Воспитание ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья и семейном воспитании
1. Сущность содержания понятия «семья».
2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
3. Возникновение конфликтов
Глава 2. Коррекции внутрисемейных отношений
2.1. Пути коррекций внутрисемейных отношений.
2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных
отношений
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература

Работа содержит 1 файл

воспитание ребёнка в семье.диплом.doc

— 1,010.50 Кб (Скачать)
 

 

               Федеральное агентство по образованию

             Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 
 

               Дагестанский государственный  педагогический университет

               Институт управления, педагогики и психологии непрерывного профессионального образования 
 
 
 
 

                   Кафедра педагогики и психологии

                   Специальность Менеджмент организации.

                   Управление  и экономика образования

                   Курс 5 курс 
 

                   Магомедов Магомед 
 
 

            «Психолого - педагогические условия воспитания ребенка в семье» 
 

                   Выпускная  квалификационная работа 
 

                   Научный руководитель:

                   Гитинова М.Г. 
 

      Работа  допущена  к защите______________________________________

      Заведущий кафедрой___________________________________________

      Дата  представления____________________________________________

      Дата  защиты__________________________________________________

      Оценка_______________________________________________________ 
 
 
 

      Махачкала  2007

 

   

             СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

Глава 1. Семья и семейном воспитании

  1. Сущность содержания понятия «семья». 
  2. Взаимоотношения родителей и детей как оптимизация внутрисемейных отношений
  3. Возникновение конфликтов  

Глава 2. Коррекции  внутрисемейных отношений  

2.1. Пути коррекций  внутрисемейных отношений.  

2.2. Экспериментальное исследование внутрисемейных

отношений 

Заключение 

Выводы 

Практические рекомендации 

Литература 

 

    ВВЕДЕНИЕ

     Проблемы  семьи и брака величайшие и  порой трагические проблемы. Поэтому  они волнуют сейчас не только психологов социологов, но и всех здравомыслящих политиков, ученых, бизнесменов, деятелей литература и искусства.

     Проблема семьи и брака сейчас стоит очень остро. Об этом свидетельствует и статистика.

     Формирование  психологии человека, то есть его моральных  устоев, взгляды на жизнь, основ поведения и взаимоотношений с людьми происходит в детском возрасте под влиянием родителей, в семье. Заложенная с детства информация остается с человеком на всю жизнь, ведь именно в детстве человек более всего поддается психологическому воздействию, которое сказывается не столько на сознании, сколько на подсознании и эмоциях человека. Родители должны знать и учитывать особенности детской психологии, чтобы не совершать ошибок, которые могут иметь серьезнее последствия для взрослой жизни их ребенка (такие как формирование комплексов).

      Взаимоотношения детей и родителей  психологическая проблема, требующая особого внимания в современных условиях развития рыночной экономики.

      Актуальность данной темы обуславливается также тем, что меняется отношение к ребёнку. Социально-нравственные и психологические ценности чаще всего неосознанно, в погоне за материальным благополучием обесцениваются. В заботе о хлебе насущном у родителей нет времени на понимание личности ребёнка, его интересов и запросов. Ценность ребёнка в семье, выступает порой как ценность нового работника.

      Ваше  собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с

 

      

      друзьями  и с врагами, как вы смеетесь, читаете  газету- все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него, невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

     Груз  привычных, но не верных представлений все еще ощутимо сказывается и в сфере формирования личности (10).

      Это в первую очередь относится к  семейному воспитанию, где зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные со всех точек зрения процессы становления нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности, её духовной культуры. И не забудем, подрывается психическое здоровье детей и молодежи.

      Формирование  в семье прочных нравственно-этических  связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу - всего того, что необходимо для благоприятного социального развития личности ребенка, подростка, - стало одним из магистральных направлений научно-практических поисков в современном человекознании (6).

      Ну  а что необходимо для того, чтобы  семейное воспитание оказалось успешным? Во-первых, наличие семьи, как единого  целого и психологической общности. Это значит, что семья должна созидаться и сохраняться. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В - третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка, отношения между родителями и детьми. И, в- четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания (6).

     Вот об этом то написана моя работа. О  том, как сохранять и строить  семью. О том, как сделать отношения в ней как можно более благоприятными

 

     

      для ее членов. О том, как, учитывая и используя эти отношения, формировать из детей всесторонне и гармонично развитые личности. Она посвящена воспитанию не только детей, но и их родителей, которые друг для друга являются ещё и супругами, и родителей этих родителей, для которых их взрослые дети навсегда останутся детьми, а стремительно взрослеющие дети их детей - внуками (11).

     Гипотеза     исследования:      эффективность      семейного      воспитания существенно повысится, если:

  • выявить тип взаимоотношений детей и родителей;
  • выявить причины возникновения конфликтов;
    • повысить требования к уважительному отношению родителей к детям, 
      и наоборот.

    Задачами  являются:

     1. повышение уважения к личности ребенка. Разумеется, уважение к детям 
не исключает соответствующего влияния на принятие решения тем более, если 
это влияние основывается на опыте, знаниях и если при этом учитываются 
способности и интересы ребенка.

    2. Совершенствование    нравственно-эмоциональной    выразительности 
супружеских отношений в условиях перехода к рыночной экономике.

    3. Развитие гармоничности и эмоциональной полноценности отношений 
родителей к детям. Прежде всего, зависящей от глубины родительской любви как социально осмысленного чувства, т.е. чувства не слепого, а сочетающегося с уважением и требовательностью к ребёнку.

 

    

    Глава 1. Семья и семейном воспитании

     1.1. Сущность содержания понятия «семья».

     Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней он растет, воспитывает, в ней личность усваивает моральные и нравственные нормы. Многие вопросы личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особенной атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присущи семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, разделенная дружеским родственным участием, покажется менее тяжелой. Подрастают дети. Начинают самостоятельную жизнь, строят свои семьи. И у них тоже появляются дети, о которых надо заботиться, воспитывать. Совершается извечный круговорот жизни, в которых семья занимает одно из главнейших мест.

Нам представляется интересным предоставить три дополняющие  друг друга точки зрения на предмет определения понятия семьи, семейного счастья и благополучия: общества, самой семьи и ученых.

Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья - это та, в которой созданы все условия для её нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения её функций, прежде всего, конечно воспитательной и репродуктивной. Таков естественней социальный аспект проблем семейного благополучия, закономерно, вытекающий из того факта, что семья - это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства его членов. Поэтому благополучие каждой семьи - это благополучие общества в целом.(4)

С социологической  точки зрения семья - это союз лиц, в основе которого лежит брак, родство, усыновление, удочерение. Семья характеризуется общностью жизни всех её членов, их едиными интересами, заботой друг о друге. Семья

 

    начинается  с брака, зарегистрированного в установленном законом порядке. Логическое ее развитие - появление детей.

    Многие  ошибочно считают, что зарегистрировав  свои отношения в ЗАГСе завершили работу по содержанию семьи. Считают, что семья уже создана и можно расслабиться. Именно от этого ошибочного представления о создании семьи, к сожалению, в некоторых случаях, начинается и её разрушение.

    Поэтому с психологической точки зрения семья - это муж, жена и дети, связанные  между собой тесными родственными узами, которые и составляют основное ядро семьи.С точки зрения социологов семью рассматривают как исторически конкретно систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Если немного раскрыть это весьма емкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям. О системе взаимоотношений здесь упомянуто потому, что в семье этих самых взаимоотношений довольно много. Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента, отличаясь, правда, характером объединения.  Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнение определенных функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной. Семья была, и есть, и будет важнейшим институтом воспитания, социализации и личности ребенка, ибо по сути своей она является микро ячейкой общества, естественной средой развития малыша (8).

    Семейные  отношения, как и другие важные вопросы  жизни общества, регулируются чертами  права, т.е. государство в известных  пределах устанавливает ряд обязательных правив, цель которых - определять поведение членов семьи, развивать их в том направлении, которое наиболее полно отвечает интересам общества. Семейным законодательством установлены основания, из которых возникают семейно-правовые связи. Правовыми нормами определяются права и обязанности, которые возникают между лицами, образующими семью.

Информация о работе Воспитание ребенка в семье