Воспитание ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья и семейном воспитании
1. Сущность содержания понятия «семья».
2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
3. Возникновение конфликтов
Глава 2. Коррекции внутрисемейных отношений
2.1. Пути коррекций внутрисемейных отношений.
2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных
отношений
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература

Работа содержит 1 файл

воспитание ребёнка в семье.диплом.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать)

успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
 
      
  1. Мне кажется, что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от 
                  нормы.
  2. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных 
                 проблем, если они его травмируют.
  3. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  4. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. ' 8. Мой 
                  ребенок часто неприятен мне.

    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  1. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит 
                   ему большую пользу.
  2. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку
  3. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  4. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

      14. Мой  ребенок  часто  совершает такие  поступки,   которые,   кроме 
                 презрения, ничего не стоят.

  1. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  2. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  3. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  4.  
 
  1. Моего ребенка  трудно научить хорошим манерам  при всем старании.
  2. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет 
    порядочный человек.
  3. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
  4. Я принимаю участие в своем ребенке.
  5. К моему ребенку "липнет" вес дурное.
  6. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
 
      
  1. Когда в  компании знакомых говорят о детях, мне немного   стыдно, 
                   что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  2. Я жалею своего ребенка.
  3. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне 
                    взрослее и по поведению, и по суждениям.
  4. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

      28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет,, и с 
              нежностью вспоминаю его маленьким.

  1. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  2. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не 
                  удалось в жизни.
  3. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать 
                    этого от него.
  4. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  5. При принятии семейных решений слезет учитывать мнение ребенка.
  6. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
 
      
  1. В конфликте  с ребенком я часто могу признать, что он по-своему 
                  прав.
  2. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  3. Я всегда считаюсь с ребенком.
  4. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

    39.  Основная причина капризов моего ребенка—эгоизм, упрямство и

             лень.

    40.  Невозможно   нормально   отдохнуть,   если   проводить   отпуск   с

           ребенком.

    41.   Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное  детство.

    42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на

         что хорошее.

  1. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  2. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  3. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  4. Мой ребенок часто раздражает меня.
  5. Воспитание ребенка—сплошная нервотрепка.
  6. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  7. Я не доверяю своему ребенку.
  8. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  9. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  10. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  11. Я разделяю интересы своего ребенка.
  12. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и 
                     сделает, то обязательно не так.
  13. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  14. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  15. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  16. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  17. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    60. невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю 
    этого от него.

    61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

    Ключи к опроснику

1. Принятие-опровержение: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,26,27,29,37, 
38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,52,53,55,56,60.

  1. Образ социальной желательности поведения: 6,9,21, 25,31,34,35,36.
  2.   Симбиоз: 1, 5,7,28,32,41,58.
  3. Авторитарная гиперсоциализация: 2,19,30,48, 50,57,59.
  4. "Маленький неудачник": 9,11,13,17,22.28, 54,61.

           
          Порядок подсчета тестовых баллов

     При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ    "верно".

      Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется  как:

  • отвержение,
  • социальная желательность,
  • симбиоз,
  • гиперсоциализация,
  • инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде 
    таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
  •  
 
 
      "сырой"  балл
        1 шкала

        0          1

      : "принятие-отвержение"

      2         3         4         5          6         7

      8
      проценти-льный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63    3,79 12,02
      "сырой"

      балл

      9 10 И 12 13 14 15        16 17
      процента-льный ранг 31,0 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50  92,40 93,67
      "сырой"  балл 18 19 20 21 22 23 24        25 26
      проценти-лъный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36    100 100
      "сырой" балл 27 28 29 30 31 32    
      проценте-льный ранг 100 100 100 100 100 100    
      "сырой"  балл 0 1         2
        2

        3

      шкала

      4        5

        6
        7         8
        9
      проценти-льный ранг 1,57    3,46     5,67    7,8* \     9,7' '     12.29    19,22    31.19   48.82 80.93

 

 
 

        *
      3
    шкала        
    "сырой"  балл 0 1 2 3 4 5 6 7
    лиши 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
    ранг              
      -
         
      4
    шкала        
    "сырой"  балл 0 1 2 3 4 5 6  
    процантн-

    ЛЫШЙ

    4.41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76  
    ранг                
         
      5
    шкала        
    "сырой"  балл 0 1 2 3 4 5 6 7
    процеитн-льлый 14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 9937 100
    ранг                

 

 

      В результате факторизации данных общей  выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — "маленький неудачник". На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

      Валидность  опросника определялась методом  известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

      Данное   экспериментальное исследование было нами проведено среди родителей, дети которых учатся в 3-х и 8-х классах школы №18 г. Махачкалы. При сравнении полученных данных 1-й и 2-й группы было выявлено, что: у родителей, которые имеют детей младшего школьного возраста, доминирует шкала - «авторитарная гиперсоциализация» - которая отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Эти родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своей воли ребенка сурово наказывают.

      Родитель  пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. У таких родителей авторитарный стиль воспитания детей, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения. Любовь к ребенку выражается достаточно экспрессивно. В таких семьях обычно вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками. А у родителей, дети которых учатся в 8-х классах доминирует шкала "«имбиоз"»- которая, отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель стремится оградить подростка от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, он ему кажется маленьким и беззащитным. Подростка, конечно же, раздражает такое к себе отношение. Стремление его обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Он испытывает потребность в более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы».

Информация о работе Воспитание ребенка в семье