Воспитание ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья и семейном воспитании
1. Сущность содержания понятия «семья».
2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
3. Возникновение конфликтов
Глава 2. Коррекции внутрисемейных отношений
2.1. Пути коррекций внутрисемейных отношений.
2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных
отношений
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература

Работа содержит 1 файл

воспитание ребёнка в семье.диплом.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать)

Что будешь делать: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. 
Будешь плакать?

Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов

 
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. 
Что будешь делать:

Плакать? Жаловаться? Кричать?

Попытаешься отобрать? Начнешь его бить?

Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или шашки, или в другую игру), и два раза подряд 
проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать:

Плакать?

Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться?

 

                                       Подчеркни один из этих ответов.

 
37. Отец  не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответить? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь?

Попробуешь пойти  вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не  разрешает тебе идти гулять. Что  будешь делать:

Ничего не ответишь?

Надуешься?

Начнешь плакать?

Запротестуешь?

Попробуешь пойти  вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. 
Способен ли ты выполнить поручение?

Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных

мест.

Где ты сядешь?

Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

 

 

 

      41. В кинотеатре  много пустых мест. Твои родственники  уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в  кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

 

                 Данное экспериментальное  исследование было проведено в 8 «г»  классе средней школы № 35 пос. Ленинкент. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что у мальчика преобладают переменные, характеризующие отношения к другу, подруг, а у девочек преобладают перемены, характеризующие отношения к семейному окружению, и в особенности к матери, но привязанность к семье не определяет общительности в кругу друзей. Например, Абакаров Шамиль имеет большое количество выборов, характеризующих семейное окружение одинаково ко всем членам семьи. Однако среди друзей у него наблюдаются низкие перемены по шкале «общительность» и «отгороженность». У учеников, имеющих высокие показатели по шкале «любознательность» также высокие показатели по шкале «отношение к учителю».

           Среди большинство  способных учеников с отличной успеваемостью в школе. Если рассмотреть работу Исаевой Патимат, то мы увидим, что у неё очень высоки показатели по шкале «стремление к доминированию», «общительность» и «любознательность». И как далее выяснилось, она является эмоциональным лидером данного класса. У неё также наблюдаются высокие показатели по шкалам «отношение к матери», «отношение к отцу», «отношение к братьям и сестрам», «отношение к бабушке и дедушке». Как мы видим, эта девочка растет в семье с высокой рефлексией и ответственностью.  Ценностные ориентации подростков в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образных знаковых систем, природы, самого социального пространства непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия в окружении создает благоприятные условия для духовного развития подростков.

    Рассмотрим  еще один пример: Рамазанов Рамазан. У этого мальчика очень низкий почти нулевой процент перемены по шкалам «отношение к отцу», «отношение к матери», «отношение к бабушке и дедушке», «отношение к братьям и сестрам». Но зато у него очень высокие показатели по шкале «закрытость»   и   «отгороженность». Как   далее   выяснилось   из   беседы   с

Рамазановым Рамазаном, он воспитывается в отчужденной семье. К нему в семье относятся так же, как и в детстве, им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии.

    Отчужденные родители уже сделали свой вклад  в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем «отчужденной души», или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиатированная агрессия, или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

    Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу, к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данном теоретическом исследовании сделана попытка показать, что  новое общество, любое государство заинтересовано в том, чтобы семья и как ячейка общества, и как союз лиц, в основе которого лежит брак, и как близкие родственные души должна быть психологически здоровой единицей общества. Важнейший вопрос, который мы поняли это то, что дать детям хорошее, по мере возможности наилучшее нравственное воспитание - это основная задача родителей и семьи в целом. Все на благо детей.

    Семья имеет многогранную систему внутренних отношений. Характер этих отношений оказывает на развитие детей (даже раннего возраста) очень сильное воздействие. Наиболее плодотворны для них такие внутрисемейные отношения, которым присущи взаимная забота, атмосфера сердечности и человеческой близости.

    Близость  с родителями и старшими означает для детей такие отношения, при которых взрослые отдают ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдают бескорыстно, не требуя ничего взамен. А ребенок, впитывая все лучшее в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Вот почему дети ощущают острую потребность в дружных внутрисемейных отношениях, в хорошем отцовском и материнском влиянии, в том, чтобы их понимали в семье.

    Именно  добрые внутрисемейные отношения оказывают  положительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей, тем самым, ускоряя процесс прогрессивного, цивилизованного развития семьи, общества и государства.

    Семейное  воспитание по своей сущности всегда имеет общественный характер, ведь семья - коллектив, связанный с обществом. Воспитательному воздействию семьи подвержены не только дети, но и взрослые. Следует отметить его непрерывность, продолжительность, разносторонность. В этом с семьей не может сравнится один воспитательный институт.

 

    

          Действительно, человек  связан с семьей и подвергается её воздействию (в разных формах и с разной интенсивностью) со дня рождения и до конца своей жизни. Незаменимость воздействия семьи на ребёнка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания. Осознанная и целенаправленная педагогическая деятельность родителей сочетается с повседневным и очень сильные влиянием не детей уклада жизни семьи. Велика роль личного примера и авторитета отца и матери, родственных чувств, эмоциональности взаимоотношений воспитателей и воспитуемых, которой нельзя постичь все семьи.

