диагноз никогда поможет быть поставлен
самостоятельно, без всякого отношения к подкрепляющим и дополняющим данным.
Термин "развитие" не делает лишних различий между вегетативным, чувствительно-
двигательным и психическим развитием, он ведет к научному и практическому
согласованию всех данных критериев развития Идеально полный диагноз развития
охватывает все явление психического и социального порядка в связи с
анатомическими физиологическими симптомами развития. "Отсюда следует,- говорит
Гезелл,-что научные основы диагностики развитие имеют одинаково врачебный и
психологический характер в тесное смысле этого слова. (1930, с. 365).
Так как психиатрия-один из
общепризнанных основных
спросить: нельзя ли представить психи атрию в таких рамках, чтобы она включала в
себя задачи и практику диагностики развития? Многие соображения говорят в пользу
этого. "Но есть много оснований,-продолжает Гезелл,- по которым вся область
диагностики развития должна быть теснее приурочена к педиатрии. Эти основания не
только логического, ж и практического свойства" (там же, с. 366). Исторически
правда он признает, что гла вными задачами педиатров были диагностика и лечение
болезней, но весь ход современной педиатрии выдвигаем на первое место
предупреждение и контроль. Эта задача так важна, что в ее сферу втягиваются не
только больные, но и слабые, даже нормальные дети. Эта задача так важна, что она
иногда
охватывает психологические и
правильным кормлением ребенка становится естественной основой более широкого и
столь же постоянного контроля за его развитием.
Логическая противоречивость последнего утверждения Гезелл, очевидна сама
собой. Понимая, что задачи диагностики развитие гораздо шире, чем задачи
педиатрии, он, исходя из ложного положения, будто диагностика развития должна
быть отнесена к одной из уже существующих областей, делает свой выбор в пользу
педиатрии, забывая, что если педиатрия составляем органическую часть более
широкой области, то вся эта область должна получить самостоятельное научное
развитие, что и осуществляется в педологии; педи атрия же должна развиваться как
одна из педологических дисциплин, которая строит диагностику и лечение болезни,
предупреждение заболевания и охрану здоровы ребенка на общем учении о законах и
динамике его развития. В этом отношении Гезелл обнаруживает характерную для
многих исследователей тенденцию к стихийному выходу за пределы собственной
компетенции,
не решаясь методологически
научной
дисциплины-педологии Подобно
говорят педологической прозой, сами того не сознавая. Они занимаются
педологическим исследованием, не называя его педологическим.
Однако полное решение проблем
только
на основе последовательного и
вопроса
относительно законов природы процессов
детского развития.
2.
Нам остается перейти ко
суммированию тех попыток, которые были нами сделаны в разное время на основании
исследований и которые все были проникнуты одной общей идеей-попыткой перейти от
фенотипической к каузальнодинамической точке зрения в методике изучения и
диагностике развития. Основным положением, от которого мы отправляемся здесь,
является правильное понимание задачи педологического исследования. Эту задачу мы
видим во вскрытии внутренних зако номерностей, внутренней логики, внутренних
связей и зависимостей, определяющих процесс детского развития в его строении и
течении. До последнего времени в исследованиях мы уделяли гораздо больше
внимания вопросу о динамике и течении процесса развития, чем вопросу о его
структуре сущности оба вопроса являются двумя сторонами одного и того же целого
и не могут быть не только правильно решены, но и верно поставлены один без
другого.
Основной принцип исследования развития совершенно правильно формулирует
Гезелл: "Высшим генетическим законом является, по-видимому, следующий: всякий
рост в настоящем базируется на прошлом росте. Развитие не есть простая функция,
полностью определяемая икс-единицами наследственности плюс игрек-единицами
среды. Это есть исторический комплекс, отображающий на каждой данной ступени
заключенное в нем прошлое. Другими словами, искусственный дуализм среды и
наследственности уводит нас на ложный путь; он заслоняет от нас тот факт, что
развитие есть непрерывный самообусловливаемый процесс, а не марионетка,
управляемая дерганием двух ниточек" (1932, с. 218). В другой книге Гезелл
говорит, что как у нормальных, так и у ненормальных детей все стадии орган
ически и безостановочно вытекают одна из другой, подобно действию хорошо
слаженной драмы, и если мы хотим понять развязку, мы должны следить за всеми
актами.
Таким образом, вскрытие внутренней логики драмы детского развития,
динамического сцепления между ее отдельными актами и перипетиями составляет
основную задачу методики педологического исследования.
Мы не будем подробно останавливаться на основных и первых этапах нашей
разработки педологической методики. Отдельные этапы были освещены в свое время в
ряде докладов и работ, к которым мы и отсылаем читателя. Здесь мы для понимания
преемственности всех этих этапов и для понимания внутренней логики развития
основной, защищаемой нами идеи приведем только главные положения, которые были
выработаны на предшествующих этапах. Первые положения приведи нас к убеждению,
что традиционные методы исследования (шкала Бине, профиль Г. И. Россолимо и др.)
основываются на чисто количественной концепции детского развития; по существу
они ограничиваются чисто негативной характеристикой ребенка. Развитие ребенка,
отраженное в этой методике, мыслится как чисто количественный процесс нарастания
качественно однородных и равных друг другу единиц, принципиально замещаемых на
любой ступени развития. Год раз вития есть всегда год, идет ли речь о
продвижений ребенка от шестилетнего к семилетнему или от 12- к 13-летнему
возрасту.
Информация о работе Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства