Воспитание ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья и семейном воспитании
1. Сущность содержания понятия «семья».
2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
3. Возникновение конфликтов
Глава 2. Коррекции внутрисемейных отношений
2.1. Пути коррекций внутрисемейных отношений.
2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных
отношений
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература

Работа содержит 1 файл

воспитание ребёнка в семье.диплом.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать)

 

      

  МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ

     Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

     Методика  является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

     Перед началом работы с методикой ребенку  сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

     Ребенок должен выбрать себе место среди  изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отрешении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

     Простота  и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных текстов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квалификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

     Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие группы переменных:

 

     

       1)   Переменные,   характеризующие   конкретно-личностные   отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методика выделяют 12 признаков:

    отношение к  матери,   отношение к отцу,

    отношение к  матери и отцу как семейной чете,

    отношение к  братьям и сестрам,

    отношение к  бабушке и дедушке,

    отношение к  другу,

    отношение к  учителю,

    любознательность,

    стремление  к доминированию,

    общительность,

    отгороженность,

    адекватность.

     Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

     Методику  Р. Жиля нельзя отнести к числу  проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих и статистической обработки.

 

     

      Ключ 

    Назначение  шкал
      № заданий
      Общее
    п/п     кол-во заданий
      1
    Отношение к  матери 1-4,8-15,
      20
        17-19,27,38,40-42  
      2
    Отношение к  отцу 1-5,8-15,17-19,
      20
        37, 40-42  
      3
    Отношение к  матери и 1-4,6-8,14, 17,19
      10
      отцу как  к    
      родительской  чете    
    4 Отношение к  братьям 1-2,4,5,6,8-19, 30,40,42
      20
    5 и сестрам Отношение к бабушке 1,4,7-13. 17-19,30,40,41
      15
      и дедушке    
    6 Отношение    к   другу 1,4,8-19,25,30,33-35/40
      20
    7 (подруге) Отношени                  к 1,4,5,9,11,13, 17,19,26,28-
      15
      авторитетному 30, 32,40  
    8 Любознательность 5,22-24,26,28-32
      10
    9 Доминантность 20-22,39
      4
    10 Общительность 16,22-24
      4
    11 Закрытость, 9,10,14-16,17,19,22-
      15
    12 Социальная 9,25,28,32-38
      10

 

        СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ Рене Жиля

1. Вот стол, за  которым сидят разные люди. Обозначь  крестиком, где сядешь ты. 

Папа 

Мама 

        2. Обозначь  крестиком, где сядешь ты. 

Мама 

Тетя 

Папа 
 
 
 
 

3. Обозначь крестиком,  где сядешь ты.

 

Мама

  Папа

 
 

А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их

родственные   отношения   (мама,   папа,   брат,   сестра)   или   (друг,   товарищ, одноклассник).

 
 

5. Вот стол, во  главе которого сидит человек,  которого ты хорошо знаешь. Где бы ты сел? Кто этот человек?

 

 
 
 

       
       
      6. Ты вместе со своей семьей  будешь проводить каникулы у  хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя. 

    Брат       Папа и мама
     
    Сестра        

 
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую выбрал (выбрала) ты. 

    Папа  и мама        
     
    Бабушка и Дедушка        

 
 
8. Еще раз у знакомых. Обозначь  комнаты некоторых людей и  твою комнату.

 

      9.Решено преподнести одному человеку сюрприз. 
      Ты хочешь, чтобы это сделали?

Кому?

А может быть тебе все равно?

Нипиши ниже.

10. ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты 
едешь,  только  два свободных  места:  одно для тебя,  второе  для  другого 
человека.

Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

  1. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. 
    Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? 
    Напиши ниже.
  1. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать 
    больной зуб.

Ты пойдешь  один? Или с кем-нибудь?

 
13. Ты сдал  экзамен.

 

 

Кому первому  ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке  загородом. Обозначь крестиком, где ты находишься?

      Мама

 

  Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз?

 
 
 
 
 
16. Где ты на  этот раз?

 
 

 

  Теперь на этом рисунке размести  несколько человек и себя.

Нарисуй или  обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

 
 
18. Тебе и некоторым другим дали подарки. 
Кто-то получил гораздо лучше других. 
Кого бы ты хотел видеть на его месте?

А может быть, тебе все равно? Напиши ниже.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. 
По кому бы ты тосковал сильнее всего

Напиши ниже.

20. Твои товарищи  идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

 

                  50

        21. С кем ты любишь играть?

    С товарищами твоего возраста, младше себя, старше себя. Подчеркни один из возможных ответов.

        22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

 
             23. Вот твои товарищи.  Они ссорятся по неизвестной  тебе причине. 
 Обозначь крестиком, где будешь ты.

     

 

         24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

    25. Товарищ  нарочно толкнул тебя и свалил  с ног.

    Что будешь делать:

    Будешь плакать?

    Пожалуешься учителю?

    Ударишь его?

    Сделаешь ему  замечание?

    Не скажешь  ничего?

    Подчеркни один из ответов.

     26. Вот человек, хорошо тебе известный.  Он что-то говорит сидящим на  стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

 

                                   27.Ты много помогаешь маме?

Мало?

Редко?

Подчеркни один из ответов.

     28.Эти  люди стоят вокруг стола, и  один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

     29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет.  Обозначь крестиком, где ты.

 
 
 
     30.  Во  время   прогулки  все  расположились   на  траве.   Обозначь,  где находишься ты.

 

      

 
 

     31.   Это   люди,   которые   смотрят   интересный   спектакль.   Обозначь крестиком, где ты. 

  6

 
 

    32. Это показ  таблицы. Обозначь крестиком,  где ты.

 

  Один из товарищей смеется над тобой.

Информация о работе Воспитание ребенка в семье