    Людей, недооценивающих роль семейного воспитания, сейчас считанные единицы. Но, к сожалению, у них есть немало стихийных союзников. Правда, таковыми они себя не считают. Мы имеем в виду взрослых, которые просто-напросто не понимают, в чем сущность влияния семьи на ребенка. И этот «грех» присущ, пожалуй, многим родителям. Это скорее наша беда, чем вина: сами условия человеческой жизни такою, что далеко не всегда даже родители могут увидеть и осознать свое влияние на ребенка. Трудность этого заключается в том, что ребёнок испытывает не себе в одно и то же время много разнообразных влияний. Как он воспринимает их, как они скрываются на его развитии распознать очень сложно. Ещё мало изучено влияние родителей, семьи на детей раннего возраста. Его истинная суть далеко не соответствует сложившихся за десятки тысяч лет представлениям.

 

     

ВЫВОДЫ

    Проведенный выше теоретический анализ литературы дает нам возможность сделать ряд существенных выводов:

  1. Вся жизнь в семье это быть примером для подражания: ради ребенка 
    необходимо исправлять нехорошие черты своего характера. Любовь родителей 
    должна быть чувством глубокой привязанности к другому.
  2. Нормальная    семья    представляется    нам    союзом,    в    которой    при 
    индивидуальности    её    членов,    царят    дружественные    взаимоотношения, 
    взаимная поддержка и помощь. Неразделимость радости и горести, словом 
    совместный труд сделать жизнь лучше и легче.

3. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её. Появление 
их в семье событие, с которого начинается новая полоса жизни.

  1. Дети  вносят  в  жизнь  семьи  альтруистический  элемент,   который 
    суживает рамки эгоистического счастья других, открывая горизонты в других 
    направлениях. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато 
    дарят и много радости, недоступных бездетным супругам.
  2. Дети      вызывают необходимость строго относится к самим себе, к 
    взаимным     отношениям,     к     своим     отношениям     к     детям,     родным, 
    друзьям. Присутствие   детей   часто   служит   уздой   против   распущенности, 
    несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше 
    порядка,     удовлетворить     разнообразным     запросам     м     потребностям 
    материальным и духовным.
  3. Детей   нужно учить немногому, но хорошо: а многому и хорошо, к 
    сожалению невозможно. Так устроена наша психика пользоваться немногим, 
    но избирательным. При этом необходимо быть тактичным и избирательным. 
    Учить детей чему-то - это процесс творческий.
  4. Корни многих семейных конфликтов  в том, что человека с детства не 
    учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», "нельзя". 

       Нет гармонического сочетания строгости и ласки, не умеют нормировать их. А это умение в воспитании очень необходимо.

    8. Ошибки в  семейном воспитании связаны  с неправильными действиями

отцов и матерей, связаны с отрицательным влиянием   на детей всего уклада

семьи,  их личного  примера.  Слепая,  неразумная любовь.  Делят детей  на

любимых и нелюбимых  и т.п.

А главнее  в том, что родители плохо представляют цель, задачи, средства, формы и методы семейного воспитания.

      9. Перекладывание забот о воспитании  и на ясли, детсад, школу; отстранение детей от посильного домашнего труда; неумение пользоваться поощрениями и наказанием, применение физического наказания, отсутствие такта в отношениях о ребёнком, ставят его перед фактом о своем решении, забывая о том, что у ребёнка может быть свое мнение; ссоры родителей в присутствии детей; пьянство отцов; переоценка родителями своих воспитательных возможностей; переоценка возможностей и способностей детей; равнодушие к детям; материальная избалованность.

 

    Практические  рекомендации.

  1. Родителям необходимо помнить о том, что отношение к ребенку 
    должно быть дружеским. Относиться к нему вежливо и ласково.
  1. Все время доказывайте ребёнку своим поведением честное отношение 
    по отношению к нему. Умейте сдержать данное слово.
  1. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка постарайтесь понять, по 
    каким побуждениям он совершил свой поступок.

     4. Хвалите за достигнутые результаты. Держите себя с ребенком так,  чтобы он не боялся сознаться в тех поступках, за которые он должен был бы получить выговор, или быть наказанным. Пусть он верит в вашу справедливость.

  1. Не  обращайтесь  с  ним,  как с  маленьким ребенком.  Это  тормозит 
    душевное развитие ребенка. Скажите ему, что если он будет хорошо работать, 
    выполнять требования взрослых, то в будущем он сможет достигнуть сего того, 
    о чем будет мечтать.
  2. Воспитывая ребенка оба родителя и остальные родственники должны 
    действовать согласовано. В противном случае в ребенке возникнут внутренние 
    противоречия.
  3. В нравственном плане необходимо учить ребенка личным примером 
    благородному отношению к окружающему миру. Не угрожайте и не бейте его. 
    Не говорите о его непослушании с другими в его присутствии.
  4. Не  ведите  сами  себя  как дети,  давая  напрасные  приказания,  или 
    настолько не обдуманные, что их придется менять. Будьте последовательны в 
    своих требованиях. Причины всех детских пороков и ошибок ищите прежде 
    всего в самих себя.
  5. Постарайтесь понять, что в интеллектуальном плане дети неодинаково 
    развиты,   одни   сообразительные      и   живые,   другие   менее   сметливы   и 
    медлительны. Но и на   интеллектуальную сферу   главное влияние оказывает воспитание. На развитие интеллекта можно оказать как положительное, так и отрицательное влияние. Если ребенок задает вопрос, постарайтесь подумать, как ему всё это объяснить. Отвечать нужно сразу, не откладывая на более поздний срок.

Информация о работе Воспитание ребенка в семье